Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Psihologiya_stressa

.pdf
Скачиваний:
84
Добавлен:
05.06.2015
Размер:
1.95 Mб
Скачать

Преждевременное высвобождение вытесненных представлений

Нередко в состоянии сильной релаксации в сознание пациента проникают глубоко вытесненные мысли и эмоции. Хотя в некоторых психотерапевтических школах такие реакции рассматриваются как желательные, они могут быть восприняты пациентом как носящие деструктивный характер, будучи неожиданными и (или) слишком интенсивными для того, чтобы конструктивно работать с ними на данном этaпe тepaпeвтичеcкoro процесса. Прежде чем применять релаксационные методики, специалист может проинформировать больного о возможности появления таких представлений. Клинический психолог также должен быть готов оказать помощь пациенту, если такие мысли появятся [Адлер и др.].

Возникновение чрезмерного трофотропного состояния

В некоторых случаях применение релаксационных методов в терапевтических целях может вызывать у пациента состояние чрезмерного снижения уровня психофизиологического функционирования. В результате этого может наблюдаться ряд феноменов.

1. Состояние временной гипотензии. Это острое состояние пониженного артериального давления, которое может вызвать головокружение, головную боль или кратковременный обморок, особенно если пациент резко встает после сеанса релаксации. Прежде чем применять релаксационные методики, специалист должен знать цифры артериального давления больного в покое. Должны быть приняты меры предосторожности,

если артериальное давление у пациента в состоянии покоя ниже чем 90/50 мм рт. ст. Головокружение и обморок часто можно предотвратить, если предложить больному открыть глаза, потянуться и оглядеть комнату при первых признаках головокружения. Необходимо также попросить его подождать 1–3 мин, прежде чем вставать после сеанса релаксации.

2. Состояние временной гипогликемии. Это состояние характеризуется понижением содержания сахара в крови, которое может последовать за развитием трофотропного состояния. Это состояние будет продолжаться, по

31

всей видимости, до тех пор, пока пациент не примет какую-либо пищу.

Глубокая релаксация, как и физические упражнения, оказывает на некоторых людей инсулиноподобное действие и может вызвать у них гипогликемическое состояние, если больной предрасположен к реакции такого рода или если он не поел в этот день как следует. Описанное острое состояние гипогликемии может проявляться в виде симптомов, как при гипотензивном состоянии.

3.Утомление. Хотя известно, что релаксационные методики вызывают

умногих пациентов освежающее чувство бодрости, некоторые больные жалуются на ощущение усталости после релаксации. Такое чувство возникает очень редко, и его можно объяснить чрезмерными стараниями больного расслабиться. Клинический психолог должен информировать пациента, что наилучший результат при расслаблении достигается тогда, когда он лишь разрешает появиться состоянию расслабления, а не заставляет его возникнуть.

Поведенческие методы релаксации широко используются в клинике, по-

видимому, вследствие их эффективности и кажущейся простоты применения.

Хотя нежелательные побочные эффекты случаются редко, клинические психологи должны знать, что релаксационные методики и трофотропное состояние не являются абсолютно безопасными. Поэтому специалист должен со всей ответственностью подходить к их применению. Это означает, что он должен быть осведомлен о мерах предосторожности и возможных нежелательных побочных эффектах. Работа Luthe (1969) представляет собой важнейшую и наиболее исчерпывающую трактовку этого вопроса.

Выводы

Поведенческие методики, которые могут использоваться пациентом для вызывания состояния релаксации, являются мощными средствами терапевтического вмешательства при условии, что они применяются должным образом. Такие методы наиболее пригодны для лечения чрезмерных реакций на стресс. Однако клинический психолог должен понимать роль, которую при использовании методов релаксации играют индивидуальные различия пациентов, а также осложнения и нежелательные побочные эффекты. Исходя

32

из индивидуальных особенностей больных, специалист должен определить итоговый эффект от обучения их навыкам релаксации. Хотя нет абсолютных противопоказаний к применению релаксации, стоит помнить о мерах предосторожности, упомянутых выше. Для клинического психолога важно также подчеркнуть, что для применения пациентом релаксационных методов необходим определенный навык и что этот навык может развиться только благодаря постоянной практике. Клинический психолог обязан помочь больному развить этот навык, которому, однако, нельзя научить, а можно только научиться.

