Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Е.Файншмидт. Учебный курс _Кризис-менеджмент_....docx
Скачиваний:
18
Добавлен:
24.09.2019
Размер:
1.09 Mб
Скачать

3.1.1.7. Содержание чрезвычайного кризис-менеджмента в условиях макроэкономической неопределенности

Последние 30 лет предприятия оказывались в кризисе преимущественно из-за внутренних причин – некомпетентного или нечестного руководства, ошибок в маркетинговой, инвестиционной или финансовой деятельности и т.п. Внешняя среда при этом была предсказуемой. Поэтому классические методы управления проблемными предприятиям заключались в выявлении причин кризиса (диагностика состояния предприятия), прогнозировании развития рынка, разработке и реализации соответствующего антикризисного плана. При этом решающими факторами успешности кризисных мероприятий были маркетинговая обоснованность плана и возможность его финансирования.

В ситуации макроэкономического, тем более глобального кризиса все параметры кризисов организаций изменились и возможности выведения организаций из кризиса сократились.

Во-первых, главная причина кризисов организаций сместилась из внутренней среды во внешнюю и состоит она сейчас в падении платежеспособного спроса в глобальном масштабе. В этих условиях уменьшились возможности не только для роста, но для предотвращения падения реализации продукции за счет реорганизации, изменения продуктовой линейки или переориентации предприятий на новые рынки.

Во-вторых, маркетинговые прогнозы развития многих товаров и рынков оказались недостоверными именно в той мере, в какой оказались ненадежными макроэкономические оценки и прогнозы. В прессе и аналитических обзорах одновременно циркулируют самые противоречивые выводы и заявления относительно перспектив развития мировой экономики. Еще весной 2010 г. возникло впечатление, что США выходят из рецессии, вытаскивают из нее мировую экономику и мировому кризису приходит конец. Национальное бюро экономических исследований США (National Bureau of Economic Research - NBER) официально объявило, что рецессия в экономике США завершилась в июне 2009 года.113 Однако нобелевский лауреат, экономист Пол Кругман заявил, что «США ожидает потерянное десятилетие так же, как это произошло в Японии, - то есть продолжительный период высокой безработицы и вялого роста".114 «Масла в огонь» пессимистических оценок «подлила» канцлер ФРГ Ангелы Меркель, по мнению которой «единая европейская валюта более не является силой, объединяющей Европу. Напротив, она превращается в фактор, толкающий сильных к тому, чтобы побыстрее отделаться от цепляющихся за них слабых». Еще один нобелевский лауреат, - Нуриэль Рубини, - заявил, что слабость государств еврозоны и замедление экономического роста в США и других развитых странах еще больше осложнит ситуацию. 115

В отсутствие достоверных оценок и прогнозов развития рынков невозможно разработать обоснованный план выведения организации из кризиса. И здесь возникает третья причина, препятствующая эффективному кризисному управлению: сложности с финансированием кризисных мероприятий. Сейчас очень трудно найти «кризисного спонсора», - будь то собственник, новый инвестор, коммерческий кредитор (поставщик), банк или государство, - который согласился бы реструктурировать задолженность проблемного должника или вложить новые деньги, если запрос не обоснован достоверными маркетинговыми исследованиями и прогнозами, а таковые сейчас отсутствуют.

Тем не менее, возможности эффективного управления отдельными предприятиями в условиях макроэкономического кризиса существуют.

Принцип экономии в условиях макроэкономического кризиса

Чтобы минимизировать потери во время кризиса, компаниям необходимо максимально сократить расходы, внимательно оценивать возможности клиентов и поставщиков, пристально изучить возможности минимизации налогов и подготовиться к развитию событий по наихудшему сценарию.

Компаниям рекомендовано считать наличность, а не прибыль, поскольку в условиях замедляющейся экономики именно управление “cash flow” очень важно. Также необходимо строго придерживаться политики сбора долгов с контрагентов. Безжалостность в контроле за расходами — еще одна необходимая рекомендация. Причем сокращать в первую очередь надо персонал — как основную статью расходов. Внимательно нужно оценивать финансовую информацию о контрагентах. Также полезно изучить возможность минимизации налоговых платежей.

