Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Международное право.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
25.11.2019
Размер:
311.06 Кб
Скачать

24.Резолюции международных организаций: понятие, юридическая природа, их место в международной нормативной системе. Концепция «мягкого права» в доктрине международного права.

Резолюция (лат. resolution — решение, разрешение) — решение, принятое должностным лицом или совещательным органом, международной организацией.

 Решения (резолюции) международных организаций относят к специальным источникам международного эконо­мического права.

В качестве резолюций ГА ООН были приняты, например:

— Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г.;

— Декларация о принципах международного права, каса­ющихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.;

— Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограни­чительной деловой практикой 1980 г. и др.

В ЮНКТАД в 1964 году были приняты известные «Прин­ципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию».

Указанные документы, являясь резолюциями междуна­родных организаций, содержат в себе несколько видов норм, в частности:

— действующие обычно-правовые принципы и нормы МП и/или отраслевые нормы МЭП (при этом конкретизируется, уточняется их содержание и взаимосвязь);

— новые принципы и нормы, которые в результате согла­сия государств без продолжительной практики и прецедентов, становятся обычными нормами МП/МЭП (это обстоятельство и придает резолюциям международных организаций характер специального источника МП);

— политические (рекомендательные) нормы, имеющие вы­сокую обязательную силу морально-политического характера (такие нормы зачастую становятся этапом на пути формирова­ния договорных или обычно-правовых норм МП/МЭП, нахо­дят закрепление во внутригосударственном праве). Такого рода нормы получили название «мягкого права».

Следует иметь также в виду, что решения международных судов и арбитражей, внутригосударственные законы, реше­ния национальных судов, односторонние акты и действия го­сударств, правовые доктрины помогают установить сущест­вование обычно-правовой нормы, раскрыть содержание норм, оказывают воздействие на процесс их формирования.

Обычно под «мягким» правом в международно-правовой литературе понимается нормативная совокупность, состоящая из двух видов норм: 1) нормы договоров, которые неопределенны по своему содержанию и не порождают для государств конкретных прав и обязанностей; 2) нормы, содержащиеся в резолюциях международных органов и организаций, не обладающих юридически обязательной силой. Концепция «мягкого» права сформировалась примерно в 70-х гг. XX в. преимущественно в западно-европейской правовой доктрине. Однако до сих пор она является предметом всевозможных дискуссий в теории международного права. В отечественной международно-правовой литературе отсутствует комплексное исследование этого феномена. Проблема норм «мягкого» права рассматривалась в рамках российской международно-правовой доктрины. Противники концепции  считают, что появление такого института, как «мягкое» право неуместно и не имеет под собой никакого юридического обоснования.

Таким образом, можно отметить, что единого подхода к пониманию «мягкого» права в международно-правовой доктрине не существует. Условно можно выделить три концепции определения «мягкого» права. Во-первых, под «мягким» правом понимается определенный нормативный массив или документы, содержащие такие нормы. Во-вторых, авторы определяют его, как правила необязательного характера. В-третьих, к «мягкому» праву относят нормы, у которых отсутствуют те или иные признаки норм «твердого» права. Отдельно можно выделить еще одну концепцию отрицания «мягкого» права.

Одной из основных характеристик правовой нормы выступает ее общий характер.

Нормы «мягкого» права, закрепленные в рекомендательных нормативных актах, нередко достаточно четко формулируют права и обязанности государств, т. е. по своему содержанию очень схожи с правовыми нормами.