Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Методичка по истории государства и права зарубе...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
2.86 Mб
Скачать

Законы и организация суда в Греции

Как и у других народов, древнейшим источником права у эллинов являлся обычай. Ареопаг в своей деятельности руководствовался древними обычаями, идущими еще от первобытного общества.

В Греции законодательство, как и в других государствах, прошло несколько стадий формирования. Ранние законы сложились в пору становления полиса и были определенным этапом в создании рабовладельческого государства. По преданию, первые законы принадлежали критскому владыке Миносу. Нам не известно их содержание, но есть сведения, что последующие законодатели с ними знакомились и, возможно, использовали их в качестве образца.

В эпоху архаики (VII в. до н. э.) во многих городах возникли своды письменного права. Мы знаем о законах Залевка в южноиталийских Локрах, законах Харонда в Катане, Ликурга в Спарте, Драконта в Афинах. Известны нам и законы Солона, которые не ограничивались положениями о государственном устройстве, но содержали нормы гражданского и уголовного права. Тексты этих источников права не дошли до нас, но по свидетельствам и ссылкам древних авторов можно составить представление о них. Эти законы обеспечивали личную безопасность граждан, защищали право частной собственности, регулировали отношения кредитора и должника, решали другие вопросы.

Они были еще бессистемны, примитивны, крайне суровы. За незначительные преступления предусматривалась смертная казнь. Сами греки говорили, что законы эти «написаны кровью». Однако кодификация обычного права не только вносила порядок в имущественные, деловые и личные отношения. Она, что очень важно, в пору смуты ограничивала произвол эвпатридов, ставила над распрей закон. Это отвечало интересам широких слоев. Можно сказать, фиксация права была первой крупной победой демоса.

В классическую эпоху практика выработки законов изменилась. Все важнейшие правовые установления принимались народным собранием и другими высшими коллегиальными органами. До нашего времени дошли стелы (каменные плиты) с решениями о нововведениях. Надписи на них начинались примерно так: «Совет и народ Афин постановили…». Во многих полисах граждане обладали законодательной инициативой. При этом, однако, была предусмотрена ответственность за ее реализацию. Так, предание говорит, что по законам Залевка каждый, кто собирался изменить существующий порядок, должен был явиться в собрание с веревкой на шее и в случае, если его предложение будет отвергнуто, удавиться. В Афинах существовал закон, по которому предложивший глупое или вредное для государства нововведение, подвергался огромному штрафу.

Греки знали и почитали такой принцип, как исономия равенство перед законом. В них воспитывалось представление о должной незыблемости законов, послушании им: «Народ должен бороться за закон, как за свои стены» (Гераклит). Специальные полномочия многих должностных лиц делали их «стражами законов» (такими наблюдателями за исполнением законов были один из архонтов в Афинах и эфоры в Спарте).

Для эллинов чрезвычайно важным было понятие эвномии – благозакония. С ранней древности складывалось представление о том, что хорошие законы – основа благоденствия общества, они являются выражением мудрости. Недаром, знаменитые законодатели, такие как Солон или Ликург, почитались мудрецами. Отсутствие законов (аномия) или наличие дурных установлений (какономия) рассматривались как серьезный изъян в государственном устройстве. Несовершенные законы следовало исправлять, но не нарушать.

В города, основанные греками (колонии), – полисы-метрополии отправляли мудрейших из граждан для составления законов. Так, известно, что историку Геродоту было поручено создание законов для италийского города Фурии – колонии Афин. В эпоху кризиса и разложения полисной системы греческие философы пытались предложить законы, неукоснительное выполнение которых помогло бы вывести общество из тупика. Примером такой «тирании законов» может служить сочинение великого Платона «Законы».

Обратимся к некоторым направлениям греческого права.

Право собственности. В Афинах существовало понятие государственной или коллективно-гражданской собственности. Гражданская община была владельцем земельных угодий, храмовых земель и имущества, государственных рудников. Такими были, например, мраморные копи или Лаврийские серебряные рудники, на доходы от которых был построен военный флот Афин. Храмы, административные здания, статуи на улицах Афин – также были общим достоянием граждан.

