Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Программа 2020.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
18.11.2018
Размер:
4.83 Mб
Скачать

  1. При реализации продукции, имеющей льготы по уплате НДС (экспорт и др.) сохра­няется прежний порядок исчисления, уплаты и возмещения НДС, входящего в стоимость покупных, с использованием счетов-фактур.

  2. Для продукции, реализация которой облагается НДС по разным ставкам, необходи­мо вести их раздельных учет, как и сегодня. (Например, на каждую экспортную поставку, облагаемую НДС с нулевой ставкой, сегодня налогоплательщик обязан составлять Каль­куляцию с указанием всех статей формирующих цену экспортной продукции и прилагать к ней подтверждающие документы). При этом для льготного НДС при расчетах следует применять счета-фактуры, а без льгот - «прямой» метод.

Заметим, что уже сегодня эксперты Минфина предлагают использовать «прямой» ме­тод предпринимателям и налоговым инспекторам в качестве проверочного теста правиль­ности начисления НДС. Чтобы не вызвать подозрений в недоплате НДС, его значение к уплате должно соответствовать величине, определенной по следующей формуле:126

(Прибыль + расходы на оплату труда + амортизация + налоги + расходы, по ко­торым НДС не возмещается) х 18 процентов = НДС

Реализация предлагаемого варианта существенно повысит поступления налога в бюд­жет, упростит проверку правильности начисления и уплаты НДС, исключит проблемы уплаты НДС с авансов и незаконных возмещений, сделает ненужными счета-фактуры, книги покупок и продаж, встречные проверки, судебные споры по всем этим поводам и т.д. Кроме того, наличие среди обязательных отчетных показателей предприятия добав­ленной стоимости (или ВВП предприятия) позволит более точно оценить эффективность предприятия и упростить расчет ВВП России.

7.9. Расстановка приоритетов

Сегодня ни одна страна в мире не может развивать все отрасли экономики одинаково успешно. Это относится и к России.

Развивать все подряд не имеет смысла. Надо разбить все производственные отрасли экономики на три категории, по степени важности и по видами товаров: назовем их кате­гории А, Б и В.

В категорию В должны попасть те отрасли, которые у нас в принципе не могут быть конкурентоспособными и которые мы не планируем развивать совсем.

К категории Б - она должна составлять основу экономики - следует отнести то, что можно развивать и что может быть конкурентоспособно не только на внутреннем, но и международном рынке.

В категорию А попадут те отрасли, которые являются или могут являться конкуренто­способными только при условии пристального внимания со стороны государства. Это то, что принято называть стратегическими отраслями: наукоемкие производства, в которых требуется сложная кооперация, которым нужны инвестиции с многолетней окупаемостью и усилия государства для продвижения продукции. Это исследование космоса, строитель­ство сложных кораблей, сложных видов вооружения, авиастроение, атомное машиностро­ение, сюда же надо отнести такие важнейшие системы, как железнодорожные перевозки, электрические сети и международные нефтяные трубопроводы. И все. Список отраслей, подпадающих под категорию А, должен быть очень коротким.

Произвести такое разграничение можно, взяв коды ТН ВЭД. Это стопка бумаг высо­той 5-6 см. Кто-то должен потратить на это свое время, сесть с карандашом и прикинуть: бананы Россия должна производить? Наверное, нет. Ставим букву В. Свеклоуборочные комбайны? Сегодня желающих ими заниматься нет. Категория B. Речные суда будем

126Годовой отчет - 2006. Практический журнал для бухгалтеров. Издательство «Актион-медиа», Москва, 2006, стр. 298 (общий объем пособия 600 страниц)

строить? Да. Оставляем. Б. Электронику? Частично, то есть ЖК-мониторы надо пометить буквой В, а навигационные приборы - Б. Буквой А помечаем наиболее приоритетные продукты, производство и продвижение которых курирует Председатель Правительства. Тогда наступила бы ясность, по крайней мере, стало бы понятно, кому надо создавать условия для развития и кого поддерживать, куда инвесторам вкладывать деньги. Это очень важно.

Сегодня, отказываясь создавать такие категории, отказываясь поддерживать произво­дителей, правительство фактически всё товарное производство относит в категорию В, в категорию «бросовых отраслей».

Приходилось слышать, что невозможно создать такой список. Будет много споров. Да будет, но это показывает важность и необходимость такого разграничения.

Понятно, что этот список будет не жесткий, невозможно его составить окончательно. Он будет «плавать» и видоизменяться в процессе переговоров, в процессе совершенство­вания промышленной политики. Но есть отрасли, которые бесспорно надо поддерживать.

