Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Латышина_История педагогики.doc
Скачиваний:
248
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
4.24 Mб
Скачать

§ 2. Разбитие образования во второй половине X I X в.

Начало второй половины XIX в. в России характеризовалось великим об­новительным движением, всколыхнувшим общество. Вслед за реформой 1861 г. об освобождении крестьян от крепостной зависимости намети­лись и другие реформы: судебная, земская, просветительная. К этому вре­мени вопросы воспитания и образования стали пониматься как «вопросы жизни».

60-е и последующие годы - яркая страница в истории педагогики в России. В эти годы общественного подъема к педагогической теории и деятельности обращается много выдающихся людей: Н.И. Пирогов (герой Крымской войны, знаменитый хирург, общественный деятель, педагог), КД.Ушинский, Л.Н, Толстой и др. Для них это время наиболее интенсив­ной новаторской работы; много интересных деятелей приобщилось к проблемам педагогики и к педагогическому труду в различных губерниях России.

Официальная педагогика с ее традиционной доктриной подготовки людей для службы была заметно потеснена в это время. С легкой руки Н.И. Пирогова началось оживленное обсуждение в прессе проблемы вос­питания человека и других педагогических вопросов: какой должна быть школа? Какова должна быть ее программа? Сословная или бессословная школа? Чему учить в школе? Как готовить учителя? - и многих других.

Главное внимание общества в это время было привлечено к народной школе, которой в империи, можно сказать, и не было. Приходские учи­лища обязаны были содержать сами крестьяне и помещики, поэтому они развивались очень слабо. Деревенских жителей по-прежнему учили гра­моте дьячки, богомолки и подобные люди.

Народные училища подчинялись разным ведомства (к 60-м гг.):

  • Министерству государственных имуществ;

  • Министерству двора;

  • Министерству внутренних дел;

  • Св. Синоду (больше половины всех училищ);

  • Министерству народного просвещения (на него приходилось около 20% училищ).

Раздел III. Развитие образования в X I X в.

295

Отмена крепостного права вызвала необходимость открытия школ для всех слоев населения: крестьян и помещиков, городских жителей. Стала оче­видной несправедливость сословной политики в области образования, огра­ничений в области женского образования. Выявилась недостаточность сред­него образования, основанного на классицизме.

В это время стала остро осознаваться необходимость развития отече­ственной педагогической науки, возникла потребность в педагогической периодике, новых учебных книгах, разработке новых методик обучения. Подготовка учителей для разного типа школ, создание самих школ - все это были насущные проблемы середины XI X в.

«Положение о начальных народных училищах» - 1864 г.

Народные училища могли открываться различными правительствен­ными ведомствами, обществами, частными лицами, которые сами и ре­шали вопрос о платности или бесплатности их. Цель народных училищ -«утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распро­странять первоначальные полезные знания».

Предметы преподавания: Закон Божий, чтение (книги гражданские и церковные), письмо, четыре действия арифметики, церковное пение.

Народные училища были в ведении (т.е. под контролем) уездных и губернских училищных советов.

«Устав гимназий и прогимназий» - 1864 г.

Учреждались два типа гимназий: классические и реальные.

Цель классических - дать общее образование, необходимое для по­ступления в университет и другие высшие специальные учебные заведения.

Реальные гимназии не давали права поступления в университеты.

Прогимназии - начальная ступень гимназии.

Педагогические советы получили большие права: могли утверждать программы преподавания, выбирать учебники.

Гимназии и прогимназии были объявлены всесословными, платными, но при этом между начальной и средней школой не существовало ника­кой преемственности. Какая же тогда общедоступность?

«Положение о женских училищах ведомства Министерства народно­го просвещения» •- 1860 г.

Устанавливалось два типа бессословных женских училищ:

I разряда - 6 лет обучения;

II разряда - 3 года обучения.

Их цель - «сообщить ученицам то религиозно-нравственное и умст­венное образование, которое должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей супруги и матери семейства».

Открывать их могли частные лица и общества.

В учебный план женских училищ первого разряда входили: Закон Божий, русский язык, грамматика и словесность, арифметика и понятия

296 Часть II. История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

об измерениях, география всеобщая и русская, история, начала естество­знания и физики, чистописание и рукоделие.

«Университетский устав» - 1863 г.

Предоставлялась некоторая автономия университетам: выборность ректора университетским Советом; этот же Совет руководил всей учеб­ной работой. Жесткие ограничения в деятельности университетов, уста­новленные при Николае I, были частично сняты; но оставалось подчине­ние университета попечителю учебного округа и Министерству народного просвещения.Женщины в университет не допускались.

В университетах было 4 факультета: историко-филологический, физи­ко-математический (с естественным отделением), юридический и меди­цинский. Открылось много новых кафедр.

Земства', созданные в 60-х гг., получили право открытия учебных за­ведений; они должны были заниматься их материальным обеспечением. Земства разрабатывали планы всеобщего обучения, открывали школы, проводили курсы и съезды учителей, разрабатывали новые программы и учебники, создавали учительские семинарии (перед 1917 г. около 1/3 на­чальных сельских школ были земскими).

Характер просветительной политики в 70-90-е гг. XIX в.

Новые школьные уставы: 1871 г. - гимназий и прогимназий;1872 г. - реальных училищ; 1874 г. - новое положение о начальных на­родных училищах; 1884 г. - университетский устав, правила о церковно­приходских школах.

Преобразования производились министрами народного просвещения ДА. Толстым и И.Д. Деляновым.

Главное содержание преобразований было направлено на укрепление классического образования в средней и высшей школе.

