Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Uchebnik_po_istorii_GUU_ctrukturir_doc.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
10.12.2019
Размер:
2.58 Mб
Скачать

3.3. Экспансия Запада. Русь, Орда, Литва

Нашествие, разгром Северо-Восточной, Южной, Юго-Западной Руси, образование Золотой Орды, чье владычество в той или иной форме распространялось на огромные территории русских земель, повлекли за собой дальнейшее их разъединение и прежде всего окончательный и долгий разрыв исторических судеб Северо-Восточной и остальной Руси.

Многие цивилизационные процессы, в частности центростремительные тенденции, оказались грубо подрезанными. Русь окончательно потеряла свободный выход на Волгу, утратила в пользу Орды свои вассальные владения в Окско-Волжском междуречье, Среднем и Нижнем Поволжье, на Северном Кавказе.

Общее ослабление Руси привело к активизации ее противников на юго-западе - Венгрии и Польши, на северо-западе - Тевтонского ордена, Швеции, Дании, Литвы, которые методично и настойчиво оттесняли русские княжества от балтийского побережья.

Политика Владимиро-Суздальского княжества (позднее Великого княжества Владимирского) после монгольского нашествия строилась с учетом постоянного давления со стороны Золотой Орды. Великие князья владимирские, а позднее и московские прекрасно понимали историческую реальность второй половины XIII в. и всепобеждающую мощь Сарая, делали все для того, чтобы сохранить стабильные отношения с ордынскими владыками для упрочения своих позиций среди русских земель и для продвижения внешнеполитических интересов Руси на оставшихся в ее ведении западном и северо-западном направлениях.

Первыми это блестяще продемонстрировали Ярослав Всеволодович и особенно Александр Невский, чье истинное величие заключалось, может быть, не столько в его военных предприятиях как новгородского князя -замечательных победах над литовцами, шведами, немцами, сколько в осторожной, дальновидной, хитрой политике по отношению к Орде и достижении своих целей как в общерусской политике, так и во внешнеполитической сфере на западных и северо-западных рубежах.

Монголо-татарское нашествие и иго, безусловно, заметно ослабили все русские земли, и прежде всего Северо-Восточную Русь, а также Новгородскую землю, что вызвало заметную активизацию западного крестоносного мира по отношению к русским владениям в Прибалтике, Финляндии и непосредственно к русским территориям.

Первой пробой сил на северо-западных и западных русских границах в послемонгольский период стал натиск литовцев, которые в 1239 г. захватили Смоленск и готовили удар по Новгородской земле. Александр Ярославич, княживший в то время в Новгороде, поставил против Литвы оборонительные городки на реке Шелони, а его отец Ярослав Всеволодович выбил литовцев из Смоленска, тем самым предотвратил их поход на новгородские владения.

Затем последовал натиск шведов. В июле 1240 г. шведский флот с войском на борту вошел в устье Невы. Поднявшись по Неве до впадения в нее реки Ижоры, рыцарская конница высадилась на берег. Князь Александр Ярославич со своей дружиной скрыто подошел к лагерю шведов и ударил по ним, а небольшое новгородское ополчение отрезало шведам путь, по которому они могли спастись бегством на свои корабли. Александра Ярославича за победу на Неве русский народ прозвал Невским. Значение этой победы в том, что она надолго остановила шведскую агрессию на восток, сохранив за Русью выход к Балтийскому побережью.

Летом того же 1240 г. Ливонский орден, а также датские и германские рыцари напали на Русь и захватили Изборск и Псков. Александр Невский внезапным ударом освободил захваченные города. Получив известие, что на него идут основные силы Ордена, он перекрыл путь рыцарям, разместив свои войска на льду Чудского озера. Русский князь показал себя как выдающийся полководец. Александр разместил войска под прикрытием крутого берега на льду озера, исключив возможность вражеской разведки своих сил и лишив противника свободы маневра.

