Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Чистяков.в 9т т1 Русск пр С.80-130.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
670.21 Кб
Скачать

Статья 19

Вервь не отвечает за убийство и не платит дикой виры, если на ее территории найдены лишь человеческие кости или труп человека, которого никто не знает. Здесь косвенно вводится норма давности совершенного убийства, не подлежащего нака­занию.

Статья 20

Данная статья по смыслу примыкает к ст. 18. Если обвиняе­мый свержеть виру, т. е. докажет безосновательность обвине­ния в убийстве, то он не платит виры, но вносит лишь сметную (от слова сметати — отвергать, отметать) гривну кун — плату представителю княжеской власти — отроку — за участие в суде и оправдании (об участии отрока в суде см. комментарий к ст. 74). Возможно, что оправданному помо­гает в этом община, внося примерно 1/5 часть указанной грив­ны (помечное— от слова меч, символ княжеского судьи — мечника или помочное — возможно, позднейшее переосмысле­ние). Обвинитель (кто и клепал) в качестве наказания за ложное обвинение также вносит отроку ту же сумму.

Статья 21

Если обвиняемый в убийстве не может найти послухов, то дело решается путем испытания железом. Железо — одна из форм средневековых ордалий, определение виновности по сте­пени ожога от раскаленного железа, которое должен взять в руки обвиняемый (Русину не вести латинина ко железу горя­чему, аже сам въсхочеть — договор 1229 г)310.

В Мясниковском списке Кормчей конца XIV — начала XV в. испытание железом заменяется другим видом орда­лий — полем: то дати им правду: с железом на поле. Поле —-открытая вооруженная схватка, единоборство, победитель кото­рой признается невиновным. Поле хорошо известно в русских памятниках права XIII—XV вв., начиная с договоров Смо­ленска с немцами, но отсутствует в ранних текстах Правды, что является для некоторых исследователей (В. О. Ключев­ский, М. Н. Тихомиров) аргументом в пользу ее церковного происхождения. Однако поле вставлено в списке Кормчей — сборнике церковного права, вышедшем, несомненно, из рук церковного деятеля. Указанное поновление свидетельствует о вытеснении полем железа в XIII — XV вв. и о том, что Пространная Правда составлялась до XIII в., когда поле еще не имело в судебной практике на Руси распространения.

Статья 22

Статья определяет пределы применения ордалий в уголов­ном процессе при отсутствии поличного: раскаленным железом можно пользоваться при обвинении не только в убийстве, но и в краже значительных ценностей (стоимостью более полови­ны гривны золота). При ценности украденного от двух гривен кун до половины гривны золота присуждается вода, для оп­равдания в более мелких кражах — до двух гривен — доста­точно присяги (роты). При испытании водой невиновным признавался тонущий, как это видно, например, из слов епи­скопа Серапиона, рекомендовавшего таким способом опреде­лять виновность женщины в колдовстве: Вы же воду послу­хом» постависте и глаголисте: аще утапати начнеть, неповинна есть; аще ли поплыветъ волхвовь есть'

Гривна золота приравнивалась в XII —XIII вв. примерно 10 гривнам серебра или 40 гривнам кун; в гривнах золота ис­числялся ущерб, наносимый высшим слоям феодальной ари­стократии (статья «О бесчестьи»; Устав князя Ярослава).

Кто должен был доказывать свою правоту в этих конфлик­тах: обвинитель или обвиняемый? Указание на то, что. железо и воду давали из н.еволи, т. е. насильно, говорит о том, что ордалиям подвергался обвиняемый; что касается роты, то на нее должен был идти скорее потерпевший, утративший деньги (свое куны), чем обвиняемый.