Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Павлович Я.А. Независимые документарные обязательства - науч.-практич. изд. - Волтерс Клувер, 2006 г..rtf
Скачиваний:
41
Добавлен:
23.08.2013
Размер:
2.09 Mб
Скачать

§ 3. Право, подлежащее применению к правоотношениям по банковской гарантии и документарному аккредитиву

Возрастающая роль обычаев в регулировании международного торгового оборота не означает, однако, полного отказа от применения национального права, которое остается главным регулятором внешнеэкономических отношений. Отсылка сторон к lex mercatoria юридически действительна, если ее допускает национальное право. При этом продолжают действовать императивные нормы национального права, носящие публично-правовой характер. Таким образом, даже если стороны избрали в качестве регулятора своих контрактных обязательств lex mercatoria, обычаи международной торговли будут применяться в контексте подлежащего применению национального правопорядка.

Отсюда следует, что, несмотря на многочисленные недостатки коллизионного способа регулирования внешнеэкономических отношений *(180), объективно его роль по-прежнему велика. Данное положение в равной степени справедливо для регулирования обязательств по банковской гарантии и документарному аккредитиву.

Основываясь на том, что обязательства, устанавливаемые банковской гарантией и документарным аккредитивом, действуют независимо от любого основополагающего обязательства, можно сделать следующий вывод: надлежащее право, регулирующее банковскую гарантию и документарный аккредитив как одностороннее обязательство банка-эмитента, никак не связано с основным обязательством.

При определении надлежащего права следует исходить из правовой системы, наиболее тесно связанной с обязательством, которой, вероятно, будет являться право той страны, где банк осуществляет свою деятельность и где выставляется банковская гарантия либо документарный аккредитив. Данный вид взаимосвязи основан на отношениях банк-клиент, и в таких случаях действует презумпция права страны банка-эмитента *(181).

Если же рассматривать банковскую гарантию и документарный аккредитив в качестве односторонней сделки, при таком толковании, согласно ст. 1217 ГК РФ, к обязательству банка подлежит применению право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, принимающей на себя обязательство по односторонней сделке, т.е. также право страны банка-эмитента *(182).

Указанное правило не носит обязательного характера и применяется в случае, если стороны не избрали право, регулирующее их правоотношения, либо если условия гарантии, документарного аккредитива не содержат применимого права.

Унифицированные правила для гарантий по требованию 1992 г. содержат диспозитивную норму аналогичного содержания. Если иное не предусмотрено в гарантии, то применимым правом будет право той страны, где расположен центр деловой активности гаранта или эмитента (в случае непрямой гарантии). Если гарант или эмитент имеют несколько центров деловой активности, то применимое право будет определяться местонахождением филиала, выдавшего гарантию. Необходимо пояснить, что под "центром деловой активности" понимается не столько место нахождения управленческих органов банка-гаранта, сколько место ведения основной коммерческой деятельности *(183).

Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов 1993 г., представляя собой достаточно подробное регулирование складывающихся в связи с аккредитивом отношений сторон, норм о применимом праве не содержат. Следует признать, что вопрос определения права, применимого к соглашению об аккредитиве, возникает достаточно редко, поскольку в большинстве стран банки при проведении расчетов по аккредитиву основываются на Унифицированных правилах, и однообразие практики их применения исключает коллизию норм права.

В случае если необходимость определения надлежащего права аккредитива все же возникла, а в самом аккредитиве оговорка о применимом праве отсутствует, следует исходить из коллизионной привязки права страны, с которой аккредитив имеет реальную связь.

Так, при определении надлежащего права аккредитива К.М. Шмиттгофф предлагает исходить из того, что аккредитив порождает возникновение нескольких групп обязательственных отношений *(184).

Что касается отношений между приказодателем по аккредитиву и банком-эмитентом, то правовой системой, наиболее тесно с ними связанной, будет, вероятно, являться право той страны, в которой банк осуществляет свою деятельность и где открывается аккредитив. К таким отношениям применима презумпция права страны банка-эмитента.

В том случае когда в отношении участвует бенефициар по аккредитиву, наиболее тесно связанной системой права, вероятно, должно быть право страны авизующего (исполняющего) банка. Это положение применимо не только к отношениям между бенефициаром и авизующим (исполняющим) банком, но также и к отношениям между бенефициаром и банком-эмитентом.

Соседние файлы в предмете Гражданское право