Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Теория власти Желтов В.В..doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
3.06 Mб
Скачать

6.5. Типы государства

В политической науке анализируются разные типы современ­ных государств: правовое, демократическое, либеральное, республи­канское, всеобщего благоденствия. В основе механизма власти этих типов государств находятся Право, Закон, Суверенитет народа. Всем этим типам государств присущ принцип разделения властей.

Что такое власть правового государства? Это юридически-эт­ническая структура, связанная с сохранением человеческого досто­инства и никак не связанная с так называемым полицейским го­сударством.

Власть в демократическом государстве основывается на суве­ренитете народа и всеобщем голосовании. Власть либерального государства представляет собой ограниченную силу. Это связано с тем, что в таком государстве стремятся избежать концентрации власти в руках одного лица. Иногда такое государство определяют как «минимальное государство» и даже называют его «ночным сторожем». И потому, как справедливо отмечает Ж. Рюсс, его нельзя отождествлять ни с правовым, ни с демократическим госу­дарством489 .

Власть республиканского государства структурирована пра­вом, а также принципом светскости, разделяющего гражданское и религиозные общества. Такое разделение означает, что государ­ство не осуществляет религиозной власти, а Церковь — полити­ческой. Как отмечал один из исследователей истории происхож­дения христианства Ж. Ренан (1823—1892), светскость означает нейтралитет государства по отношению к религии. А республи­канское государство характеризуется господством светскости.

Наконец, власть государства всеобщего благоденствия пред­ставляет собой силу, заключенную в инстанциях финансового и экономического распределения, что используется для защиты и покровительства над значительной частью общества. Такое госу­дарство осуществляет стратегию интервенционизма (вмешатель­ства) в экономику и в процесс распределения (и даже перераспре­деления) национального богатства и результатов экономической деятельности в интересах наименее обеспеченных слоев населения.

384

488 БоппесНеи ее УаЪгез]. V ЕШ. Р., 1992. Р. 5.

489 Яиы I Ор. сП. Р. 87.

25 Заказ 125

385

Промежуточное положение между правовым и «патологичес­ким», или угнетательским, государствами занимает так называе­мое рациональное государство, которое было подвергнуто деталь­ному анализу в работах М. Вебера, показавшему, в частности, что в таком государстве администрация играет главную роль, осуще­ствляя на деле реализацию публичного интереса.

6.5.1. Монархическое государство

Понятие «монархическое государство» обозначает такое госу­дарство, в котором высшая власть осуществляется королем или царем (монарх), являющимся обладателем власти. Символом единства и постоянства этой власти, а также ее духовной силы яв­ляется корона. Коронование же прямо связано с символами свя­щенности.

Автор исследования «Литургии в политике» Клод Ривьер по поводу коронования пишет следующее: «Коронование является одновременно фактором утверждения монархического авторите­та, признания наследственной легитимности, символично изби­раемой («Да здравствует король!»), и ритуала, выражающего леги­тимность этого авторитета, потому, что Церковь, даруя и освящая скипетр и меч, выражает тем самым верховенство духовной влас­ти перед лицом власти мирской. Вместе с тем Церковь признает в короле земной образ суверена вселенной и делегирует королю часть своей священности»490. Коронование как бы напоминает нам, что монархическое государство является участником того, что называется сверхчувственным, а сама процедура придает выс­шей власти ореол и нимб священности.

490 Шиге С. 1x8 Мшрез с!и роНпяие. Р., 1988. Р. 30.

С течением времени монархическое государство претерпело существенные изменения. На смену персонифицированному ха­рактеру властных отношений в прошлом пришли конституцион­ные монархии, где король является символом единства сообще­ства. Правда, вплоть до наших дней в мире сохраняются абсолют­ные монархии. В монархическом государстве действует механизм персонального отношения к власти субъекта любого социального

уровня. Основным в этом механизме являются верноподданни­ческие чувства к личности суверена. В этом чувстве находит свое выражение едва ли не основной принцип власти.

В монархическом государстве правитель наделяется элемента­ми священности, он осуществляет персонифицированную власть в отношении подданных. И это является одним из важных моментов структуры монархической власти, что обеспечивает ее стабиль­ность. Некоторые юристы и политологи усматривают в этом факте предпосылку возникновения будущего правового государства.

Такой подход к монархическому государству изложен в насле­дии Ш. Монтескье, который утверждал, что в монархии государь обладает суверенной силой, но осуществляет власть на основе за­кона. Законы определяют решения и служат их основанием. Зако­ны и посреднические власти становятся препятствием для деспо­тического отклонения. «Власти посредствующие, подчиненные и зависимые, образуют природу монархического правления, т.е. та­кого, где правит одно лицо посредством основных законов. Я ска­зал: посредствующие, подчиненные и зависимые потому, что в монархии источником всякой политической и гражданской влас­ти является сам государь. Эти основные законы необходимо пред­полагают существование посредствующих каналов, по которым движется власть, так как если в государстве нет ничего, кроме из­менчивой и капризной воли одного, то в нем ничего не может быть устойчивого, а следовательно, не может быть никакого ос­новного закона.

Самая естественная из этих посредствующих и подчиненных властей есть власть дворянства. Она некоторым образом содер­жится в самой сущности монархии, основное правило которой: "Нет монарха, нет и дворянства, нет дворянства, нет и монарха". В монархии, где нет дворянства, монарх становится деспотом»491.

Что же это за контрвласти или посреднические власти, сто­ящие на пути появления деспотии? Это, по Монтескье, наслед­ственная честь, парламент, клир. Ш. Монтескье не скрывал своих симпатий к монархическому государству, в котором люди живут в безопасности и испытывают чувство уважения к закону. Иное дело — абсолютная монархия, когда правитель сосредоточивает в

4 91 Монтескье Ш. Указ. соч. С. 175-176.

25*

387

своих руках всю полноту власти, что дает возможность использо­вать такую стратегическую ситуацию по своему усмотрению.

Ясно, что для перехода к правовому государству нужно огра­ничить концентрацию власти в одних руках, а также ликвидиро­вать личностный характер отношений с сувереном. Такое, как правило, осуществляется при помощи насилия, порождаемого чаще всего революциями или войнами.