Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
8 системы стихосл.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
24.11.2019
Размер:
419.33 Кб
Скачать

3. Тоническое стихосложение

С разрушением оппозиции кратких/долгих слогов в греческом и латинском языках античная метрика сменилась (в романском мире — латинская, в Византии — греческая) силлабической и тонической.

В культурном обиходе русского народа с древнейших времен существовала одна из форм поэзии – устнопоэтическое творчество. Именно это творчество дает нам хронологически первую систему русского стихосложения. Жанры, в которых она существовала – былины, духовные стихи, исторические песни, часть лирических песен, не испытавших на себе влияния литературной поэзии, баллады. А.Х. Востоков (1781-1864) в своей работе “Опыт о русском стихосложении” предложил принять за основную единицу русского народного стиха речевой такт, то есть группу слогов, объединенных одним сильным ударением. Необходимо разделять два вида ударений. В русском языке словесное ударение – это выделение одного из слогов неодносложного знаменательного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое – фонетическое слово. Если речевой такт состоит из нескольких фонетических слов, то одно из них несет более сильное ударение. Выделение такого одного из таких слов речевого такта называется тактовым ударением. Тактовое ударение объединяет группы из нескольких ударных и безударных слогов в единое целое. В каждом такте может быть несколько слов, но их индивидуальные словесные ударения подчинены главному, тактовому. В этом стихосложении важны именно тактовые ударения. Остальные являются дополнительными, разнообразящими стих, придающими ему гибкость и подвижность, но не оказывающими влияния на его природу.

Как во стольном (да) (во) городе (во) Киеве

у великого (у) князя (у) Владимира

В данном примере безударный промежуток, то есть интервал между тактовыми ударениями, может быть разным, а количество ударных слогов, тактовых ударений должно быть неизменным – 3. Для лирических песен характерно чередование количества тактовых ударений: в одних, соотносимых между собой строчках, - 3, в других – 4.

Так в стилизации под былинный стих у Лермонтова в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Следовательно, мерой соотносимости стихов между собою является количество тактовых ударений. Ритм зависит от равного количества таковых ударений в соотносимых стихах. Таким образом, первой системой русского стихосложения была система, основанная на счете тактовых ударений, то есть тоническая. Народный стих, или демократическая анонимная поэзия, существовала на Руси до 17 века – до времени прихода и расцвета силлабики.

4. Силлабика

Уже само слово “силлабический” показывает, что важную роль в этой системе играли слоги, ибо греческий корень “силлаб” и означает “слог”. Французский филолог А.Мейе утверждал, что начальное индоевропейское стихосложение как раз было силлабическим. Силлабическими были и ранние славянские стихи, сохранившиеся в сербских и болгарских памятниках. Однако в силу разных причин на русской почве этот принцип заменился тоническим стихосложением. Под сильным влиянием польского соседа во второй половине ХVII века на Руси снова явилось силлабическое стихосложение. Теперь оно опиралось на практику польской поэзии, в которой уже столетие существовала строгая система силлабики. Ученые считают, что расцвета своего эта система достигла в тех странах, где язык имеет фиксированное ударение на словах. В частности, им обладает современный французский язык (ударение на последний слог), а также польский язык, где ударение приходится на предпоследний слог. Ее Готовые законы перенес на Русь Симеон Полоцкий (1629-1680). Он был выучеником Киево-Могилянской академии, перебравшимся в Москву, во время ее возвышения, в 1664 году. Он и его ученики писали стихи восьми-, одиннадцати- и тринадцатисложниками с преобладанием ударений на предпоследнем слоге (явно в подражание польскому). Ритм задавался равным количеством слогов в стихах.

Карион Истомин, Антиох Кантемир, Феофан Прокопович – поэты, писавшие силлабическим стихом.

Уме недозрелый, плод // недолгой науки,

Покойся, не понуждай // к перу мои руки…

А.Кантемир. Сатира «К уму своему на хулящих учение»

Тот в сей жизни лишь блажен,// кто малым доволен,

В тишине знает прожить,// от суетных волен

Мыслей, что мучат других, // и топчет надежну

Стезю добродетели// к концу неизбежну

А.Кантемир. Сатира VI, 1738 г.

Написал в 1743 году «Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских», в котором он защищал силлабическое стихосложение.

Такие стихи звучат странно. Тяжеловесная грамматика, сложный синтаксис, лексика, в основе своей церковнославянская, разбросанность ударений, монотонность интонаций. Эту громоздкость и монотонность силлабисты пытались компенсировать чем-то другим. Стихи писались в виде каких-нибудь фигур, часто сочинялись акростихи. В стремлении придать стихам гармоничность у поэтов проявлялись черты русского барокко. Русский силлабический стих имел смежную рифмовку, грамматическую рифму, цезуру на стргого определенном месте и, как следствие польского влияния, женскую клаузулу. Силлабические стихи были двух основных видов ­­- большой (тринадцатисложник, с цезурой после 7 слога) и малый (одиннадцатисложник, с цезурой после 5 слога). Силлабика существовала в русском стихе с середины ХVII в. до середины ХVIII в. Жизнь ее, по мнению многих ученых, явно противоречила законам жизни русского языка. Ведь в русском языке ударение может падать на любой слог и на разные морфемы. Такое ударение – свободное. А в силлабике требовалось соблюдать законы в расстановке ударений стиховых окончаний, то есть ударение искусственно привязывалось к определенному месту. Кроме того, в русском языке есть слова с подвижным ударением, когда оно переносится с одного слога на другой: окно-окна, дерево-деревья. По одной из научных версий, на фоне этих закономерностей силлабика воспринималась чужеродным явлением, неорганичным для стиховой культуры Руси.

Но особо следует отметить, что силлабический стих живет и сейчас. Примеры: творчество московского поэта Дмитрия Полищука, активно работающего с силлабическим стихом. Так, в 1999 г. он выпустил целую книгу новой русской силлабики: сборник оригинальных стихотворений с пространным — вполне в духе XVII в. —заглавием «Страннику городскому. Семисложники. Четырнадцать страниц из дневника путешествий по странному нашему городу да пять песенок старинными семисложными стихами с прибавлением книжицы из трех стихотворений, сочиненных на том пути иными силлабическими же размерами». Пример силлабики демонстрирует псковский поэт Евгений Шешолин; его «Псковские вирши» написаны 12–13-сложником с чередованием мужских и женских окончаний:

Такое чувство, будто прозрачные веки

упали с очей, и слились тайные реки

в моей душе, как в Великую ручейки.

Ворожат ветерки, темные перекаты

гудят, как в сумерках стон из лесной глуши,

но красное солнышко в волнах плывет, свято!

Владимир-князь, по теченью веди, реши

сердца сомненья, окунем окуни в воду,

чтоб в Великую изошла Пскова души!