Полис являл собой собственно город, окруженный земельными участками (хорой). Принадлежность к гражданству предполагала владение частью хоры. Гражданские земельные наделы до Солона не отчуждались. С разрешением отчуждения (в 594 г. до н. э.) эта собственность, естественно, стала подвергаться дифференциации, однако, размеры индивидуального владения были ограничены.

В IV в. до н. э. экономические изменения привели к концентрации земли в руках отдельных богачей, негативным явлением стала и спекуляция землей. Многочисленные судебные речи ораторов (например, Лисия и Демосфена), дошедшие до нас, направлены против незаконной скупки или продажи земли.

Право частной собственности позволяло накопить огромные богатства в руках немногих граждан. Государство контролировало совокупное имущество каждого гражданина. В зависимости от имущественного положения определялась и сумма налога. Богатые граждане обязаны были на свои средства оказывать помощь городу: устраивать шествия, ремонтировать административные здания, строить суда, то есть, нести особую повинность – литургию. Конфискация имущества могла быть в Афинах мерой наказания.

Обязательственное право. Всякое соглашение могло быть у греков основанием договорного обязательства. Неисполнение договора имущественного характера до реформы Солона влекло личную ответственность должника, которому грозила долговая кабала. После отмены долгового рабства в качестве средств обеспечения договорных обязательств стали выступать задаток, залог и поручительство.

Залоговое право вместе с питавшим его ростовщичеством получило весьма широкое хождение. Заложенные вещи передавались кредитору, а в случае неуплаты долга они становились его собственностью.

В Афинах весьма широко практиковался залог недвижимости (ипотека), то есть, залог земли с оставлением ее в собственности должника. Но в случае неуплаты долга она также переходила во владение заимодателя. Институт ипотеки, сложившийся в Греции, в дальнейшем оказал заметное влияние на римское право.

Распространенными договорами были договор купли-продажи, найма, ссуды, подряда, займа. Всякий вред, причиненный личности или имуществу, давал основание для предъявления иска. В этих случаях возникали обязательства из деликтов, т. е. правонарушений. За неисполнение обязательств иногда предусматривались штрафы, иногда более серьезные наказания.

Брак и семья в Греции. В греческой семье с древнейших времен господствовал принцип единобрачия, что существенно отличало греческие семейные обычаи от восточных. В доме эллина принято было считать женой и хозяйкой одну женщину. Брак был желательным, если не обязательным явлением в жизни грека. Безбрачие рассматривалось как несчастье и как нечестие (атимия), поскольку оно вело, по представлению эллинов, к утрате культа предков. В Спарте, например, холостяки подвергались немалому штрафу.

Смысл заключения брака состоял прежде всего в создании здорового союза для рождения жизнеспособного потомства. В проекте идеального государства Платона у представителей высших сословий не было семьи в общепринятом смысле слова. Старейшинам предписывалось отбирать и соединять на время пары наиболее сильных и здоровых мужчин и женщин для продолжения рода. Критикуя платоновский способ такого «демографического планирования», другой известный мыслитель IV в. до н. э., Аристотель, утверждал, что семья – начальный и необходимый элемент всякого общества.

Брачный союз в раннюю эпоху греческой истории заключался в виде купли невесты женихом, который вносил за избранницу некую плату – вено (обычно – определенное количество голов скота). Со временем сформировалось и приданое, служившее вкладом отца невесты в новый семейный бюджет. Приданое считалось собственностью жены и делало положение женщины в доме более независимым (видимо, именно это породило в классическую эпоху известную поговорку: «Жена-бес–приданница не имеет свободы слова»). В случае, если девушка была сиротой, приданое для нее, как правило, собирали жители ее селения (дема).

