Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Чистяков.в 9т т1 Русск пр С.80-130.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
670.21 Кб
Скачать

Статья 29

В статье рассматривается тот же случай, что и в ст. 2 Крат­кой Правды, но вместе с этим отражаются развитие и измене­ние правовых норм: упоминается княжеский двор, бывший в XII в. местом судебного разбирательства; прежнее наказание за избиение — месть заменяется продажей; платити ему прода-жю — подразумевается, конечно, тому, кто избил потерпевше­го, хотя он еще не упоминался.

Статья фиксирует новую норму, касающуюся зачинщика лоаки, независимо от того, кто в ней больше пострадал: по свидетельству послухов, -виновный наказывается продажей в 60 кун (по Л. Гётцу и А. А. Зимину, продажа составляла 1' гривну кун, т. е. 50 кун, а судебная пошлина — 10 кун). Та­ким же штрафом — 60 кун или резан — наказывается зачин­щица в драке двух женщин по Уставу кн. Ярослава о церков­ных судах312 (в Основном изводе Устава, издаваемом ниже, эта ставка заменена на «6 гривен»). Таким образом, в статье устанавливаются две продажи — одну (3 гривны) платит тот, кто избил, вторую (60 кун, или 1 гривну) — тот, кто начал драку.

Статья 30

Удар мечом рассматривается не как оскорбление, а как при­чинение телесного повреждения и наказывается поэтому не вы­сокой продажей в 12 гривен, а низкой — в 3 гривны. Установ­ление о возмещении пострадавшему платы за лечение восходит еще к Краткой Правде. М. Н. Тихомиров считает, что лечеб­ное — дополнительная плата сверх 1 гривны, и ставит поэтому после слов а самому гривна запятую3'3. Убийство наказывает­ся вирой, а что касается членовредительства, нанесенного в вооруженной схватке, то оно, конечно, рассматривается по ст. ст. 27—28.

Статья 31

Статья расширяет состав преступления сравнительно со ст. 10 Краткой Правды, включая и некоторые деяния, преду­смотренные ст. 3 Краткой Правды. В отличие от Краткой Правды и ст. 25 Пространной Правды удар жердью, судя по санкции, рассматривается теперь не как оскорбление, а как нанесение побоев. Новая систематизация побоев в ст. 31 свиде­тельствует о тенденции сузить число оскорбительных действий за счет отнесения некоторых из них к числу наносящих только физический ущерб. Правонарушение, предусмотренное ст. 31, близко к случаю, предусмотренному ст. 29, когда следов физи­ческого воздействия на пострадавшем нет и для установления вины обидчика необходимы двое свидетелей (а не один, как в указанной статье). Иностранцы также обязаны представить двух свидетелей (полная видока — двойственное число, бук­вально — полных двух свидетелей), которые приносят присягу в верности своих слов.

Статья 32

Челядин, убежавший от своего господина и скрывшийся в чужом доме, должен быть выдан ему в течение первых двух дней; если же его не выдадут в эти дни, то, будучи опознан, все равно возвращается к хозяину, но его укрыватель наказы­вается тогда продажей в 3 гривны. По сравнению со ст. 11 Краткой Правды здесь эта норма отнесена ко всем домохозяе-

95

Русская Правда. Пространная

редакция

312 См.: Щапов Я. Н.

Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI-XIVbb.,c.263.

313

Тихомиров М. Н.

Пособие

для изучения

Русской Правды,

с. 92.

Лицея взяты — взять именно пропавшую вещь,

а не другую, равноценную ей.

96 вам, а не только к варягам и колбягам. Кроме того, введено

Законодательство указание на форму информации о бежавшем {закличють и

Древней Руси

[его] на торгу) — публичное извещение на городской торго­вой площади, вероятно, с указанием отличительных особеннос­тей пропавшего.

Статья 33

Использование коня, принадлежавшего другому лицу,/ без его разрешения не является похищением и наказывается толь­ко продажей, как и по ст. 12 Краткой Правды.

Статья 34

Данная статья примыкает по содержанию к ст. 32. Собствен­ник утраченного коня или вещи (оружия, одежды) должен публично объявить о пропаже (этим ст. 34 отличается от ст. 13 Краткой Правды), после чего, если он обнаружит ее в чужом владении, то имеет право получить обратно. Закон предусмат­ривает уплату в этом случае 3 гривен за обиду. А. А. Зимин считает эти 3 гривны продажей. Однако, по буквальному . смыслу слов, названная сумма является возмещением ущерба^ потерпевшему. Но в этом случае получается, что преступление ., остается безнаказанным.

Норма ст. 34 имела действие на территории города, где произошла утрата вещи, и это (так же, как и торг) переносит действие Правды из любого соседского коллектива X — XI вв. в городскую жизнь XII в.

Статья 35

Статья открывает раздел (ст. ст. 35—39) о своде — розыске виновника похищения или присвоения домашнего животного или вещи. Эта процедура начинается при опознании собствен­ником похищенной вещи и имеет своей целью найти лицо, ко­торое украло или присвоило вещь, а затем, возможно, так или иначе передало ее другим лицам.

При краже коня — важнейшего элемента хозяйства — ви­новный подлежал высшей мере наказания — потоку и разграб­лению. При краже другого имущества устанавливается прода­жа. Виновный в похищении должен также выплатить потер­певшему стоимость других вещей, украденных вместе с глав­ной вещью. Эта новая норма отличает ст. 35 Пространной Правды от архаичной ст. 14 Краткой Правды. Пространная Правда умалчивает также о 5-дневном льготном сроке, кото­рым мог воспользоваться обвиняемый во владении украденной вещью.

Статья 36

Статья предусматривает различный порядок розыска совер­шившего кражу внутри города и в том случае, если похищен-' ная вещь обнаружена вне его. Свод в городе не ограничен чи­слом владевших украденной вещью, и его ведут до конца

(по Двинской судной грамоте конца XIV в. — до десяти изво­дов314); свод по землям, вне городских стен, истец ведет только до третьего владельца, который и берет на себя даль­нейший розыск. Для того чтобы побудить его к продолжению свода и отысканию преступника, с этого третьего по счету вла­дельца взыскивается стоимость лица — украденной вещи, но при установлении им подлинного похитителя с последнего взыскивается и стоимость лица (в пользу уплатившего за него временного владельца), и прок — стоимость других похищен­ных вещей, и продажа. Иллюстрацию применения этой нормы на практике представляет новгородская берестяная грамота № 109 конца XI в.

Статья 37

Статья рассматривает, вероятно, типичный в условиях фео­дального города случай свода, когда владелец краденой вещи купил ее на торгу, и это подтверждается свидетелями, которы­ми выступают или два свободных горожанина, или мытник — 'иновник, собиравший торговые пошлины и следивший за пра-ильностью торговли. Если продавец ее остается неизвестным, .о свод прекращается, пострадавший от кражи получает ли­це — найденную вещь — и теряет возможность получить воз­мещение за другие украденные вещи. Владелец краденого, от­дав лице его собственнику, не получает никакого возмещения. Эта норма хорошо известна русскому праву и в XIV — XV вв., она есть в Псковской судной грамоте (ст. 46) и в Судебнике 1497 г. (ст. 46). Однако если незадачливый по­купатель находил затем продавца краденого, он мог вновь воз­будить против него дело, и тот должен был выплатить этому покупателю стоимость изъятого у него лица, пострадавшему от кражи — стоимость других украденных у него вещей, а так­же уплатить продажу.