Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Теория власти Желтов В.В..doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
3.06 Mб
Скачать

7.3. Власть элиты. В. Парето

Как мы уже отмечали, К. Маркс анализирует власть классов. В отличие от него В. Парето различает элиту и массу граждан в обществе, руководителей и тех, кто подчиняется им. Элита, буду-

чи господствующим меньшинством, занимает в вопросах господ­ства стратегические позиции.

Вильфредо Парето (1848-1923) итальянский социолог и эко­номист, возглавлявший с 1912 г. кафедру социологии в универси­тете г. Лозанны. Автор «Курса политической экономии» (1896) стал знаменитым после опубликования в 1916 г. «Трактата общей социологии».

В. Парето предложил два определения понятия элиты. Со­гласно одному из них под элитой понимается правящее меньшин­ство, осуществляющее политические функции. К этой правящей и политической элите добавляется элита в общем и широком смысле слова, которая представляет собой господствующее мень­шинство, занимающее самые высокие позиции в профессиональ­ных сферах и иерархиях и в силу этого располагающее властными полномочиями.

Кто же социально правит в обществе? Именно элита в широ­ком смысле слова как категория социально «преуспевшая» и за­нимающая господствующие позиции в обеспечении равновесия в обществе, удерживающая в некотором смысле вожжи власти.

«Предположим, — пишет В. Парето, — что во всех областях человеческой деятельности каждому индивиду определяется ин­декс, которым отмечаются его способности, и этот индекс опре­деляется примерно так же, как ставятся оценки на экзаменах по различным предметам, изучаемым в школе. Например, тому, кто преуспел в своей профессии, мы поставим 10. Тому, кто не приоб­рел ни одного клиента, мы ставим 1, а ноль может получить тот, кто просто является кретином. Тому, кто заработал миллионы, вне зависимости от того, хорошо это или плохо, мы ставим 10. Тому, кто зарабатывает тысячи франков, мы ставим 6. Тому, кто просто не умер с голоду, мы поставим 1. Тому, кто госпитализирован в приюте для бедняков, мы поставим 0... И таким образом продол­жая, мы можем дать оценки во всех областях человеческой дея­тельности... В итоге мы определим класс тех, кто обладает самыми высокими индексами в отрасли их деятельности, и назовем этот класс элитой. Всякое другое имя и даже просто буква алфавита могли бы быть использованы для цели, определенной выше»516.

515 См. подробнее: Желтое В.В., Желтое М.В. История западной со­циологии: этапы, идеи, школы. С. 716-724.

516 РагеЮ V. ТгаИё йе зосю1о

1е вёпёга1е. Р., 1965. Р. 1296-1297.

418

27*

419

При этом Парето различает неправящую элиту и элиту, играю­щую роль нотабля в правлении. Правящая элита прямо связана с государственной властью, и потому она нас более всего интересует.

Правящая элита представляет собой меньшинство, господ­ствующее над массой, в целом согласной с тем, что элита руково­дит ею. И это руководство, как отмечал еще Н. Макиавелли, осу­ществляется либо силой, либо при помощи хитрости. И потому он говорил о «львах» и «лисицах» как двух группах правящей эли­ты. И Парето использует такое воображаемое разделение элиты, говоря о двух типах семей, или категорий, политических элит: се­мья львов и семья лисиц.

Можно утверждать, что социальное и политическое равнове­сие не является устойчиво стабильным по времени. Отсюда воз­никает потребность в циркуляции элит: история показывает, что правящие меньшинства, находясь у власти, постепенно приходят в упадок, и сама жизнь требует обновления элиты за счет включе­ния в нее представителей из более низких по социальному поло­жению слоев общества. В конечном счете это обновление может приводить и приводит к замене элиты новым правящим мень­шинством, которое обретает господство в политическом и соци­альном поле.

«Нужно учитывать способ, при помощи которого различные группы населения перемешиваются. Те, кто переходит из одной группы в другую, привносят туда некоторые тенденции, чувства, способности, которые они приобрели в группе, выходцами из ко­торой они являются... Этот феномен назвали циркуляцией элит».

Короче говоря, при помощи проникновения в элиту предста­вителей иных социальных слоев общества происходит обновление правящего слоя.

Концепция В. Парето была подвергнута жесткой критике со стороны крупного политолога Р. Арона, который в одной из своих работ назвал итальянского социолога «предтечей фашизма». При этом Р. Арон говорит, что Парето разоблачает упадок буржуазии, не исключая тем самым возможность победы народных классов в политическом соперничестве. Но эта теория, утверждает Р. Арон, совершает ошибку, предполагая, что «современные общества оп-

ределяются правящим классом, в то время как они характеризу­ются соперничеством между^правящими категориями»518.

Остановим свое внимание на этом положении. В. Парето ана­лизирует макрогруппы. Его интересует весь правящий класс, а не различные социальные группы (категории, используя терминоло­гию Р. Арона), находящиеся у власти. Однако доктрина «циркуля­ции элит» оказывается весьма продуктивной при анализе глобаль­ного общества. Парето в своем творчестве обращает пристальное внимание на вопросы социальной разнородности общества, что отвечает нынешнему состоянию развитых стран.

Трудно переоценить вклад элит в развитие общества. Именно элиты порождают и утверждают нормы, ценности, культуру. С де­ятельностью элит связано появление идей века Просвещения. Аристократические салоны в период господства аристократии на­деляли посетителей репутацией и способствовали появлению пи­сателей и мыслителей. Аристократия тем самым будила философ­ский дух.

Не следует упускать из виду и тот факт, что власть элиты ко­ренится в совокупности идей и идеологий, присущих тому или иному времени и выражающих созидательные и защитительные ценности этого времени. Личные способности членов элиты по­зволяют им занимать стратегические позиции в структурах власти и эффективно действовать во имя осуществления разделяемых ими идей и идеологий. Элиты в некотором смысле являются зер­калом эпохи, ее изобретением, ее богатством. Словом, элита как социальный и политический феномен обозначает едва ли не глав­ное измерение власти.