5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера состоялась битва, получившая название Ледового побоища. Рыцарский клин пробил центр русской позиции и уткнулся в берег. Фланговые удары русских полков решили исход сражения: как клещи, они сдавили рыцарскую «свинью». Рыцари, не выдержав удара, в панике бежали. Семь верст гнали их новгородцы по льду, который к весне во многих местах стал слабым и проваливался под тяжеловооруженными воинами.

В этой битве решалась не только судьба Новгородской и Псковской имель, но и дальнейшая судьба Северо-Восточной Руси. После разгрома крестоносцев на льду Чудского озера Орден отказался от своих завоеваний и 11овгородской земле, его военная мощь была ослаблена. Северо-Восточная Русь стала первым центром объединения русских земель.

После смерти Александра Невского его старшие сыновья (Дмитрий и Андрей) упорно боролись за великий Владимирский стол, а младшему (Даниилу) досталась в удел Москва с округой на западном пограничье Владимиро-Суздальской земли. В 70-х гг. XIII в. Москва становится собственно стольным градом небольшого княжества, а его правитель -основатель московской династии Даниловичей. Даниловичи (Иван Калита и его дети - Симеон Гордый, Иван Иванович Красный) продолжали рашивать отношения с Ордой на тех же принципах. Они скупают, присоединяют земли, наращивают демографический потенциал, материально-техническую базу власти. Московские князья собирают не только земли, власть светскую, но и духовную. Иван Калита сумел подружиться с митрополитом Петром, который часто бывал в Москве. После смерти Петра наследовавший митрополичью кафедру Феогност переселился в Москву, которая отныне становится и духовным центром объединения русских земель.

Возникшие связи между московскими властями и церковными, получили развитие в 1352 г., когда митрополитом стал сын московского боярина Федора Бяконта Алексей. Роль митрополита Алексея особенно несомо проявилась в годы малолетства князя Дмитрия Ивановича. Решительные действия главы русской православной церкви способствовали укреплению власти Московского князя. Духовенство не раз оказывало поддержку великим князьям, чья власть укрепляла позиции православия в Северо-Восточной Руси.

Литва (Великое княжество Литовское и Русское) — второй центр объединения русских земель.

В конце XII - начале XIII в. у народов Прибалтики завершается процесс разложения первобытнообщинного строя и складывания раннефеодальных государств. Наиболее интенсивно эти процессы проходили на землях, населенных литовскими племенами (жемайты, жудь, аукшайты, ятваги, курши). С конца XII в., а особенно в первой трети ХШ в. возрастает на них давление со стороны немецких крестоносных орденов. Собственно, это давление (захват литовских земель, насильственная христианизация Литвы, блокада ее с моря и оттеснение от балтийского побережья) в известной мере способствовали объединению литовских племенных союзов в единое и сильное государство.

В середине XIII в. в Литву под руководством Миндовга уже входили некоторые западные русские земли (часть современной Западной Белоруссии с Новогрудком). Языческая Литва и православная Новогрудшина мирно соседствовали под властью литовского князя. Определение «русский» (наряду с «литовский», «прусский») входило в титул великого князя литовского еще в XIV в., задолго до того, как появилось в титуле московских государей.

В XIII-XV вв. в Новгороде и Пскове не было собственной княжеской династии, приглашенными «служилыми князьями» были русский и литовский князья. В Пскове долго княжил Довмонт - Тимофей, потомок литовского князя Любарта, он успешно воевал с крестоносцами, завоевывал новые земли. В Новгороде длительное время находились литовский служилый князь Глеб - Наримонт и его сын. Это были князья литовской династии Гедеминовичей, принявшие православие.

Во второй половине XIV в., в период своего расцвета, Великое княжество Литовское и Русское (таково было официальное его название) занимало огромную территорию - от Балтики до Черного моря, от границ Польши и Венгрии до Подмосковья. Русские земли в его составе составляли 9/10 всей территории, и русское население было в нем подавляющим большинством. По существу, под властью литовской династии оказалась большая часть бывшего Древнерусского государства: за его пределами остались лишь новгородские и псковские земли и княжества Северо-Восточной Руси.

