Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
оформлениея научных т..doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
439.81 Кб
Скачать

Армия глазами антрополога (продолжение) Социально-знаковая трансформация военной формы

Несмотря на то, что все солдаты облачены в одинаковую форму, глядя на строй, по отдельным незначительным признакам можно безошибочно определить статус каждого и сколько ему осталось служить. Комплекс этих микропризнаков и составляет суть статусной трансформации одежды и главный универсальный принцип преобразования одежды в костюм.

Например, головные уборы в мировой культуре не только согревают человека или дают ему тень, но являются знаком социальной принадлежности, обеспечивают статусную адаптацию в социуме, обозначая его социальную нишу. В армии все эти пилотки, шапки, панамы, фуражки трансформируются соответственно статусу их владельцев по определенным отработанным технологиям. Головной убор — это субститут головы, определяющий статус его владельца. То же можно сказать и об остальных элементах костюма, от нижнего белья до шинели, но наибольший интерес вызывает семантика солдатского ремня. Мы ограничимся лишь краткими комментариями к смысловым значениям этого ключевого элемента костюма.

Ремень — ключ всей знаковой системы в одежде. Устав предписывает солдатам срочной службы ремни из плотного дерматина. Кожаные ремни выпускаются для курсантов военных училищ. Внешне они мало чем различаются, и, казалось бы, какая начальству разница, какой на солдате ремень — полученный на складе или купленный в магазине. Однако это далеко не так. Разница, как считают командиры, существенная, и они совершенно правы. Кожаный ремень — максима в местной системе символов. Во-первых, это инструмент инициации; во-вторых, он фактически находится в коллективной собственности подразделения (“дед” отдает его своему “духу” при инициации, а себе на дембель покупает новый); в-третьих, ремень как субститут жизненных сил его владельца, воспроизводит физическую модель времени, исчислением которого детерминирован процесс социального воплощения вчерашнего “духа” как переход из ничто в нечто. Ремень в армии — не просто календарь, на котором отмечают прошедшие месяцы службы, но модель временной протяженности жизненного пути и жизненной сущности перепоясанного им тела. <…>

Знаковая организация пространства

Основная проблема социального обеспечения и, следовательно, морального климата армии — это конфликт личности и пространства. Жилое пространство казармы не оставляет человеку ни малейшей возможности для самовыражения. Поэтому в армейском быту, как и на зоне, нет большей ценности, чем возможность хотя бы временной автономии. Но в том и смысл казармы, чтобы свести такую возможность к минимуму. Отсюда значимость всех пространственно выдающихся участков казармы, таких, как койка у стены (у окна, с краю), популярность некоторых видов нарядов и работ, обеспечивающих возможность уединения и относительно свободного перемещения. Конкуренция, возникающая по поводу распределения пространства, является одной из форм доминантных отношений, и в ней целиком реализует себя неуставная иерархия.

Л.С. Клейн также отметил пространственный фактор самовыражения личности в экстремальных группах на примере лагерной иерархии. Сам он имел статус “углового”, которого добился, как он пишет, в силу определенных качеств характера, несмотря на интеллигентское происхождение и неуважаемую в блатном мире статью. “Углового” называют по имени-отчеству, относятся к нему с почтением, с ним охотно “базарят” авторитеты. По статусу ему положена угловая койка. В известных мне воинских частях элита располагалась на нижнем ярусе коек вдоль стен и в углах. Признаки элитной койки — стены с боков и второй ярус кровати сверху. Человек в стремлении к автономии инстинктивно пытается спрятаться в подобие ящика. <…>