Арводы. так обучают в западных школах. Классическое образование способствует формальному развитию способностей - развитию памяти, логического мышления и т.п. Оно не может быть привязано к конкрет­ному материалу, так как помнить его невозможно, а развитие сохраняет­ся на всю жизнь. Преобладание классического содержания обеспечивает концентрацию ученика на материале, чего нельзя достичь при многопред-метности. Родному языку детям учиться нечего: они всосали его с молоком матери, а грамматику освоили еще до школы; нужно совсем немного вре-

Земства - выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы) (1864-1918). Ведали просвещением, здравоохранением, строительством дорог. Контролировались Министерством внутренних дел и губернаторами, имевшими право от­менять земские решения.

Раздел Ul Развитие образования в X I X в.

297

мени уделить в школах для практических занятий и чтения образцовых писателей на родном языке.

Возражения, выдвигаемые против этого направления, были следую­щими:

  • так как все ценное из античной литературы к этому времени уже переведено на новые языки, нет необходимости изучать древние языки;

  • идеи древних мыслителей во многом расходятся с современными представлениями. Так, рассуждения Аристотеля в «Политике» о человеке, о женщине, других народах совершенно устарели.

Изучение классических языков и писателей развивает ум, но это же может дать и толковое изучение других предметов. Древний человек видел мир без посредников, своими глазами, что приводило к гармонии формы и содержания классических произведений. Если же греков застав­ляли бы, например, прежде всего изучать персидскую или египетскую культуру, то этой гармонии не было бы.

Формально развитые способности - это хорошо отточенный нож, ко­торым можно и хлеб резать, и человека убить. Неформального развития «вообще» не существует, оно привязано к предмету: математике, филосо­фии ит.п.

В основу гуманного образования нужноположить не классические языки,а родной язык. Он имеет воспитательную силу (К.Д. Ушинский).

В 1871 г. классицизм победил. Попечитель одного из учебных округов барон А.П. Николаи объяснял эту победу так. Усиление изучения древних языков должно способствовать «отрезвлению юношества от свободомыс­лия, как религиозного, так и политического... Затруднить доступ к универ­ситетскому образованию... лицам из низших классов юношества». Класси­цизм был просто политическим орудием для искоренения свободомыслия (П.Ф. Каптерев).

Это положение прямо и откровенно формулировал и сам ДА Тол­стой. Изучение древних языков важно потому, что оно является важней­шим средством против так сильно охватившего наше учащееся юношест­во чувства материализма, нигилизма и самого пагубного самомнения. Вопрос обучения языкам античности является основой всего дальнейшего научного образования. Это не только вопрос о серьезном и поверхност­ном, но о нравственном и материалистическом обучении и воспитании, утверждал ДА Толстой.

Ту же функцию выполняли и другие дисциплины, например, логика, математика, грамматика, наполненные схоластикой и словесными схема­ми. Такой подход был удобен и тем, что при изучении древних языков все знания учащихся могли быть непрерывно проверяемы, что препятствова­ло «развитию в учениках нигилизма и самомнения». А то, что преподается по другим наукам, особенно по естествознанию, почти уходит из-под кон-

298 Часть II. История воспитания, образования и педагогической мысли в России (до XX в.)

троля. Поэтому здесь возможно развитие крайнего вольнодумства и самых превратных воззрений.

В середине 80-х гг. снова возник вопрос о социальном составе учени­ков средних учебных заведений. (В гимназиях могли за плату обучаться все, без различия сословий и вероисповеданий, но, несмотря на то, чтоплата за обучение все время повышалась, гимназии не были полностью освобождены от детей малоимущих.)

В 1887 г. появился печально знаменитый тайный циркуляр минис­терства о кухаркиных детях. Необходимо освободить гимназии от детей кучеров, лакеев, мелких лавочников, которых не следует выводить из своей среды. В этом же году - распоряжение об ограничении при­ема евреев в гимназии и прогимназии такими пропорциями: в местнос­тях, входящих в черту постоянной оседлости, евреев можно было при­нимать 10%, вне черты - 5%, в Петербурге и Москве - 3% (от общего числа гимназистов).

Были закрыты приготовительные классы при гимназиях, а в них 1/3 учащихся были детьми из низших слоев общества. Поступление в гимназию проводилось на основании испытаний, а подготовиться к ним могли только дети из богатых семей, занимаясь с домашними учите­лями.

Но Министерство народного просвещения балансирует и, стремясь не допустить коренных преобразований, разрешает различные нововведе­ния, с одной стороны, и усиливает устаревшие принципы школьной по­литики - с другой. Обстановка в просвещении зыбкая и характеризуется официальным курсом на сохранение многих архаичных черт школы. Пра­вительство не без основания усматривает в просвещении опасность рас­пространения крамольных идей.

В развитии народной начальной школы, как уже отмечалось, было за­интересовано все общество, что выразилось в большом общественном движении. За открытие народных школ принялись с энтузиазмом земст­ва, общественные организации, частные лица.

Министерство народного просвещения выбирает в этих условиях свою линию поведения - всемерной поддержки церковной школы. Это была прежде всего материальная поддержка.

Так, с 1896 г. по решению Государственного Совета предписывалось выделять из средств государственного казначейства на поддержание, от­крытие новых начальных церковных школ, на содержание учительских курсов для церковно-приходской школы ежегодно по 3 млн 279 тыс. рублей; в следующем году эта сумма была увеличена на 1,5 млн, вдальнейшем государственные ассигнования на церковную школу про­должали расти. Таким образом, церковная школа становится государст­венной.