Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История мировой и русской культупы 5-17 вв..doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
406.53 Кб
Скачать

§2. Русская культура второй половины XIII — конца XV вв.

Историю русских земель второй пол. XIII в. — XV в. можно разделить на три периода. Первый охватывает 40-е гг. XIII — нач. XIV в. Это время великих потрясений, связанных с завоеванием монголами большей части территории Киев­ской Руси, демографическим и экономическим кризисом. Второй период — это XIV в., когда оформляются ведущие по­литические центры русских земель, вступившие в борьбу за лидерство. Это время первых попыток покончить с инозем­ным игом. Третий — XV в., время подъема во всех сферах жизни Руси, которая формируется как государство в виде со­словной монархии и к концу XV в. освобождается от мон­гольской зависимости. В пределах этого государства началось воссоединение бывших земель Киевской Руси.

В течение XIII-XIV вв. в результате монгольского завое­вания изменяется политическая карта Руси. Уже к концу XIII в. возникает ряд новых политических образований: княжест­во Костромское, Тверское, Московское, Белоозерское, Городецкое. Эти княжества возникли в процессе деления старых крупных территорий и обособились от них. Все русские кня­жества находились под полным контролем монгольских заво­евателей, сформировавших в западной части своих обшир­ных владений государство Золотая Орда с центром на Ниж­ней Волге — г. Сарай.

Последствия господства Золотой Орды в культурном плане носили по преимуществу негативный характер. Золо­тая Орда вывозила из русских городов искусных ремесленни­ков. В результате на Руси исчезли многие в прошлом процве­тающие производства: художественная обработка металлов (чернь, зернь, скань); „изготовление перегородчатых эмалей, стеклянных бус. В других ремеслах опростилась и ухудши­лась технология. Почти на целое столетие прекратилось ка­менное строительство, В XIII-XIV вв. главное значение приоб­ретает деревянное зодчество. Города имеют сплошную дере­вянную застройку.

Со второй пол. XIII в, в общественной мысли Руси воз­никает тема патриотизма, прославления воинского героизма защитников родной земли; появилась мысль о необходимости сильной княжеской власти, например, в «Повести о житии Александра Невского» (1263-1280). Ведущую роль в нацио­нальном возрождении играла церковь. На созванном на Клязьме церковном соборе в 1274 г. было признано необхо­димым вести борьбу за просвещение. Благодаря этому реше­нию и усилиям духовенства сохранились традиции летописа­ния в древних центрах: Ростов Великий, Рязань, Новгород, Псков. К нач. XIV в. в северо-восточной Руси появились но­вые летописные центры: Тверь, Москва. В XIV в, идеи соби­рания Руси и крепкой княжеской власти получили безуслов­ное распространение в общественной и литературной мысли благодаря деятельности Сергия Радонежского. Этот церков­ный деятель решительно поддержал собирательную политику московского князя Дмитрия. Сергий отдал много сил актив­ной культурно-просветительской деятельности. Он основал Троицкий монастырь близ Москвы (впоследствии Троице-Сергиевская Лавра), который стал образцом для многих рус­ских монастырей в северо-восточной Руси. В таких монасты­рях сочетались хозяйственная и культурная деятельность. При монастырях создавались скриптории (мастерские пись­ма), появились библиотеки, которые были многочисленными ввиду того, что на Руси вместо дорогого пергамента распро­странилась более дешевая бумага.