В составе Литвы русские земли сохранили свое единство, свой федеративный политический статус, некоторые из них - свои княжеские династии, традиции, материальную и духовную культуру, религию, судопроизводство. Языком Великого княжества Литовского и Русского был русский, на нем писались все государственные документы, летописи, а религией подавляющей части населения было православие, официально признанное и поддержанное великокняжеской властью. Само население этих 9/10 территории Литвы называло себя русскими.

Еще задолго до того как Ольгерд в середине XIV в. повел решающую борьбу с Москвой, Литовско-Русское государство в послемонгольский период уже проводило политику объединения русских земель (на условиях договорного вассалитета, добровольного вхождения, подчинения, завоевания и т.д.), что во многом напоминало политику великих киевских князей X-XI вв. по созданию Древнерусского государства, в состав которого вошли и балтские народы. Литовско-Русское государство укрыло русские земли от натиска Орды, защитило их от крестоносной агрессии. И не случайно в русских княжествах, не вошедших в состав Литвы Новгородское, Псковское, Тверское), были так сильны пролитовские тенденции.

В 1385 г. была заключена Кревская династическая уния:

Литовский великий князь Ягайло стал королем единого государства - Речь Посполита. В Литве Ягайло передал власть своему брату Скиргайле (Ивану), а затем в 1392 г. - великому князю Витовту.

После Кревской унии в Великом княжестве Литовском начались необратимые изменения: поворот к католицизму, выдвижение на основные государственные позиции представителей литовской знати, дискриминация русского и православного населения.

Литва во главе с Витовтом, который несмотря на временные компромиссы с Москвой и династический брак своей дочери Софьи и Василия I Дмитриевича Московского демонстрировал все более непримиримую антирусскую линию как в рамках своего княжества, так и по отношению к Северо-Восточной Руси. Его союз с Тохтамышем, пребывание хана в Литве после поражения от Тимура, свидетельствовали, что отныне Великое княжество Литовское будет претендовать на лидерство в русских землях уже не на антиордынской, а на проордынской основе, что представляло огромную опасность для Московского великого княжества и для всех русских земель.

В Великом княжестве Литовском и Русском феодальные отношения развивались преимущественно по образцам, типичным для Европы: формирование сословно-представительной монархии, относительная автономия церкви от государства, отношения вассалитета, самостоятельность и самоуправление городов на принципах, весьма схожих с Магдебургским правом. Тем самым русские земли в составе Литвы приближались к общеевропейской цивилизационной модели развития.

В XIV-XV вв. тесными и длительными продолжали быть отношения Литвы с Новгородом и Псковом. У Новгорода и Пскова было много общих интересов с Литвой, прежде всего балтийская торговля и борьба с Тевтонским орденом.

Родственные связи между Рюриковичами и Гедеминовичами (брак великого князя московского Василия Дмитриевича и дочери великого литовского князя Софьи Витовны) положили начало родственным отношениям для более широкого круга княжеских и шляхетских семей на территории России и Литвы. В Москву на службу начинают приезжать литовские князья (Вельские, Одоевские, Воротынские, Глинские и др.). Они играли большую роль в русско-литовских отношениях. Потомки одного из них - князя Патрикия Наримунтовича почти сто лет вели дипломатические отношения с Литвой.

Великое княжение Дмитрия Ивановича - перелом в отношениях Москвы и Руси с Ордой. В 1380 г. темник (глава тумена) Мамай, пришедший к власти в Орде после нескольких лет междоусобной вражды, попытался восстановить пошатнувшееся господство Золотой Орды над русскими землями. Заключив союз с литовским князем Ягайлом, Мамай повел свои войска на Русь.

