- •Русский ренессанс на рубеже XIX и XX веков
- •Евразийцы: социокультурное своеобразие российской цивилизации
- •Евразийская модификация русской идеи
- •Н. С. Трубецкой
- •П. Н. Савицкий
- •Л. П. Карсавин
- •Н. Н. Алексеев
- •П. Б. Струве: политическая социология свободы
- •Л. И. Петражицкий: социопсихология социально-правового поведения
- •Л. Д. Троцкий: политическая социология борьбы за власть
- •И. А. Ильин: компаративистский метод в политической социологии
- •Г. Д. Гурвич: социология «микроотношений»
- •С. Л. Франк: реалия деспотизма и проект теократии
- •П. Н. Милюков: правовое государство как цель всемирно-исторического движения
- •П. И. Новгородцев: социальная диалектика должного и сущего
- •С. Н. Булгаков: христианская социология общественной жизни славянского мира
- •Н. А. Бердяев: антитеза царства духа и царства кесаря
- •П. А. Сорокин: историческая социодинамика цивилизации
- •Е. В. Спекторский: христианская социология права
- •Н. С. Тимашев: социология права как номографическая дисциплина
- •Литература
П. Н. Милюков: правовое государство как цель всемирно-исторического движения
Павел Николаевич Милюков (1859-1943) — русский социолог, историк культуры, политический деятель. Окончил Московский университет; после прочтения обязательной публичной лекции на тему «Юридическая школа русской историографии» был оставлен при кафедре В. О. Ключевского для подготовки к профессорскому званию. Подготовил диссертацию «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого» (1892). Был депутатом Государственной Думы, одним из создателей партии кадетов, министром иностранных дел во Временном правительстве. Эмигрировал из России в 1920 г.
Основные сочинения: «Разложение славянофильства. Данилевский. Леонтьев. Вл. Соловьев» (1893); «Очерки по истории русской культуры» (1896—1903); «Интеллигенция и историческая традиция» (1910); «История второй русской революции» (1921-1924); «Эмиграция на перепутье» (1926); «Россия на переломе» (1927); «Республика или монархия» (1929)и др.
Методология
Милюков считал, что наибольшей методологической ценностью обладают социологические принципы, разработанные О. Контом, Г. Спенсером, Дж. Миллем, позволяющие выявить закономерности в смене исторических стадий общественных организмов. Его привлекал метод единства социологической индукции и социологической дедукции, берущий свое начало у Ф. Бэкона и Р. Декарта и позволявший на конкретном фактическом материале демонстрировать действие исторических закономерностей.
Милюков предпринял попытку обобщить теоретические достижения представителей российской юридической школы («государственной шко-лы»), обратив внимание на такие исходные методологические принципы их социально-исторического видения социально-правовой реальности, как про-цессуально-динамическое понимание социальной жизни, умение рассматри-вать ее в динамике исторического развития и изображение социальной исто-рии как смены одних политических и правовых форм другими. Милюков отметил важную особенность эволюции методологических позиций госу-дарственной школы, состоявшую в постепенном переходе на позиции позитивизма.
История
Всемирная история — процесс взаимодействия многих национальных организмов, в каждом из которых идут собственные изменения в виде развития культурных традиций и снятия противоположностей материального и духовного в новых формах культуры и цивилизованности. Россия в своем развитии включена в общий исторический поток социальной эволюции и вынуждена двигаться по стопам Европы, чтобы миновать те фазы, через которые европейские народы и государства уже успели пройти. Это обязательное условие социального созревания ее национального организма, включающего такие элементы, как государственность, сословный строй, церковь и веру, школу, образование, искусство, литературу.
Политическим идеалом Милюкова являлось правовое государство. России еще предстояло пройти значительный исторический путь для его достижения. Гипертрофия автократической государственности и фактичес-кое отсутствие гражданского общества препятствовали реализации этого идеала.
П. И. Новгородцев: социальная диалектика должного и сущего
Павел Иванович Новгородцев (1866-1924) — русский социальный философ. Окончил юридический факультет Московского университета. С 1904 г. ординарный профессор кафедры энциклопедии права и истории права Московского университета. В период с 1906 по 1918 г. ректор Московского высшего коммерческого института. Был членом партии кадетов, избирался в ее ЦК. В 1920 г. эмигрировал из России. В Пражском университете осно русский юридический факультет. Основные сочинения: магистерская диссертация «Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба» (1897); докторская диссертация «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве: два типических построения в области философии и права» (1902); «О задачах современной философии права», «Кризис современного правосознания» (1909); «О праве на существование», «Политические идеалы древнего и нового мира» (два выпуска 1910, 1913); «Лекции по истории философии права. Учения нового времени ХУЬХУШ и XIX веков» (1912).
Согласно Новгородцеву, социальная среда имеет косную, инертную природу и выполняет по отношению к личности охранительную функцию. Для личности воздействие среды тягостно и принудительно, поэтому она всегда стремится уйти из-под ее гнета, преодолеть установленные социальные ограничения и вырваться в пространство свободы, на простор социального творчества. Издавна многие мыслители мечтали о взаимопроникающем единении начал социальной солидарности и индивидуальной инициативы, но полная их гармония всегда будет оставаться идеалом.
Новгородцев ратовал за необходимость возрождения естественно-правовой философии и за применение методологических принципов учений Канта и Гегеля к анализу социально-правовых проблем. Рассматривал разум как автономное духовное начало, способное служить источником нравственного и правового долженствования, средством противодействия кризисным, нигилистическим тенденциям в общественной практике.
Нравственные и естественно-правовые нормы способны, в силу их абстрактно-отвлеченнного характера, служить в самые смутные времена, когда торжествует релятивизм, в качестве критериев, позволяющих оценивать степень правомерности и справедливости различных социально-политических акций. Эту же роль играют идеалы, метафизическая природа которых открывает широкую историческую перспективу и позволяет им выступать ориентирами, которым не грозят переоценки социальных ценностей, происходящие в революционные эпохи.