Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Билеты по теории литературы.docx
Скачиваний:
61
Добавлен:
20.04.2019
Размер:
109.44 Кб
Скачать

3. Различие между научным, художественным и обыденным мышлением

Искусство и наука не одно и то же, но их различие не в содержании, а только в способе обрабатывать данное содержание. Философ оперирует доводами, поэт - образами и картинами, но оба говорят одно и то же. Поэт, вооружаясь живым и ярким языком, воздействует на фантазию читателей, а философ на разум. Один доказывает, рассказывает, и оба убеждают, только один логическими доводами, другой – картинами видения, воображением. Но первого слушают и понимают немногие, другого - все. Научный язык не всегда всем доступен, художественный же доступен, поскольку он воздействует на воображение человека. Наука и искусство равно необходимы, и ни наука не может заменить искусства, ни искусство науки.

4. Гипербола и литота, их функция в литературе. Понятие о гротеске

Гипербола – художественный приём, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемых предметов и явлений. Гиперболы необходимы для того, чтобы указать на исключительный свойства или качества людей, событий, вещей, явлений. Например, исключительность характера героя Мцыри была подчёркнута гиперболой: слабый юноша в поединке с барсом оказывается таким же сильным, как и дикий зверь. Гиперболы привлекают внимание читателей, заставляя их по-новому взглянуть на изображаемое. Гиперболы проясняют авторское отношение к изображению – идеализацию или, наоборот, отрицание, насмешку.

Литота - это образное выражение, стилистическая фигура, в котором содержится художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления. Литота вносит экспрессию в описание, её часто используют в социальной сатире.

Гротеск – художественный приём, основанный, как и гипербола, на преувеличении, заострении качеств и свойств людей, предметов. Однако преувеличение в гротеске имеет особый характер: это фантастическое преувеличение, в котором изображаемое полностью выведено не только за пределы «жизнеподобного», но и вероятного, допустимого с точки зрения правдоподобия. Фантастическая деформация реальности – непременное условие возникновения гротескного образа.

5. Литература как искусство слова. Место литературы в ряду других искусств. Г.-э. Лессинг о специфике литературы как искусства

Работа со словом – отличительная черта литературы, связь между материальным и духовным, сумма значений, которая проистекает из культуры. Из Евангелия – представление о божественной сути слова. Литература и изобразительное искусство. Визуальная культура – наглядная; вербальная – потребности человека (слово, мысль, формирование личности). Временное искусство – развивается во времени (театр, кино, музыка); пространственное – пластическое (живопись, скульптура, архитектура), вне временных рамок. Литература – синтез временного и пространственного искусства. Можно вернуться к любому отрезку и восстановить необходимое. Литература и музыка. Временные различия; разные сущности (в литературе слова несут смысл, в музыке нет конкретных образов и ассоциация

Сочетание литературы и других искусств. Драматургия - с театром; иллюстрация – с графикой

XVIII в. – трактат Лессинга о разграничении живописи и словесности, сравнивает Лаокоона в скульптуре (работа родосских ваятелей Агесандра, Полидора и Афинодора, была в 1506 г. откопана в Риме) и в поэме Вергилия «Энеида». До этого литература считалась словесной живописью, но Лессинг объяснил саму природу слов, её возможности (динамика жизни; то, что больше нигде нельзя передать – сны, мысли и пр.).

Наиболее яркую страницу в историю борьбы против поэтики французского классицизма вписал несомненно Лессинг. Лессинг всю свою атаку на французов ведет, исходя из ортодоксального (в его понимании) толкования Аристотеля, искаженного «ложноклассиками». При этом он весьма далек от слепого следования авторитету «древних»; он несомненно был первым теоретиком, сумевшим вновь поднять поэтику на тот научный и философский уровень, на котором она стоит у Аристотеля, и самостоятельно повести дальнейшую разработку важнейших проблем в этой области. Вместе с тем Лессинг подобно Аристотелю не лишает свою работу и практического, нормативного значения. Так же, как и Аристотель, Лессинг идет от анализа самой природы искусства поэзии. Этот анализ он проводит в сопоставлении поэзии с изобразительным искусством (скульптура, живопись). Этой проблеме посвящен специальный трактат Лессинга «Лаокоон» [1766], представляющий одно из значительнейших произведений мировой литературы в данной области. Исходя из своеобразия природы живописи, а также скульптуры и поэзии — пространственной для первых и временной для второй, — Лессинг определяет художественные возможности того и другого искусства. Основным здесь считает он то, что поэзия отражает действительность, давая объекты в известной временной последовательности, и имеет возможность показать процессы, протекающие во времени, а живопись располагает один возле другого одновременно сосуществующие предметы, позволяя зрителю одновременно же их охватывать в едином восприятии, но не будучи в состоянии дать процесс как таковой. Отсюда делается Лессингом целый ряд нормативных выводов относительно структуры живописного и поэтического образа и подлежащих живописи и поэзии объектов изображения (способы изображения красивого и безобразного в поэзии и живописи, эстетическая порочность описательной поэзии и «повествующей» живописи и т. д.).

Данный Лессингом на основе указанных принципов анализ описания щита Ахиллеса в «Илиаде» принадлежит к числу классических образцов теоретического изучения структуры поэтического образа, хотя и обнаруживает внеисторичность самого метода Лессинга, исходящего из якобы постоянной неподвижной сущности поэтического искусства.

Однако было бы ошибкой считать подход Лессинга к вопросам поэтической структуры чисто формалистическим. Его борьба против описательной поэзии теснейшим образом связана с его отталкиванием от аристократического стиля, эта борьба целиком вытекает из радикально-буржуазного стремления Лессинга утвердить искусство социально-действенное, боевое, динамичное. Эти новые эстетические нормы проникают представления Лессинга о самых различных жанрах. Так, Лессинг возражал против изукрашенности басни у Лафонтена, требуя от этого жанра сжатости, простоты и — главное — ясности основной идеи. Но особенно широко и конкретно развивает Лессинг систему своих воззрений в области поэтики на материале драматургии. Оставаясь в «Лаокооне» в значительной мере в пределах общих вопросов эстетики, Лессинг более детальную разработку вопросов драматургии дает в другой своей работе, представляющей серию критических статей, объединённых под общим заглавием «Гамбургская драматургия».

Лаоко́онт или "Лаокоон" — в греческой мифологии жрец бога Аполлона в городе Трое.