С середины XIV в., после полосы упадка, начинается про­цесс восстановления городов и возрождения искусств и ре­месел. Возобновляется строительство в первую очередь обо­ронительных сооружений. При князе Иване Калите (1315-1340) были возведены новые дубовые стены Кремля в Моск­ве. Возрождается каменное храмовое строительство вначале в Новгороде, а затем и в Москве. При Иване Калите в Моск­ве были построены четыре храма, в том числе знаменитый Успенский собор. Сюда в 1362 г. был переведен митрополи­чий престол. Это повысило престиж Москвы, которая вступи­ла в борьбу с Тверью за подчинение себе русских земель. Со­перничество с Тверью в деле «собирания Руси» закончилось победой Москвы, которая с 70-х гг. XIV в. стала организато­ром и центром борьбы с Ордой, 8 сентября 1380 г. произошло победное сражение рус­ских войск с войсками Мамая на Куликовом поле. Поход Ма­мая был вызван отказом московского князя Дмитрия упла­тить установленные в сер. XIV в. поборы в полном объеме, включая дань с церкви. О происшедшем сражении русских и ордынских войск повествует «Сказание о Мамаевом побоище». Победа на Куликовом поле стала провозвестницей кон­ца ордынского ига. Она дала новый толчок формированию самосознания русской народности. Важным политическим следствием Куликовской битвы было то, что Дмитрию Дон­скому удалось окончательно закрепить главенство Москов­ского княжества, открыть эпоху быстрого его роста.

Успехи централизации страны сказались лишь в 60-е гг. XV в., особенно в правление Ивана III (1462-1505), когда за­вершался процесс объединения русских земель. В его княже­ние в состав Московской Руси на разных условиях вошли княжества Ростовское, ярославское. Самым значительным событием этого времени было образование в 1471-1478 гг. единого Русского государства на базе Московского княжест­ва и Новгородской республики. Глава государства именовал­ся Великим князем всея Руси и всех тех земель, которые в нее входили. Создание Русского государства сделало возможным окончательное освобождение страны от монгольского ига, что произошло в 1480 г.

Внутреннее укрепление государства привело к актив­ной внешней политике Руси. Крепли и культурные связи с передовыми странами Европы, в частности с Италией. Италь­янские специалисты в области монетного и литейного дела, артиллерии, строительства — гражданского и крепостного — приглашались и работали в Москве на благо развития техни­ки, благополучия и величия государства. Особенно заметный след итальянские мастера оставили в архитектуре. В 1485 г. началось строительство новых кирпичных стен и башен Мос­ковского Кремля, которые с небольшими изменениями со­хранились до наших дней. К созданию их были привлечены итальянские зодчие Марко Руффо и Пьетро Солярио. Новая крепость вполне соответствовала величию и могуществу Рус­ского государства. В 1475-1479 гг. в Кремле возводился Успен­ский собор, создателем которого был также итальянский ар­хитектор Аристотель Фиорованти. В этом соборе соверша­лись торжественные церемонии возведения на великокняже­ский престол. Успенский собор был задуман как часть ансам­бля перестраивающегося Кремля. В 1484-1489 гг. в юго-запад­ной части площади был возведен изысканный трехглавый Благовещенский собор. Он соединялся с дворцовым комплексом, в состав которого входил приемный зал — так называе­мая Грановитая палата, созданная по проекту Марко Руффо и Пьетро Солярио. Позднее кремлевскую площадь замкнул выстроенный Архангельский собор (1505-1509).