Развитие полисных традиций, достигших апогея в демократических Афинах, привели к последовательно проводимой эндогамной политике в семейных отношениях, что в данном случае означало заключение брака внутри государства. Так, по закону Перикла гражданскими правами мог обладать лишь человек, рожденный от коренных жителей Афин – афинянина и афинянки. Это стремление к замкнутости полисной общины диктовалось необходимостью ограничить демографический рост государства, поскольку принадлежность к гражданской элите давала многочисленные преимущества, пользоваться которыми мог лишь очень ограниченный контингент. По иронии судьбы сыновья самого Перикла от его жены – уроженки Милета Аспасии – не могли получить статус граждан. После внезапной смерти прославленного вождя афинской демократии от чумы в 429 г. афиняне в знак уважения к нему даровали его детям права гражданства.

Главным фактором создания новой семьи были желание и расчет родителей будущих молодоженов, поэтому зачастую соглашение о браке могло быть достигнуто, когда невеста и жених были еще детьми. Брачный союз требовал заключения письменного договора в присутствии свидетелей.

Свадебные обряды были красивы и значительны: омовение молодых в священном источнике, приношение жертвы богам, получение оракула (предсказания) от жрицы Аполлона в Дельфийском храме. Брачному пиру предшествовало возжигание матерью невесты факела от очага родного дома, с которым торжественное шествие провожало новобрачную в дом жениха – символ женской преемственности в семейной жизни. Бог, покровительствующий вступающим в брак, Гименей, изображался у эллинов с факелом в руке. В честь Гименея приглашенные на пир распевали брачные гимны.

Мужчина в греческой семье был, как и на Востоке, безусловным главой. Он был свободен в своих действиях – активной политической или профессиональной деятельности, проведении досуга, распоряжении имуществом. Его власть распространялась на жену и детей. До отмены долгового рабства в Афинах отец мог продать сына за долги. Наряду с этим, муж должен был обеспечить семью, а сыновей не только вырастить, но и дать им профессию. По закону Солона отец, не сделавший этого, не мог претендовать на заботы сына в старости. Дети, в свою очередь, обязаны были поддерживать своих престарелых родителей.

Женщина же, не имея гражданских прав, и в доме занимала весьма скромное место. Она не имела обычно права присутствовать на семейной трапезе (особенно если в доме бывали гости), проводя время в специально отведенной ей части дома – гинекее. Из дома замужняя женщина могла выходить лишь в сопровождении рабынь, прикрыв лицо и голову плащом. Закон требовал от нее послушания, верности и скромности. Недаром историк Фукидид вложил в уста Перикла такое замечание: «Великая честь той женщине, о которой менее всего идет слава среди мужчин в смысле похвалы или порицания» (II, 45, 2).

Измена жены считалась преступлением, в то время как муж мог безнаказанно проводить время со «жрицами любви» – гетерами, юными красавцами или на симпосиумах (пирушках) в компании друзей. Сексуальная свобода греческих мужчин была поразительна!

Развод в греческом обществе был возможен из-за бесплодия жены, ее неверности или по другим мотивам. Если инициатива развода принадлежала жене, необходимым было ее обращение к должностным лицам. В особых случаях дела о разводе рассматривались в суде. Но и в этом случае мужчина имел больше прав, чем женщина.

Признавая суровость и примитивизм семейного права у греков, следует все же помнить, что семья оставалась для них незыблемым и достойным институтом. Высоко чтимые эллинами супружеская любовь и верность нашли отражение в мифах, поэзии, исторических свидетельствах. Пленительные образы эллинских женщин питали шедевры древнегреческого искусства. Классические примеры преданности и любви друг к другу Одиссея и Пенелопы, Гектора и Андромахи, Перикла и Аспасии свидетельствуют о красоте и долговечности брачных уз.

Наследственное право. Греческое право знало наследование по закону и по завещанию. Порядок первого был следующим. В первую очередь имущество наследовали сыновья покойного, которые делили наследство поровну. Дочери, а также внебрачные дети были лишены права наследования (дочери получали обязательную часть имущества в качестве приданого). Если не было прямых наследников, их место занимали побочные родственники умершего.