Пересмотр плана инвестиций в основной капитал также неизбежен. Вложения в новые активы могут лишить компанию средств в самый неподходящий момент. Если инвестиции крайне необходимы, нужно добиваться лучших условий. Для этого очень важно подружиться с банком как с важным бизнес-партнером, дав ему максимально полную информацию о состоянии бизнеса. При этом рекомендуется озаботиться альтернативными вариантами финансирования. Привлечение стратегического инвестора как способ избежать банкротства приветствуется: лишиться бизнеса легче, чем крыши над головой.116

Организационное проворство («agility»)

Многие эксперты едины во мнении, что важнейшим качеством функционирования организации в ситуации кризиса является то, что по-английски обозначается словом «agility» («эджилити») и переводится на русский как «подвижность, проворство, быстрота, шустрость, ловкость, живость, изворотливость, прыть». Все эти русские слова имеют сходное или близкое друг к другу интуитивно понятное значение, и наилучшим русским переводом термина «agility» в данном контексте является «быстрота решений и действий».

Необходимо иметь в виду, что несмотря на обильное использование «agility» однозначного толкования этого понятия применительно к кризисному менеджменту нет.

Некоторые авторы толкуют «эджилити» очень расширительно: «Agility означает такой процесс управления, который является адаптивным, совместимым, основанным на растущем понимании сути принимаемого решения и предусматривающим межличностное взаимодействие и сотрудничество».117 «Agility» в противоположность излишним бюрократизму, формальности, строгости и администрированию должны быть присущи в процессе принятия и реализации решений гибкость и быстрота реагирования. Даже в грамматическом плане важно подчеркнуть, что «agility» - это не глагол, а наречие, то есть этот термин характеризует не содержание управленческого процесса, а качество его.118

В специальном исследовании, проведенном Научно-консультативным центром «The Economist» и озаглавленном «Организационная проворность: как бизнес может выжить и преуспеть в неспокойные времена» («Organisational agility: how businesses can survive and thrive in turbulent times»)119, говорится, что резкие рыночные колебания нынешнего кризиса предвещают новую фазу глобализации, характерной чертой которой будет постоянная изменчивость. Традиционным моделям предпринимательства и функционирования организаций противостоит рецессия, сопровождаемая колебаниями цен на энергию и сырье, нестабильностью валютных курсов, появлением новых и непривычных конкурентов, изменчивостью потребительского спроса. Для того, чтобы быть конкурентоспособными, компаниями придется «вертеться, как уж на сковородке».120

Основные выводы названной работы таковы:

  1. Быстрота в принятии и реализации решений организации (Organisational agility) - главная необходимость в современной ситуации быстроменяющейся деловой среды. Это качество функционирования организация является ключевым условием для успеха бизнеса, в том числе для обеспечения конкурентоспособности и прибыльности компании.

  2. Важную роль в прививке культуры и внедрении практики «agility» может сыграть совершенствование применяемых информационных технологий. Информационные технологии позволяют эффективно структурировать, распределять и быстро анализировать информацию. Без применения таких технологий руководство компания «тонет» в информационном потоке и не может быстро принимать решения. Необходимо так выстроить информационные потоки, чтобы руководство могло быстро отфильтровать несущественную информацию, найти ключевую информацию и сфокусироваться на ней.

  3. В современной ситуации кризиса принимать решения и планировать приходится в условиях неопределенности и непредсказуемости. Эта ситуация часто парализует руководителей организации, однако ее надо преодолевать, поскольку в быстроменяющейся внешней среде отсутствие решения более опасно, чем рискованное решение.

  4. Самое важное решение, которое надо принять быстро, - это решение об изменении ключевой миссии организации. Осознать необходимость такого изменения очень трудно, однако еще труднее решиться на него.

  5. Сокращение издержек и снижение цен на свою продукцию – самая естественная и первая реакция на кризисное снижение спроса. Однако на этих мерах ни в коем случае нельзя останавливаться и ими ограничиваться. Ключевыми элементами «организационной проворности» являются: быстрый переход от стратегии «выживания» к стратегии «развития» путем поиска и попыток применения нововведений; выявление самых важных и тонких потребительских предпочтений и ориентация на них; способность капитализации знаний; никаких неожиданных и внезапных сокращений персонала: общаться с людьми, объяснять ситуацию людям, готовить людей к изменениям и трудностям.