К категориям Б надо отнести все отрасли, все производство товаров, которое выжило за 20 лет кризиса, через который прошла и проходит наша страна, то есть, если какое-то производство живет в отсутствие промышленной политики, то его надо поддерживать, оно доказало очень большую жизнеспособность и оно очень потенциально конкуренто­способно. И соответственно все производство, которое сегодня существует в России, все это надо относить к категориям А и Б и выстраивать для них равные условия конкуренции с их зарубежными конкурентами, и создавать им благоприятные условия для развития.

Также в категорию Б надо отнести те товары, которые инвесторы предлагают к произ­водству. То есть, если инвестор заявляет, что он планирует производить, например, офис­ные кресла, он должен обратиться в Правительство. И после анализа, который докажет, что это реальный производитель, готовый вложить средства, надо производство офисных кресел переносить из категории В в категорию Б, то есть создавать благоприятные усло­вия для того, чтобы инвестор вкладывал деньги, чтобы он производил, конкурировал и зарабатывал деньги, платил налоги, и экономика наша развивалась.

И также в категорию Б следует относить те товары, которые пусть косвенно, но кон­курируют с товарами российского производства. Например, допустим, мы решим, что за­жигалки в России производить невыгодно, нет смысла инвестировать миллионы долларов, отвлекать рабочих, для того чтобы создать производство зажигалок. Может быть, изна­чально мы производство зажигалок отнесем в отрасль В, но если производители спичек, которых немало в России, обратятся в Правительство и скажут, что спички как товар кон­курируют с зажигалками, поэтому импорт дешевых зажигалок из Китая подрывает эконо­мику производителей спичек, то Правительство должно внимательно изучить вопрос, и если оно усмотрит наличие субсидий производителям зажигалок или иные факторы не­равной конкуренции, то соответственно надо ограничивать этот импорт, сохраняя воз­можность работать производителям спичек.

И только если никто не проявил интереса к производству определенного вида товаров, то такие товары надо записывать в категорию В, не защищать, обнулять пошлины, созда­вать благоприятные условия для импортеров с тем, чтобы эти товары на внутреннем рын­ке стоили дешево, для того, чтобы потребители выигрывали, экономили деньги на покуп­ке этих товаров.

8. Отрасли промышленности и их особенности (примеры подхода)

Когда мы говорим о необходимости повышения конкурентоспособности экономики, то, как правило, имеем в виду конкурентоспособность обрабатывающих производств. Се­годня согласно Росстату здесь занято 11,3 млн. человек.

Если спросить руководителей промышленных предприятий России, каковы основные проблемы, с которыми они сталкиваются, то ответ будет в большинстве случаев касаться

одного и того же: отсутствия покупательского спроса и отсутствия оборотных и инвести­ционных средств. Действительно, проблема номер один функционирования промышлен­ности в России - это неотлаженность в новых условиях механизма воспроизводства. Меж­секторальный перелив капитала из банковского в промышленный сектор неэффективен и не работает. Недостаточно так называемых длинных денег, учетные ставки кредитования на финансовом рынке существенно выше, чем реальная рентабельность в промышленно­сти. Не вовлекаются накопления населения. Не решая вопрос о механизме воспроизвод­ства, невозможно говорить о дальнейшем управляемом развитии отраслевых пропорций и промышленности в целом. Это и есть задача номер один.

«Задача номер один» может быть решена путем снижения налоговой нагрузки, но не для всех. В первую очередь надо снижать налоги для отраслей, выпускающих товары для населения. В свою очередь, рост товарного предложения будет способствовать снижению инфляции. Рассмотрим особенности отраслей промышленности более подробно.

Электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия, а так­же пищевая промышленность в нашей стране развиваются, если не считать излишне вы­сокие издержки, достаточно успешно. Удельный вес указанных отраслей в промышлен­ном производстве России составляет 55,5%. По меньшей мере, так было до кризиса 2009 года.

Некоторые проблемы химической и нефтехимической промышленности актуальны и для многих других отраслей промышленности России (разрушенный научный потенциал,

устаревшее оборудование, дефицит кадров). Но главными проблемами химической

^ 127

инефтехимической промышленности, по мнению экспертов Минпромэнерго, являются :

  • нехватка углеводородного сырья, на базе которого производится до 80% продукции;

  • дефицит инвестиционных ресурсов, в основном, по причине отсутствия организаци­онно-экономических механизмов, стимулирующих приток инвестиций в развитие отрас­ли.

Каждая отрасль имеет свои особенности. В качестве примера рассмотрим особенности легкой промышленности, машиностроения и авиастроения более подробно.

128

8.1. Легкая промышленность

Чем легкая промышленность отличается от других отраслей и почему ей надо уделять особое внимание?