Укрепление государства и власти Великого князя Мос­ковского особенно было показательно в ходе борьбы с ереся­ми и внутрицерковными течениями конца XV в. В конце XV в. была создана теория превосходства духовной власти над светской, что было реакцией церкви на ущемление ее прав со стороны крепнущего государства. Главами этого церковного течения были новгородский архиепископ Геннадий и игумен Волоцкого монастыря Иосиф, по имени которого сторонни­ков укрепления церкви называли «иосифляне». Они настаи­вали на расправе с инакомыслящими с помощью государства, предлагали ужесточить монастырскую дисциплину, но ревно­стно относились к сохранению церковных богатств, считая их необходимыми и неприкосновенными. Противники этого направления получили название «нестяжатели». Во главе с Нилом Сорским они осуждали рост монастырского землевла­дения. «Нестяжатели» считали, что монастыри, подобно се­верным белозерским, должны ограничиваться землями без крестьян — лесами, богатыми ягодами и зверьем; водами — для рыболовства и мукомольного дела. Кроме того, они тре­бовали укрепления престижа монастырей за счет жесткой ас­кезы монахов. Ортодоксальное направление «иосифлян» в конечном итоге победило, что признал собор 1504 г. Иосиф Волоцкий после смерти Ивана III стал верным сторонником великокняжеской власти Василия III. Иосиф Волоцкий и его сторонники взяли на себя миссию идеологического обоснова­ния самодержавия. Они развивали идею божественного про­исхождения великокняжеской власти, приравнивая ее к вла­сти западноевропейских правителей «божьей милостью». Их идеологической деятельности предшествовали конкретные события, возвысившие великокняжескую власть. В правле­ние Ивана III был составлен цикл памятников, известный как «Сказание о князьях владимирских». В нем излагалась версия происхождения русских государей от римского императора Августа, а великокняжеских регалий («шапка Мономаха») — из Византии, от императора Константина Мономаха. Это «Сказание» развило мысль о преемственности русских госу­дарей XV в. от князей Древней Руси, ^Византии и даже антич­ного Рима. В 1492 г. митрополит Зосима провозгласил, что ми­ровое значение. Византии перешло к Руси. Этому был и фор­мальный повод — женитьба Ивана III вторым браком на ви­зантийской принцессе Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора. Вслед за Зосимой Ивана III стали называть «новым царем Константином», а Москву — «новым градом Константиновым». Так зародилась идея о Москве — «третьем Риме», получившая дальнейшее оформ­ление уже в XVI в. Величие государства и княжеской власти подчеркивает пышный церемониал, введенный после женить­бы Ивана III на Софье Палеолог. Утверждается по византий­скому образцу государственный герб — двуглавый орел; осо­бые знаки достоинства государя — бармы (оплечье), визан­тийский царский венец (шапка Мономаха).

В течение XV в., особенно к его концу, в русской куль­туре сложилась тенденция создания общерусских стилевых форм, в чем главенствующую роль стала играть Москва. В XV в, складываются строгие орфографические, грамматические нормы, которые способствовали развитию единой русской литературы. Правда жанры практически не изменились. Са­мыми распространенными по-прежнему были жития, летопи­си, записи былин. Очень разнообразен жанр «хожений» — описание главным образом паломничеств и путешествий церковно-политических деятелей. Однако появляются описания, составленные купцами. Самое известное из них — «Хожде­ние за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (1466-1472) в Индию.