Наследование по завещанию появилось после реформы Солона. Завещать мог лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола. Не могли завещать женщины и несовершеннолетние. Если у завещателя была одна дочь, то он мог завещать постороннему все свое состояние при условии, если последний женится на ней. Если по завещанию не был назначен жених для единственной дочери, то мужа ей подыскивал архонт.

Уголовное право и судопроизводство. В Греции эта область права сохраняла немало пережитков родового строя. Так, преследование за убийство рассматривалось как дело самих родственников убитого, а не государства. Родственники могли получить денежную или другую компенсацию от убийцы, не возбранялось применить к виновнику и более суровые меры.

К делам частного обвинения афинское право относило почти все преступления, причинявшие вред личности или имуществу. Оскорбленный муж имел право убить любовника жены, застигнутого на месте преступления. Но возможен был и договор о возмещении ущерба между мужем и соблазнителем его жены.

Всякое обвинение возбуждалось и поддерживалось потерпевшим. Преступления, наносившие вред общественным интересам, преследовались государством, иски по ним могли быть возбуждены и частными лицами.

Самыми тяжкими преступлениями считались святотатство, непочитание богов, государственная измена. Суду подлежали также чиновники, уличенные в халатности или мздоимстве, стратеги, допустившие просчеты в военных операциях, должностные лица, совершившие перерасход государственных средств. Предание суду за эти преступления, равно как и за преступления религиозного характера, было компетенцией народного собрания, государственного совета и высших должностных лиц.

Наказания могли быть разными: штраф, конфискация имущества, лишение гражданских прав, изгнание, смерть. Так, афинский полководец Никий за провал Сицилийской экспедиции в 415 г. до н. э. поплатился жизнью. А историк Фукидид во время той же Пелопоннесской войны за неудачную стратегию был отстранен от командования и выслан из Афин (благодаря чему занялся трудом историка, прославившись именно в этом качестве).

Ложный донос и лжесвидетельство наказывались смертной казнью. Особую группу составляли воинские преступления (дезертирство, трусость, уклонение от воинской повинности).

Судебными полномочиями в греческих государствах, как и на Востоке, обладали многие административные органы. Но были и собственно судебные инстанции. Наиболее ярким образцом может быть назван созданный Солоном в Афинах суд присяжных – гелиэя. Состав этого суда, избираемого из граждан старше 30 лет посредством жеребьевки на народном собрании, был огромным для древнего города – шесть тысяч человек. Судьи были разбиты на десять «секций», которые по очереди выполняли судебные функции. Судебная реформа была одним из самых демократичных нововведений Солона. Она вовлекала в заботу о законности значительную часть граждан, обеспечивала сменяемость судей (одновременно разбор дела вели 600 судей), делала практически невозможным подкуп.

Судебная процедура была достаточно сложна. Имело место предварительное расследование. На суде выступали обвинители, затем давали слово подсудимому, который мог в свою защиту произнести собственную речь или же воспользоваться за плату услугами специалиста по составлению судебных речей. Далее следовал допрос свидетелей. При этом женщины и дети не могли быть свидетелями, а показания рабов принимались только в том случае, если они даны под пыткой. Тайное голосование судей определяло отдельно степень виновности и меру наказания. После оглашения приговора подсудимому предоставлялось заключительное слово. Возможности опротестовать решение суда не существовало. Исполнение приговора вменялось в обязанность особым должностным лицам.

Конечно, такая организация судебного процесса имела и изъяны: состав суда был случайным, малопрофессиональным и громоздким; многое зависело от конкретных исторических условий. Так, одним из страшных судебных преступлений в древних Афинах была казнь величайшего мыслителя Сократа. Его обвинили в недостаточном почитании богов и развращении молодежи. Оба обвинения были абсурдны, однако «многоголовая» гелиэя, раздраженная высокомерным поведением мудреца на суде, вынесла ему смертный приговор. От учеников Сократа – Платона и Ксенофонта – мы знаем подробности дела. Друзья подготовили побег философу, но он отказался от такой возможности, сославшись на то, что не может нарушить закон родного города, если законопослушанию учил других. И выпил чашу с цикутой…