Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
психологическое манипулирование.doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
29.08.2019
Размер:
173.06 Кб
Скачать

1. Психологические основы скрытого управления

1.1 Эксплуатация потребностей человека.

Я не могу управлять направле­нием ветра, но всегда могу так поставить паруса, чтобы достичь своей цели,

О. Уайльд

1.1.1. Виды потребностей.

В нас, в нашем непонимании самих себя кроется возможность манипулировать нами. Нами управляют наши потребности. Каждый из нас обладает какими-то слабостями. Каждый характеризуется некими пристрастиями. Все мы привыкли действовать по правилам, соблю­дать ритуалы. Все это может быть использовано манипуляторами.

Общепризнанна следующая классификация потреб­ностей человека, предложенная А. Маслоу.

  • Физиологические потребности (пища, вода, жи­лье, отдых, здоровье, желание избежать боли, секс и т.д.).

  • Потребность в безопасности, уверенности в буду­щем.

  • Потребность принадлежать какой-то общности (се­мье, компании друзей, единомышленникам и т. п.).

  • Потребность в уважении, признании.

  • Потребность в самореализации.

1.1.2. Физиологические потребности.

Заразительный пример

В американском городе Кливленде директор зоопарка был весьма огорчен поведением молодой гориллы — она упорно отказывалась от еды. Поэтому он ежедневно за­лезал к ней в клетку, ел фрукты, хлеб, жаркое до тех пор, пока неопытная горилла, подражая ему, не научилась есть самостоятельно.

Дальше дело пошло само — физиологическая потреб­ность в пище плюс приобретенный навык сделали свое дело: детеныш прибавил в весе. (Однако за время обуче­ния и директор набрал 15 кг и теперь изнуряет себя диетами, чтобы избавиться от лишнего веса.)

1.1.3. Потребность в безопасности.

Эта потребность человека является основой одного из самых прибыльных видов бизнеса — страхового дела. Страховые агенты-профессионалы прежде запугают клиента, чтобы потом застраховать его от всех возмож­ных напастей.

Страх — это сторожевой пес, подающий голос при приближении опасности.

Значительно более остроумно, нежели страховые агенты, использовал страх незабвенный Ходжа Насреддин.

Некто заподозрил соседей в краже своего кошелька. Никто из них не признавал за собой вины. Ходжа дал каждому из них по палке одинаковой длины и сказал: «Завтра с этими палками вы все придете ко мне, и я установлю, кто из вас виновен: у того, кто украл деньги, палка за ночь удлинится на четверть».

Наступила ночь. А вор не спал и думал, объятый стра­хом: «До завтра моя палка увеличится на четверть, и я буду изобличен».

Он успокоился, только укоротив свою палку как раз на столько, на сколько она должна была вырасти.

1.1.4. Потребность принадлежать общности.

Мы боимся одиночества. Одинокий человек чув­ствует себя беззащитным, никому не нужным. Отсю­да потребность в семье, в друзьях, единомышленни­ках. Отсюда же сочувствие к сиротам, к тем, «у кого никого нет».

Мы лучше относимся к своим землякам, людям своей расы и национальности, специальности, единого ве­роисповедания. Боясь выпасть из общности, группы, к которым принадлежим, стараемся «не высовываться».

Этим ловко пользуются манипуляторы.

1.1.5. Потребность в уважении, признании.

Самым незатейливым образом эту потребность ис­пользуют льстецы. «Дедушка» Крылов очень точно оха­рактеризовал силу этого приема:

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна,

Да только все не впрок.

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

В большинстве случаев объект лести понимает, что ему льстят, но сам факт восхваления ему приятен, поскольку свидетельствует о зависимости от него, о высоком социальном положении, о желании снискать его расположение. Удовлетворение потребности в ува­жении и признании творит чудеса.

Один молодой человек, не уверенный в своей способнос­ти писать, из боязни быть высмеянным послал свою пер­вую рукопись по почте глубокой ночью, тайком выскольз­нув для этого из дома. Все его рассказы неизменно отклонялись редакциями. Наконец, наступил великий день — один из них был принят. Правда, ему не заплатили ни шиллинга, но один редактор похвалил его произведение. Юноша был настолько возбужден, что бесцельно бродил по улицам, и слезы катились по его щекам.

Похвала и признание, ставшие следствием того, что какой-то из его рассказов попал в печать, изменили всю его судьбу, ибо, не случись этого, он, воз­можно, провел бы всю свою жизнь, работая на ки­шевших крысами фабриках. Но главное — мир не по­лучил бы замечательного писателя имя которому — Чарльз Диккенс.