Москва бережно хранила традиции изобразительного искусства Владимиро-Суздальской земли, из которой она са­ма вышла. Как и в архитектуре, в живописи сохранялись не­повторимые черты древнерусского искусства: особый подбор ярких, звучных красок, тематика икон. Как и ранее на разви­тие русской живописи оказывала влияние Византия. В 70-е гг. XIV в. на Русь приехал Феофан Грек (1330-е — ок. 1415), из­вестный у себя на родине живописец. Его работа была связа­на главным образом с Нижним Новгородом и Новгородом Великим. Фрески Феофана отличаются исключительным ди­намизмом и экспрессией, особенно в храме Спаса на Ильине (1378). Именем Феофана Грека открывается золотой век рус­ской иконописи. Выдающийся русский живописец этого пе­риода — Андрей Рублев (60-е гг. XIV в. — 1427/30). Его твор­чество приходится на первую половину XV в. К сожалению, не известны ни год, ни место рождения Рублева. Впервые его имя упоминается в 1405 г., когда он, как участник артели Фе­офана Грека, приехал в Москву расписывать Благовещенский собор. Художественные идеалы Феофана Грека и Андрея Рублева были разными. Если у Феофана — это грозные лики, бурная борьба мира, то у Рублева — радость, покой и любовь, которые лежат на ликах Христа, ангелов, святых. Годы творчества Андрея Рублева были наполнены радостью первой крупной победы (Куликовская битва, 1380) и грядущего освобождения Руси. Светлая надежда пронизывает создания Анд­рея Рублева, как, например, иконы Звенигородского чина Успенский собор в г, Звенигород). Особенно замечателен Спас. Его лик преисполнен доброжелательности, готовности придти на помощь человеку. Высшим достижением рублев­ского творчества была всемирно известная «Троица» (ок. 1427). Она была создана по заказу Троице-Сергиевской лавры в память основателя монастыря Сергия Радонежского. Три ангела сидят под Мамврийским дубом, склонясь над сто­ящей на столе-престоле жертвенной чашей. Их объединяет едва уловимый взглядом круг-символ совершенства, вечнос­ти, единства. Они держат в руках тонкие посохи — символы силы. Ангелы очень похожи друг на друга. Рублев использо­вал ветхозаветную тему Троицы, как явление трех ангелов - Аврааму и Сарре, но создал образ более глубокого смысла и содержания, убрав все бытовые детали и оставив только фи­гуры трех ангелов, воплощающих Бога Отца, Сына и Духа Святого. Икона имела не только глубокую структуру, застав­лявшую активно мыслить перед ней, но она насыщена гармо­нией цвета — багрянец, сияющая лазурь, золото, нежная зе­лень. Уже при жизни Андрея Рублева «Троица» была высоко оценена современниками. Она вызвала много подражаний, на ее основе сложились правила изображения Троицы, ут­вержденные церковью. В кругу этих художественных идеа­лов вырос талант еще одного мастера — Дионисия (1440-1502), который высоко ценил творчество Андрея Рублева, ув­лекался его художественными достижениями иногда даже в ущерб собственной манере. И тем не менее это был самосто­ятельный, глубоко лиричный живописец. Его работы воссла­вили княжескую власть и порядок, который установился в объединенной Руси. Хорошо сохранились его фрески в Ферапонтовом монастыре, посвященные Богородице.

Несмотря на длительное время сохраняющееся визан­тийское влияние, русская культура — это глубоко самобыт­ное и цельное явление. В средневековой культуре Руси XV в. органично соединились все виды искусства. На темы об ико­нах писались песнопения, как, например, цикл произведений, связанный с владимирской иконой Богоматери. На рубеже XIV-XV вв. возникает и получает дальнейшее развитие типич­но русское явление — иконостас. Древнейшим из сохранив­шихся является иконостас Благовещенского собора в Кремле (конец XV в.) Иконостас представляет собой целую систему поставленных в несколько рядов икон (3-5), образующих высокую стену, отделяющую алтарь от остальной части храма.

В центре иконостаса — царские врата, ведущие в алтарь. Ико­ны вставлены в деревянные рамы и расположены в строгом порядке, отражая основные догматы веры.

С. XIII по XV в. русская культура прошла сложный путь — от страшнейшего разорения, приостановившего ее разви­тие, через терпеливое и упорное возрождение, к высочайшим достижениям конца XIV-XV вв. Многообразная по своим ме­стным особенностям, русская культура все более складыва­лась как единое целое, но завершиться этому процессу было суждено в XVI в.

Литература

Барская Н.\А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. —

М., 1993.

Введение христианства на Руси.—М., 1987,

Грабарь И. Э. О древнерусском искусстве. — М., 1966,

Зезина М. Р. и др. История русской культуры, — М,, 1980.

Ильин М. А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана

Грека и Андрея Рублева, — М., 1976.

Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство. —

М„ 1994.

Ключевский В. О. Курс русской истории. Ч. 1. — М,, 1987.

Кусков В. В. История древнерусской литературы. — М., 1979,

Лихачев-Д. С. ^Человек в литературе Древней Руси. — М.,

1970.

Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. — М,,

1979. :

Милюков П. Н. Очерки 'истории русской культуры. — М., 1992, ^ ^ . ',;:'^У^^- ':, 1 Муравьев А. В., Сахаров А, М. Очерки истории русской куль­туры IX-XVII вв. - М„ 1984, - -Очерки русской культуры. XIII-XV вв. Ч. 1 -.2. - М., 1969-1970. Русское православие: вехи истории. — М., 1989.