Во-первых, легкая промышленность, включая малые предприятия и индивидуальных предпринимателей, могла бы в значительной степени решить проблему занятости населе­ния и содействовать решению проблем демографии и приобретению миллионами людей социального статуса.

Во-вторых, особенностью легкой промышленности является быстрая отдача вложен­ных средств. Их оборот в отрасли, несмотря на фактическое отсутствие оптовой торговли, происходит 2-4 раза в год. Каждые дополнительные 100 млн. рублей оборотных средств обеспечивают прирост объема производства за год на сумму 350-500 млн. рублей в зави­симости от скорости оборота. Это могло бы быть выгодно.

В советское время швейная, обувная или текстильная фабрики были почти в каждом городе. Зачастую это были градообразующие предприятия. В 1991 году в легкой промыш­ленности работали 3 млн. человек (большинство женщины) и производили они 12,6%

127Минпромэнерго, «Стратегии развития химической и нефтехимической

промышленности России на период до 2015 го- да»,http://atoma.info/index.php?option=com content&task=view&id=28&Itemid=8

128 Более подробный анализ ситуации в легкой промышленности см. Абрамов М.Д., Зверев С.М., Легкая промышленность в контексте демографии, «ЛегПромБизнес»,№ 6-7, июль, 2006; Абрамов М.Д., Зверев С.М. Решение проблем легкойпромышленности в снижении налогов, «ЛегПромБизнес», № 5, май, 2008

129

ВВП страны (27,8% доходной части бюджета) . Эти люди, хотя и жили бедно, но полу­чали зарплату, были уверены в завтрашнем дне и рожали детей. Именно тогда (1985-1990) в России наблюдался максимальный прирост населения.

Несмотря на быстрый рост рынка, объем производства в отрасли ежегодно сокращает­ся. В 2008 году на 14 тыс. предприятиях легкой промышленности (в т.ч. 12% малых) рабо­тало около 475,0 тыс. человек. Общий объем производства составил около 130 млрд. руб­лей, причем 80% производства продукции отрасли сконцентрировано на 5 кожевенных, 35 обувных, 45-50 предприятиях текстильной и швейной подотраслей. Средняя зарплата в легкой промышленности почти в два раза меньше средней по стране и составляет около 6,0 тыс. рублей в месяц. При этом доля продукции легкой промышленности в ВВП страны сократилась до 0,9%, т.е. в 15 раз по сравнению 1991 годом.

Куда же делись россияне, ранее работавшие на предприятиях легкой промышленно­сти?

Многие пополнили ряды так называемого «самозанятого» населения (по определению Росстата - «неформальный сектор»), т.е. тех, кто нигде не числится и не платит налоги, но зарабатывает на жизнь себе и своей семье. К ним относятся так называемые «челноки», покупающие тряпье и обувь в Турции и Китае «на вес» и заполняющие рынки беспо­шлинными товарами. К ним относятся работницы подпольных швейных фабрик и мастер­ских, изготавливающих фальсифицированную одежду и обувь с наклейками известных фирм «Адидас», «Рибок» и т.п. Доля таких товаров по некоторым данным достигает 60­80% от всей реализуемой в России швейной, текстильной, обувной и т.п. продукции. К ним относятся тысячи женщин, торгующие ширпотребом с рук и лотков на подходах к метро, у вокзалов и в других местах скопления народа. Численность неформального сек­тора растет. По данным директора Центра трудовых исследований Владимира Гимпель-

130

сона, численность в неформальном секторе составляет от 18% до 50% численности эко­номически активного населения. Острота проблемы недостатка трудовых ресурсов в офи­циальном секторе, мягко говоря, преувеличена. Неформальный сектор - огромный резерв экономики. Значительная часть работников неформального сектора - бывшие работники легкой промышленности. Кто-то из бывших «легпромовцев» устроился на другую работу; значительная часть пополнила ряды безработных.

Существует мнение, что развивать легкую промышленность в России нет смысла, т.к. с китайцами конкурировать бесполезно. Это мнение не выдерживает критики и опроверга­ется эффективной работой многих наших швейных и обувных фабрик. Создайте условия, и таких фабрик будет намного больше. Главное, наведите хотя бы минимальный порядок на российской таможне, через которую непрерывным потоком идет контрабандный ки­тайский и турецкий ширпотреб. Находит свою нишу легкая промышленность и в развитых и развивающихся странах. Например, доля производств легкой промышленности в объе­мах ВВП Турции и Португалии - 21%; Италии и Китая по - 13%; Франции - 6%; США - 5%131 (вспомним, в России в 1991 году - 12,6%, а в 2007 г.- 0,9% ВВП).

