Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ТОМ 1. 2003 диск г.doc
Скачиваний:
140
Добавлен:
21.08.2019
Размер:
13.8 Mб
Скачать

1.1.2. Современные тенденции динамики чрезвычайных ситуаций

Прежде чем приступить к обсуждению этого вопроса обратим внимание на таблицы 1.1.2-1.1.3, которые демонстрирует общие данные о природных и техногенных опасностях и численности населения, проживающего в зонах их воздействия, а также кратко охарактеризуем обстановку на территории нашей страны с точки зрения опасностей природного и техногенного характера.

Таблица 1.1.2

Промышленная опасность

Характеристика

Опасности

Радиационная

Химическая

Промышленная

и транспортная

Кол-во объектов, ед.

102

4357

13294

Численность населения в зоне объекта, млн. чел.

4,1

44

12,1

Износ основного оборудования, %

30-90

30-70

35-80

Таблица 1.1.3

Природная опасность

Характеристика

Опасности

Землетрясения

Высокие уровни воды

Природные пожары

Площадь территории

20% территории

400 тыс. км2

1012 тыс. га

Численность населения в зоне, млн. чел.

20

40,1

11,1

Природные чрезвычайные ситуации

На территории России, обладающей чрезвычайно большим разнообразием геологических, климатических и ландшафтных условий, наблюдается более 30 видов природных явлений.

По имеющимся данным и расчетам среднемноголетних потерь за 30 лет конца XX века в России от различных опасных природных процессов погибли десятки тысяч и пострадало около 540 тыс. человек. Суммарный экономический ущерб в ценах 1990 года составил 500-570 млрд. рублей. Причем большая часть социальных и экономических потерь связана с разрушениями и деформациями зданий и сооружений.

Основные потери приносят наводнения (около 30%), оползни, обвалы и лавины (21%), ураганы, смерчи, сильные ветры (14%), лесные пожары (10%).

Примером масштабной катастрофической ситуации, связанной с оползневыми процессами, является массовый сход оползней весной 1989 г. в горных районах Чечни и Ингушетии. Тогда оползнями была поражена площадь около 2,5 тыс. км2. В результате были полностью или значительно разрушены 85 населенных пунктов, включая г. Малгобек, без крова осталось 6025 семей (около 27 тыс. чел.). Суммарный прямой экономический ущерб от этой оползневой катастрофы был оценен в 390 млн. долл. США.

В результате схода лавин в особо снежную зиму 1986-1987 гг. Транскавказская дорога бездействовала в течение 5 месяцев. Ориентировочный экономический ущерб от расчистки лавинных завалов и прекращения грузопотока составил тогда около 10 млн. долл. США.

Угроза затопления существует более чем для 40 крупных городов и нескольких тысяч других населенных пунктов. В нашей стране подвержена затоплению различной высоты и характера территория общей площадью 400 тыс. км2. Ежегодно затапливаются около 50 тыс. км2. Среднестатистическая величина ущерба от наводнений по России оценивается в 3,25 млрд. долларов США в год.

Примером может служить подъем уровня воды при мощных заторных наводнениях на реках Сибири (максимальный подъем воды до 35-40 м). Именно такие наводнения наблюдались на р. Лена в 1998 и 2001 годах (подъем воды - до 15 м). Первое из них частично разрушило, а второе практически полностью уничтожило г. Ленск, который был в сжатые сроки заново отстроен на более высоких отметках и защищен дамбами. Но для этого потребовались огромные средства и личный контроль Президента страны.

Чрезвычайная ситуация федерального масштаба, обусловленная дождевыми паводками в июне 2002 года, вызвавшая подъем уровня воды в реках значительно выше критических отметок, произошла в Южном федеральном округе. Погибло 114 человек, были нарушены условия жизнедеятельности более 329 тыс. человек. Нанесенный ущерб оценивается в 15 млрд. рублей.

Августовский 2002 года смерч и проливные дожди на Черноморском побережье Краснодарского края также привели к многочисленным человеческим жертвам и серьезным экономическим потерям.

Катастрофические землетрясения силой 7 и более баллов по шкале MSK-64 периодически проявляются примерно на 19% территории России, где проживают около 16% населения.

Самым разрушительным за всю историю России стало Нефтегорское землетрясение 27.05.1995 г. на Сахалине, которое практически полностью уничтожило одноименный поселок и привело к гибели более 2 тыс. человек. Экономический ущерб от этого землетрясения составил около 100 млн. долларов США. Хотя эта цифра является, по всей видимости, существенно заниженной, т.к. только неучтенная стоимость восстановления промышленных объектов ОАО «Роснефть – Сахалинморнефтегаз» (трубопроводы, линии связи и электропередач, промысловые сооружения и т.п.) превышает 140,5 млн. долл.

На сегодня более 70 % населения сейсмоопасных регионов по-прежнему проживает в зданиях, не отвечающих требованиям по сейсмостойкости.