  6. Компаниям очень нелегко менять свою организационную структуру. Кроме того, такая процедура не может осуществлять часто. Но что можно сделать – так это спрямлять, упрощать и интегрировать процессы принятия решений.121

Приоритет - управление денежными потоками

Необходимо отметить, что «agility» - это качественная, а не содержательная характеристика успешного функционирования организации в ситуации кризисной неопреденности. Организация должна быть быстрой, проворной при достижении самых разнообразных целей в любых направлениях своей деятельности – операционной, инвестиционной, финансовой. Однако есть одна цель, достижение которой считается приоритетным именно в кризисной ситуации – обладание максимальным количеством свободных денежных средств, то есть тем, что в англоязычной (да и в российской) литературе называется «cash». Именно сash является тем ресурсом, который позволяет реализовать самые различные решения и мероприятия, принятые в режиме «agility».

Поэтому основным параметром, которым нужно управлять в ситуации кризиса – денежный поток. Необходимо стремится увеличить ликвидные активы компании: с их помощью организация сможет осуществить необходимые быстрые маневры, без денег – нет.

Следующие 12 рекомендаций нацелены на достижение этого результата:

  1. Рефинансируйте кредиторскую задолженность. Попытайтесь убедить кредиторов согласиться на реструктуризацию вашего долга. Предложите свои акции взамен части долга.

  2. Проведите «приоритизацию» своей задолженности. Выплачивайте долги в строгом соответствии с их очередностью.

  3. Ищите индивидуальных, а не институциональных инвесторов: их легче убедить, и они больше дадут.

  4. Используйте револьверные кредиты, то есть такие схемы кредитования, которые позволяют заемщику получать средства в пределах определенной суммы, гасить всю сумму задолженности или только ее часть, производить повторное заимствование в течение срока действия кредитной линии.

  5. Продайте свою дебиторскую задолженность.

  6. Продайте некритические для бизнеса активы.

  7. Вкладывайте деньги в подготовку, переподготовку и повышение профессионального уровня персонала.

  8. Переманите талантливых сотрудников у конкурентов.

  9. Сместите спектр зарплат и вознаграждений сверху вниз: сократите выплаты высшему руководству, увеличьте расходы на зарплату и вознаграждение руководителям среднего звена и исполнителям.

  10. Оптимизируйте цены для тех 20% ваших стратегических потребителей, которые дают 80% выручки.

  11. Сконцентрируйтесь на стратегической рекламе: покажите потребителям, как вы помогаете им решать их проблемы и преодолевать трудности.

  12. Создайте роскошный, эксклюзивный сегмент вашей продуктовой линейки. В кризис потребители сокращают расходы, но есть такой товар, на который они раскошелятся.122

Нетрудно заметить, что многие из этих рекомендаций соответствуют ранее рассмотренной Программе стабилизации. Многие, но не все. Помимо вышеперечисленных рекомендаций в отношении того, как достичь максимального объема денег, находящихся в распоряжении компании, есть еще одна рекомендация, приуроченная к начальному этапу развития кризисного процесса: опережайте кризис, сокращайте расходы быстрее, чем падают доходы. Создайте «подушку безопасности» для выживания в кризисе и ресурс для реализации нетривиальных (в том числе инвестиционных) решений.

Принятие решений в условиях неопределенности

Представим себе, что мы (собственники или руководители компании) навели порядок на предприятии, уволили лишних сотрудников, мотивировали оставшийся персонал на активное участие в антикризисных мероприятиях, резко сократили другие расходы, продали излишние активы и стали обладателями определенной суммы свободных денежных средств.

Мы структурировали входящую информацию и можем быстро оценивать обстановку. Мы спрямили процессы принятия решений, убрали из этих процессов всякий дубляж и ненужные согласования и готовы быстро реализовывать самые разные решения (то есть стали достаточно «проворными», «шустрыми»).