Анализ работы 1400 крупных и средних швейных и обувных предприятий показал, что более 50% из них имели в 2005 году увеличение объемов по сравнению с 2004 годом, и рост (падение) совершенно не зависят от ассортимента продукции, от географического положения, от состояния основных фондов, от каких-либо льгот (федеральных или регио­нальных), от материальных, трудовых, энергетических и др. ресурсов.

Лучшие по техническому оснащению предприятия (им. Муханова в Москве, «Калиф» в Калуге и «Лидер» в Тольятти), построенные под ключ итальянской фирмой «Коголо», имеют самое большое падение («Лидер» даже прекратил деятельность и итальянское обо­

129 Бирюков А.А., Новиков М.Л., Зверев С.М., Роль ярмарок в формировании корпоративных интересов фирм и достижения бизнес-целей, «Вестник Легпрома», 2008

130В.Гимпельсон, Занятость в неформальном секторе: динамика, структура, детерминанты, http://www.rian.ru/strategy2020_news/20110411/363221991.html

131 Текстильный вестник, М., 2005, http://www.cotton.ru/cgi-bin/vestnik/article.pl?id=33601

рудование распродал поштучно), а московский ЗАО «Комплект», не специализированный на производстве обуви, - не первый год удваивает производство. Непрерывный рост про­изводства обеспечивает «Русская кожа», которая производит 35% хромовых кож России.

Успешно развиваются предприятия с иностранными инвестициями, но с российским персоналом на рабочих местах и в управлении. Это прежде всего: русско-турецкий «Брис- Босфор» (Новороссийск), выпускающий около 30% всей российской обуви (13,1 млн.пар), «Рокланд» (Серпухов), российско-китайское предприятие «Цзисинь» (Владивосток) и др., которые успешно производят, реализуют обувь и имеют стратегию развития на россий­ском и зарубежных рынках.

Прогрессирует ТД «Белка» с маркой обуви «RalfRinger» (производство в Москве и Владимире), выпускающая продукцию более чем на 30 миллионов долларов США.

Делают прорыв на внутреннем рынке (не уступая «Карло Пазолини») такие предприя­тия ЗАО «Монарх» и ЗАО «Эконика», размещающая в режиме аутсорсинга производство в Индии, Бразилии, Китае. Розничные сети этих предприятий не хуже, чем у групп «Came- lot», «Naf-Naf», «Reebok», «Addidas».

Наиболее продвинутые предприятия активно продают свою продукцию за рубежи страны. Экспорт продукции легкой промышленности в 2004 году составил 950,0 млн. долларов США, а в 2005 году - $935,0 млн., т.е. уменьшился на 1,5%.

Можно предположить, что одним из «секретов» успешной работы предпринимателей, достигших наибольших успехов, является недоплата налогов, так как эффективно рабо­тать и полностью платить налоги в ряде случаев практически невозможно.

Сегодня многие предприятия, руководители которых не нарушали налоговое законода­тельство, но не могли обеспечить минимально необходимую зарплату своим сотрудникам, разорились и прекратили существование.

Допустимые значения налоговой нагрузки предприятий-производителей продукции определяются следующими факторами:

  • ценой, за которую продукцию можно продать;

  • зарплатой, на которую можно найти работников;

  • производительностью труда на предприятии.

При отсутствии оборотных средств и доступа к дешевым кредитам на устаревшем обо­рудовании трудно добиться высокой производительности труда. Поэтому основные резер­вы - в уклонении от уплаты налогов.

Очевидно, предоставление налоговых льгот предприятиям легкой промышленности - кратчайший путь их вывода на мировой уровень. Одновременно это будет способствовать и решению демографических проблем.

В легкой промышленности трудится самая бедная часть нашего городского населения. В июне 2006 года средний уровень заработной платы в текстильном и швейном производ­ствах достиг 5.001 рубль, что составляет 46 % от среднего уровня заработной платы в пе­рерабатывающих отраслях промышленности, а в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви - 5.764 рубля или 52 процента. Соотношения сохранились и в 2011 году.

На такую зарплату трудно найти квалифицированных работников. А повысить зарпла­ту не представляется возможным, т.к. вырастет цена, продукция станет неконкурентоспо­собной рядом с зарубежной контрабандой и контрафактом и ее нельзя будет продать. Конкурировать с продукцией, не облагаемой налогами и пошлинами, добросовестному налогоплательщику очень трудно. Чтобы выжить, многим приходится уклоняться от уплаты налогов.

Рекомендации по развитию легкой промышленности содержатся в многочисленных «Программах» и «Стратегиях», разрабатываемых институтами отрасли по заданиям Ми­нистерства промышленности и торговли. Но ни в одном из документов нет предложений по снижению налоговой нагрузки на предприятия легкой промышленности.