Наиболее широко применяемыми поведенческими релаксационными методиками являются медитация, нервно-мышечная релаксация, контроль дыхания и метод биологической обратной связи. Однако при заключительном анализе клинический психолог должен окончательно оценить пригодность каждой релаксационной методики, исходя из индивидуальных характеристик пациентов.

Наконец, клинический психолог должен уметь составлять регистрационную форму для релаксационного тренинга. Эта анкета предназначена для сбора информации от пациентов об ощущениях,

испытываемых ими при обучении релаксации. Ее цель заключается в том,

чтобы дать возможность индивидууму сообщить, чего он ожидает от лечения,

какие ощущения испытывает во время релаксации, проводящейся в лечебном учреждении или дома. Эффективность большинства релаксационных методов в большой степени зависит от их использования в домашних условиях, а такие регистрационные формы для релаксационного тренинга облегчают самостоятельное проведение занятий пациентами у себя дома.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ СУБСИНДРОМ СТРЕССА

Эмоции – обязательный компонент стресса у человека. Они становятся преимущественно заметными при психологических, информационных стрессорах. С этим связано то, что стресс в результате психологических воздействий был назван эмоциональным.

33

Если говорить об индивидуальных различиях эмоционально-

поведенческой активности при стрессе, отметим, что были выделены две основные группы людей, отличавшихся либо усилением (первая группа), либо

уменьшением (вторая группа) эмоционально-двигательной и поведенческой активности при кратковременных, но достаточно интенсивных экстремальных воздействиях.

Активное эмоционально-поведенческое реагирование при стрессе

Рассмотрим особенности поведенческих реакций у лиц, отнесенных к первой группе, т. е. склонных к активной форме эмоционального субсиндрома стресса. Биологическое назначение этих реакций – способствовать за счет ускоренных и усиленных защитных (или агрессивных) действий предотвращению неблагоприятного развития стрессогенной ситуации.

Защитные поведенческие акты могут быть разных уровней сложности:

вздрагивание или замирание при громком звуке, хватательные движения в поисках опоры при падении, отдергивание руки при ожоге (рефлекторные действия), эмоционально-двигательное оживление при угрозе опасности,

выскакивание из горящего дома (сложно организованные действия), прыжок в воду, в огонь ради спасения человека, попытка заслонить собой от опасности ребенка, товарища, командира и т. п. (социально обусловленные действия).

Чрезмерная активизация поведения может привести к ошибочным действиям и даже к дезорганизации деятельности.

Таким образом, активизация поведения при стрессе может быть адекватной или неадекватной решению задачи выхода из стрессогенной ситуации или задачи предотвращения неблагоприятного воздействия стрессора.

При чрезмерной, нерациональной активизации эмоционально-

двигательных реакций ускорение деятельности может сопровождаться

«выпадением» отдельных необходимых действий и возникновением ошибочных действий. При этом неправильно оценивается текущая ситуация,

неправильно используются следы памяти, неверными оказываются прогноз

34

развития ситуации и планирование деятельности, снижается контроль над собственными действиями.

Активизация поведения при стрессе может быть стройно органи-

зованной, но, будучи подчиненной ложному, иллюзорному представлению субъекта об опасности, это поведение может оказаться неадекватным задаче борьбы с опасностью, препятствующим полезной деятельности. Такое положение может возникнуть при панике.

Микроструктура активной формы эмоционально-поведенческого субсиндрома стресса

В структуре эмоционально-двигательного реагирования на кратковременный стрессор были обнаружены две основные фазы,

составляющие своего рода комплекс эмоционально-двигательной активности.

Первая фаза этого комплекса (см. рисунок 1) – реализация филоили онтогенетически сформированной программы адаптационных, защитных реакций, действий в ответ на экстремальное воздействие. Это фаза

«программного реагирования». Эмоции первой фазы: испуг, гнев, решимость и т. п.

Одной из ведущих закономерностей функционирования биологических систем является избыточная мобилизация энергетических и

«организационных» ресурсов для осуществления действия, прогнозируемого при той или иной неопределенности ситуации. Надо полагать, в какой-то мере для расходования этих избыточно мобилизованных и неизрасходованных физиологических и психологических потенциалов, для воссоздания в организме гомеостаза сразу вслед за первой возникает вторая фаза указанного комплекса.