И здесь возникает очень серьезная проблема: откуда взять свежий, «незамыленный» взгляд на сильные стороны организации и быстро выработать нетривиальное решение в отношении того, как использовать возможности предприятия в непредсказуемой внешней среде?

Все перечисленные выше мероприятия относятся к организационным аспектам процесса управления, а нам требуется проявить аспект творческий, на который мы, может быть, вовсе не способны. Далеко не все хорошие руководители, эффективные в условиях высокой конъюнктуры, обладают способностью быстро оценивать ситуацию и принимать единственно верные решения в условиях кризиса.

Для собственников предприятия выходом могла бы стать замена руководителя на кризисного менеджера. Однако, кризисных менеджеров мало и их услуги очень дороги. Поэтому рекомендация состоит в том, чтобы организовать коллективную оценку ситуации и коллективную выработку «прорывного» решения, способного не только спасти предприятие, но и обеспечить резкий рост его конкурентоспособности в кризисные и пост-кризисные времена.

Речь не идет о привлечении к этому процессу всего персонала предприятия (если только на нем не работает всего 5-7 человек). Речь идет об образовании экспертной группы числом в 7-10 человек (не более), состоящей из наиболее профессиональных и нетривиально мыслящих людей, при этом совершенно не обязательно, чтобы в группу входили только заместители руководителя или начальники структурных подразделений. Творческие люди часто обладают тяжелым характером и далеко не всегда являются хорошими администраторами.

Наиболее эффективной формой организации работы экспертной группы является «мозговой штурм» (brainstorming),123 характерными чертами которого являются124:

  • неформальный характер обсуждения, исключающий какое бы то ни было явное или непроизвольное давление со стороны руководства; в брейнсторминге нет ни начальников, ни подчиненных, - все равны;

  • игровая форма, не только не запрещающая, но провоцирующая шутки, подначки, выход (кажущийся) за рамки обсуждаемой темы;

  • запрет «перехода на личности», когда обсуждение проблемы заменяется обсуждением личностных качеств участников;

  • запрет на комментарии высказываний других участников мозгового штурма: каждый высказывает свои оценки и мнения, но не критикует других;

  • структурирование обсуждения вопросами «где мы сейчас находимся?» и «что делать?» (вопрос «кто виноват?» должен быть исключен из обсуждения);

  • разрешение высказывать в любой форме любые мнения, суждения и предложения, какими бы «идиотскими» или несерьезными они не казались;

  • ограничение времени обсуждения одним часом;

  • фиксация всего, сказанного на обсуждении (аудио-, а лучше – видеозапись);

  • тщательный и непредвзятый анализ записи обсуждения с целью выявления «прорывных» выводов и предложений;

  • нетривиальные, «прорывные» оценки и предложения должны реализовываться быстро, жестко и решительно.

После проведения мозгового штурма возникает проблема совмещения в одном коллективе неформальных и сугубо формальных, должностных, иерархических отношений. Эти два стиля общения должны быть самым категорическим образом разделены, разведены во времени, и возможность руководителя осуществлять и поддерживать такое разделение является нелегким, но необходимым вызовом его профессионализму в условиях макроэкономического кризиса.

Далеко не все руководители могут и умеют проводить мозговые штурмы: очень часто руководитель непроизвольно, даже не голосом, но мимикой или жестами, демонстрирует свое отношение к высказываниям членов обсуждения. Одна такая реакция (не важно – положительная или отрицательная) сводит весь мозговой штурм на нет: вместо свободных высказываний члены группы начинают подлаживаться под ожидаемую реакцию начальства. В этом случае рекомендуется для проведения мозгового штурма привлечь специалиста (группу специалистов), обычно называемого «тренером» (“Couch”). Руководителю организации в мозговом штурме лучше не участвовать и даже не находиться в помещении, где идет мозговой штурм. Но именно руководитель должен потом внимательно просмотреть и прослушать все высказывания участников мозгового штурма и найти в них «жемчужное зерно» правильной оценки и эффективного решения.

Существуют и другие методы принятие решений в условиях неопределенности.125 Ни один из этих методов не дает гарантии принятия единственно верного решения, но они предоставляют предприятию шанс обрести в условиях кризиса важное конкурентное преимущество.