Значительный урон экономике страны наносят лесные пожары. Только в последнее десятилетие ежегодный ущерб, причиненный пожарами лесному хозяйству России, исчислялся в суммах от 753,4 до 13055,6 млн. рублей (в ценах 1999 г.). В 2002 году зарегистрировано на территории Российской Федерации 43,4 тыс. природных пожаров, что почти в 2 раза больше, чем в 2001 году, хотя, при этом, лесная площадь, пройденная огнем, была меньше в 6,5 раз.

На сегодня во всем мире прослеживается тенденция роста числа природных чрезвычайных ситуаций, их масштабов и ущербов. Суммарный совокупный годовой ущерб России от чрезвычайных ситуаций природного характера может достигать 5 - 7% от ее валового внутреннего продукта.

Техногенные чрезвычайные ситуации

Россия располагает огромным хозяйственным комплексом, по объему инфраструктуры и спектру опасных технологий, сравнимым с тем, которым располагают ведущие страны мира. Вместе с тем очень малые экономические возможности для его поддержания и повышения безопасности (в 2002 году расходная часть бюджета Российской Федерации составляла около 65 млрд. долларов США – около 3% от бюджета США (2052 млрд. долларов)), напряженное социально-психологическое состояние общества заставляет говорить о нарастании потенциальной техногенной угрозы. Так на территории России функционирует около 45 тысяч – пожаро- , взрывоопасных производств, в том числе около 3,3 тысяч химически- опасных и более 700 крупных радиационно-опасных объектов, свыше 3,5 тысяч объектов располагают значительными запасами хлора и аммиака, более 500 тысяч тонн хлора ежегодно перевозится по железным дорогам.

Около 200 водохранилищ, и в их числе ряд особо крупных, эксплуатируется более 50 лет без требуемых реконструкции и ремонта.

В наиболее ответственных отраслях (энергетика, нефте-, газохимия) потенциально опасные объекты имеют выработку проектного ресурса на уровне 75-90%.

Аварии и катастрофы техногенного характера в России приобрели такой размах, что начали приводить к необратимым нарушениям экологии и оказывать существенное влияние на состояние безопасности населения и государства.

Наибольшую угрозу представляют крупные ядерные и радиационные аварии, в первую очередь, аварии на АЭС; аварии на предприятиях нефте- и газохимических комплексов; аварии на крупных трубопроводных системах, объектах ракетно-космического комплекса и др. Если обратиться к недавнему нашему прошлому, то создание мощностей атомного производства, сопровождавшееся сбросами радиоактивных отходов в реку Теча, авариями на производственном объединении «Маяк», испытания ядерного оружия на Семипалатинском полигоне нанесли существенный ущерб здоровью населения и значительным территориям Уральского и Алтайского регионов. Вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. было загрязнено более 56 тыс. км2 территории Российской Федерации, на которой проживало около 3 млн. человек.

Несмотря на отдаленность указанных событий от наших дней, их последствия будут сказываться еще в течение многих лет.

Исключительно серьёзной является проблема нефтяных загрязнений почвы, поверхностных и подземных вод нефтью и нефтепродуктами. Причём наиболее остро она стоит для северных районов страны – Республика Коми, Тюменская и Томская области. Особенно тревожным представляется в начале ХХI века экологическое состояние Российского Севера. В границах Российского Севера располагаются основные нефтегазовые месторождения страны. Перспективы развития нефте-газодобычи, транспортировки и переработки, определяемые стратегическими интересами, таковы, что по масштабам антропогенной трансформации региона эти отрасли занимают ведущие позиции и они не изменятся в ближайшие десятилетия.

Крупная авария на нефтепроводе в Усинском районе Республики Коми в 1994 году привела к загрязнению больших территорий этого региона. Аварийный разлив оказал разрушающее воздействие на почвенно-растительный покров и водные экосистемы района. Экологический ущерб от загрязнения нефтью только водных объектов по оценке департамента охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Коми составил в ценах 1995 года более 300 млрд. рублей.

В России значение такого показателя как социальный риск, т.е. частота чрезвычайных ситуаций приводящих к поражению определенного числа людей, в 10 – 100 раз выше, чем в этих странах.

Из произошедших в 2002 г. чрезвычайных ситуаций, по количеству доминируют именно техногенные ЧС - 71,5% от общего числа. Причем доля погибших от техногенных ЧС составила около 67% (в 2001 г. она была - 93%). В 2002 году погибли 1433 человека (в 2001 г. – 1157 чел.). В 2002 году отмечен резкий рост числа пострадавших от природных ЧС – почти 98% от общего числа пострадавших. Такой рост пострадавших связан, прежде всего, с единственной чрезвычайной ситуацией федерального масштаба – наводнением, вызванном дождевыми паводками, в июне месяце в Южном федеральном округе (в 2001 году пострадавших от природных ЧС было 44 %).