35

Рисунок 1

Схема развития эмоционально-поведенческого субсиндрома стресса

 

 

С Т Р Е С С

 

 

Субсиндром

изменения

Субсиндром

Эмоциональный

Вегетативный

мышления при стрессе

изменения

общения

субсиндром

субсиндром

 

 

при стрессе

 

стресса

 

Социальная мотивация

 

 

Активизация внимания

 

 

 

 

Активное эмоционально-двигательное

 

Пассивное

эмоционально-

 

двигательное

реагирование

реагирование

 

 

 

 

(первичное)

 

 

 

 

 

 

Комплекс активного реагирования

 

Континуум пассивного реагирования

1-я фаза – программного

 

 

 

реагирования

 

 

чувство дискомфорта, тревожность

 

 

 

 

мышечная

_________испуг________

 

напряженность, расслабленность

 

вздрагивание, бегство

 

 

 

2-я фаза – ситуационного

 

 

 

реагирования

 

 

 

 

экстаз гнев смущение

 

 

 

 

ликование агрессия

 

 

 

 

Пассивное эмоциональнодвигательное реагирование (вторичное)

36

Характер защитных действий и сопровождающих их эмоций во второй фазе зависит от субъективно воспринимаемой эффективности действий,

осуществленных субъектом на протяжении первой фазы, от того, каким субъекту представляется изменение стрессогенной ситуации. Вторая фаза – это фаза «ситуационного реагирования». Эмоции второй фазы – чувство удовлетворения и радости, торжества, ликования, эйфория (позитивные,

экстатические) или смущение, досада, гнев и т. п. (негативные).

Восстановлению физиологического и психологического гомеостаза после

«потрясений», происшедших во время первой фазы «комплекса»,

способствуют и позитивные, и негативные эмоциональные реакции второй его фазы, тем более если они сопровождаются соответствующим этим эмоциям усилением двигательной активности.

Экстатические переживания и раскрепощенность соответствующих этим переживаниям действий, т. е. своего рода «торжество победы» над стрессором, можно полагать, более благоприятны для преодоления стрессовых изменений гомеостаза. Примером комплекса активного реагирования при остром стрессе является поведение людей при невесомости в полете по параболе. У испытуемых, активно реагировавших в этих условиях

(первая группа), на протяжении первых 3–5 секунд невесомости имелись чувство падения, испуга и бурные, в значительной мере непроизвольные движения в виде поиска опоры. С 4–6 секунд невесомости эти явления сменялись чувством радости, ликования и бурными движениями,

характерными для таких переживаний.

При чрезмерности экстатических переживаний второй фазы их могут сменять негативные эмоциональные переживания (чувство печали, душевной опустошенности и т. п.). Это своего рода балансировочная фаза комплекса активного эмоционального реагирования. Возникновение отрицательных эмоций, часто со снижением активности поведения, после экстатической фазы или же сразу после фазы активного преодоления трудностей недостаточно изучено.

37

Смена первой фазы комплекса эмоционально-двигательной активности второй его фазой имеет место при реализации разных по сложности и по продолжительности действий. Она возникает при окончании разных по характеру и масштабу стрессогенных ситуаций, когда предотвращена опасность, при завершении напряженного труда, при окончании обработки каждой отдельной детали и при окончании создания целостного произведения, при окончании рабочего дня и рабочего сезона и т. п. Наличие указанных двух фаз может ускользать от внимания наблюдателя при осуществлении субъектом как мелких операций, составляющих более крупный, например производственный, процесс, так и при завершении длительной, но раздробленной на мелкие этапы деятельности.

Эмоции первой фазы комплекса активного эмоционально-

двигательного реагирования (страх, тревога) могут редуцироваться при многократных успешных завершениях этого комплекса. В таком случае акт реагирования (поведения, действия) в ответ на стрессор с самого начала протекает на фоне экстатических переживаний, характерных для второй фазы указанного комплекса. У людей определенного типа уже начало их действия по решению практической задачи знаменует непременный успех его окончания: начало деятельности переживается ими как радость, которую не омрачает возможность неудачного исхода. Это свойственно детям, у которых еще нет имеющегося у взрослых критического отношения к прогнозу собственных действий. Это бывает у людей, наделенных способностями и энергией, обеспечивающими успешность большинства их начинаний, а также у людей, наделенных фанатичной уверенностью в конечном успехе их дела,

успехе, несмотря на многочисленные неудачи.