Княжеские дружины и ополчения из большинства русских земель собрались в Коломне и двинулись навстречу ордынцам пытаясь упредить врага. Дмитрий проявил себя как талантливый полководец, приняв нетрадиционное для того времени решение переправиться через Дон и встретиться с врагом на территории, которую Мамай считал своей. Войска встретились на Куликовом поле у впадения реки Непрядва в Дон. 8 сентября 1380 г. сражение началось с поединке между русским богатырем Пересветом и ордынским воинам Челубеем. В начале битвы ордынцы уничтожили передовой полк русских и вклинились в ряды большого полка.

Однако последовал неожиданный для ордынцев удар с фланга засадного полка русских во главе с воеводой Дмитрием Боброком-Волынцем и князем Владимиром Серпуховским. Этот удар решил к трем часам дня исход битвы. Ордынцы панически бежали с Куликова поля. За личную храбрость в битве и полководческие заслуги Дмитрий получил прозвище Донской. В сознании русского общества победа на Куликовом поле стала одним из главных событий отечественной истории. Москва стала восприниматься как сила, способная возглавить борьбу всех княжеств против Орды и одолеть ее.

В битве на Куликовом поле в 1380 г. были подрублены корни ордынского владычества. Через два года хан Золотой Орды Тохтамыш, временно ее объединивший, взял Москву, восстановил политическую и данническую зависимость Руси. Однако вернуть все прежние атрибуты ордынской власти он не смог. Первенствующее положение Москвы стало фактом, с которым он и последующие ханы были вынуждены считаться. Победитель в Куликовской битве прожил недолгую жизнь - умер 39 лет от роду в 1389 г. Его завещание носило не только хозяйственный, но и политический характер, отражая новую обстановку после 1380 г. Дмитрий Иванович передает своему старшему сыну Василию Владимирский великокняжеский престол как свою «вотчину», ни словом не упоминая о ханском ярлыке. Происходит слияние Владимирского и Московского великих княжеств. И это было важнейшим достижением Дмитрия Донского. При нем же на Москве начинают чеканить собственную монету. Ее внешний вид свидетельствовал, что на Руси уже двоевластие, что власть Орды не безгранична. На одной стороне монеты чеканились по-арабски имя хана и здравица о продлении его жизни, а на другой - изображение русского воина с мечом и секирою и по-славянски выведено «печать князя великого Дмитрия».

В правление его сына Василия Дмитриевича власть великого князя московско-владимирского возросла. Князь реально руководил всеми вооруженными силами страны, а в сношениях с Ордой и Великим княжеством Литовским выступал от имени всей страны. Часть князей (Стародубские, Оболенские, Белозерские и др.) перешли на положение великокняжеских слуг, получили назначения воеводами и наместниками, хотя и сохранили в полном объеме княжеские права в своих землях. Их называли служивыми или служебными князьями. Те же князья, которые сохраняли еще свой суверенитет, за редкими исключениями были вынуждены повиноваться ему. Начинала перестраиваться вся система управления, превращаясь из местной московской в общерусскую. Появляются уезды (бывшие самостоятельные княжества), которыми управляли великокняжеские наместники.

После кончины Василия Дмитриевича (27 февраля 1425 г.) разгорелась борьба за великокняжескую власть между юным московским князем Василием Васильевичем и галическими князьями Юрием Дмитриевичем и Дмитрием Шемякой (отец и сын). В литературе ее принято называть «феодальной войной второй четверти XV в.». Трижды терял в ходе ее Василий II престол, был ослеплен, но в конце концов одержал победу. К концу его княжения территория Великого Московского княжества увеличилась в 30 раз по сравнению с началом XIV в. Москва стала не только центром, но и общепризнанным лидером объединения русских земель. В правление Василия II Русская православная церковь стала самостоятельной (автокефальной). В 1442 г. собор русского духовенства в Москве по предложению великого князя назначил митрополита (Иону) без санкции константинопольского патриарха.

Правление Василия II пришлось на период, когда «замятии» в Орде стали заканчиваться складыванием на ее окраинных территориях особых, практически независимых политических образований (Казанское, Астраханское, Крымское ханства, Ногайская Орда).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]