Сохраняется тенденция роста числа пожаров и количества погибших в них. В 2002 году на пожарах погибли 19906 человек. Причем наибольшее число пожаров (72,8%) произошло в жилом секторе. Ущерб от пожаров по сравнению с 1996 годом вырос почти в 3 раза и составил, по оценке специалистов, около 60 млрд. рублей.

Совокупный экономический ущерб от техногенных чрезвычайных ситуаций, включая пожары, за год может составлять 3-4% от валового внутреннего продукта страны.

Если рассматривать динамику характеристик чрезвычайных ситуаций за последние 13 лет: с 1990 года и по 2002 год, то мы можем заметить, что среднее число чрезвычайных ситуаций техногенного характера продолжает оставаться на достаточно высоком уровне. В данном случае оно равно 813, а если исключить из рассмотрения явно выпадающие 1990 и 1991 годы, то оно увеличивается до 922, что существенно превышает соответствующие показатели для стран Западной Европы.

Увеличение числа и масштабов последствий техногенных аварий и катастроф обусловлено не только ростом сложности производства с применением новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, опасных для жизни человека веществ и оказывающих заметное воздействие на компоненты окружающей среды, но и крупными структурными изменениями в экономике страны, приведшими к сбою в сфере финансирования, высоким и прогрессирующим уровням износа и старения основных фондов, падением технологической и производственной дисциплины и снижением квалификации персонала, переносом сроков ремонта и замены оборудования, упрощением регламентного обслуживания.

Нельзя сказать, что в нашей стране не делаются попытки выйти из этой опасной ситуации.

Определенное влияние оказывает деятельность всех уровней и звеньев РСЧС и особенно на объектовом уровне (на потенциально опасных объектах), где используются такие меры как декларирование и лицензирование, страхование, контроль со стороны надзорных органов, а также органов ГОЧС.

В последние годы повышается уровень организованности, порядка, ответственности на промышленных предприятиях.

Также нельзя не учитывать факт общего значительного снижения объемов производства в 1991 – 1997 гг.

Однако только этих мер для того, чтобы изменить ситуацию, явно недостаточно. Прежде всего, нужны реальные действия, связанные с обновлением производственных фондов, применением безопасных технологий и оборудования, что требует значительных инвестиций.

Следует отметить, что к приводимым статистическим данным необходимо относиться достаточно критически, так как проблема оценки и прогнозирования социально-экономических последствий ЧС еще недостаточно решена не только в методическом плане, но и организационно. Для проведения расчетов экономического ущерба от ЧС должна быть задействована, прежде всего, система Госкомстата России, а для этого должны быть разработаны и внедрены в практику работы статистических органов соответствующие формы, показатели и методические указания, позволяющие формировать достоверную первичную информацию об ущербе от ЧС. Такая задача поставлена нами перед Институтом макроэкономических исследований Минэкономразвития России. Также необходимы соответствующие методики оценки ущерба – это задача нашей науки.

Именно по этой причине преждевременно делать выводы о явной и закономерной тенденции снижения в ближайшей перспективе количества и последствий чрезвычайных ситуаций, как в природной, так и техногенной сферах.

Это обусловлено тем, что период в 6 – 7 лет, с учетом становления системы сбора и анализа статистических данных, является недостаточным для установления закономерностей тенденций как по численности, так и по последствиям ЧС.

Так из многих источников известно, что во всем мире количество чрезвычайных ситуаций природного характера в некоторые периоды существенно растет. Например, в 1990 – 1994 гг. среднее ежегодное количество природных катастроф в мире по отношению к периоду 1965 – 1969 гг. возросло почти в 3 раза, а для России, например, характерно, что среднее годичное количество природных катастроф в последнее десятилетие прошлого столетия достигло 288 в год, в то время как в предыдущее десятилетие оно составляло 110 – 130, т.е. более чем 2-кратное увеличение («Природные опасности и общество» под редакцией В.А. Владимирова, Ю.Л. Воробьева, В.И. Осипова, изд-во «КРУК», М, 2002).

Аналогичные примеры по отдельным периодам имеют место и в части техногенных аварий и катастроф. Особенно тревожны тенденции роста ЧС, связанных с ухудшением экологической обстановки, обусловленных загрязнением окружающей природной среды, с деградацией почв, сокращением разнообразия животного мира и т.п., основными причинами которых является антропогенная деятельность.

Таким образом, заключая вопрос о тенденциях ЧС, можно сделать вывод, что количество природных и техногенных ЧС будет расти, в большей степени природных, связанных с ухудшением экологической обстановки, в меньшей степени техногенных ЧС. В тоже время нельзя исключить возможности роста числа и техногенных ЧС. При этом достаточно обоснованные оценки и прогноз численности и последствий ЧС может обеспечить только качественный в организационном и методическом отношениях мониторинг ЧС.