Пассивное эмоционально-поведенческое реагирование при стрессе

Для лиц, отнесенных ко второй группе, при достаточно сильных

кратковременных экстремальных воздействиях характерно снижение

эмоционально-двигательной активности, уменьшение побудительной роли

волевых процессов. Следствие этого – формирование пассивного

38

эмоционально-двигательного реагирования, т. е. пассивная форма эмоционального субсиндрома стресса. Если активное реагирование направлено на удаление экстремального фактора (агрессия, бегство), то пассивное реагирование – на его пережидание. Во время критических ситуаций от человека может потребоваться в одних случаях ускорение его деятельности, в других, напротив, выполнение им роли пассивного наблюдателя. Поэтому следует различать пассивное поведенческое реагирование, адекватное требованиям снижения вредоносности стрессора, и

чрезмерное или неуместное уменьшение двигательной активности,

снижающее эффективность пассивно-защитного поведения деятельности.

Примерами пассивного реагирования, неадекватного требованиям аварийной ситуации, могут быть случаи, описанные К. М. Гуревичем и В. Ф. Матвеевым.

Опытный оператор московской энергосистемы получил известие об аварии, которая могла повлечь за собой нарушение энергоснабжения важного объекта, сел в кресло и безмолвно, в полном оцепенении просидел, пока авария не была ликвидирована другими операторами. Стало хрестоматийным еще одно описание поведения оператора в экстремальной ситуации. «При возникновении серьезной аварии на крупной ГЭС, как только начали работать на щите управления сигналы, сообщающие о происшествии,

оперативный дежурный, отвечающий за станцию, поспешно ушел из помещения. Прошло около получаса, авария была ликвидирована силами других работников. Вслед за этим вернулся и оперативный дежурный. Он объяснил свое отсутствие тем, что «пробыл в это время в туалете...». В

данном случае, надо полагать, имело место пассивное поведение этого человека при устранении аварии, сопровождавшееся активизацией у него вегетативных реакций в виде «медвежьей болезни». «Остатки» способности этого человека к поведенческой активности были вовлечены в обеспечение возникшей физиологической потребности.

Рассмотрев пассивное реагирование при стрессе, возникавшее с самого начала экстремального воздействия, его можно назвать первичным.

39

Пассивное реагирование, сменяющее имевшуюся до него стрессогенную активизацию поведения – вторичное. Первичное и вторичное уменьшения поведенческой (эмоционально-двигательной) активности при стрессе сходны в своих проявлениях. Первичное пассивное реагирование возникает у субъекта при поступлении к нему информации о предстоящем или текущем экстремальном событии, субъективно расцениваемом как невозможное

(невероятное, непонятное). В отличие от этого вторичное пассивное реагирование возникает при трансформации в перцептивно-когнитивной сфере субъекта неосознаваемого представления о возможности (вероятности,

понятности) одиночного кратковременного экстремального воздействия в представлении о «невозможности» такого воздействия при его многократных повторениях или при его чрезмерной длительности. В случае, когда пассивное реагирование, возникнув в начале действия стрессогенного фактора,

сохраняется при длительном его действии, нет реальной возможности дифференцировать первичное и вторичное пассивное реагирование.

Итак, пассивное реагирование при достаточной продолжительности и силе стрессора возникает практически у всех людей, т. е. и у тех, кто пытался активно «удалять» кратковременный стрессор, и у тех, что пассивно

«пережидал» его. Однако вторичное пассивное реагирование не есть некое универсальное проявление человека при длительном стрессе. Оно может охватить одни физиологические и психологические процессы, не затрагивая других. Например, мышечная слабость, сочетаясь с чувством депрессии и с утратой мотивирующих влияний со стороны тех или иных факторов, может понизить работоспособность. При этом могут снижаться частота сердечных сокращений, дыхания, величина артериального давления. Однако человек может преодолевать мышечную слабость при стрессе, сохранять и даже повышать свою работоспособность путем сознательного усиления волевых импульсов, за счет не полностью осознаваемой эмоциональной самоактивизации, возрастания склонности к юмору, к шутливому отношению к трудностям, порожденным экстремальностью ситуации. В таком случае

40