Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
17
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
593.88 Кб
Скачать

48.Роль рецепции римского права в формировании романо-германского права. Особенности романо-германского права.

Романо-германского право, как отмечалось ранее, сформирова­лось в результате рецепции римского права. Рецепция римского права означает оживление и одновременно модернизацию основ­ных положений классического римского права. Термин «рецепция» произошел от латинского «гесеро» — принятие. Применительно к праву рецепцию понимают как «заимствование, восприятие какой-либо национальной правовой системой принципов, институтов, основных черт другой национальной системы». Из римского права было заимствовано деление права на частное и публичное, имущественное и личное право, понятия собствен­ности и др. Также разрабатывались и вводились в ткань права новые идеи, теоретические положения.

Изучение римского права, процесс становления самой юридической науки стимулировались политическими событиями того времени, прежде всего борьбой между светскими и церковными властями, ростом бюрократических структур власти.

Существовали и другие предпосылки рецепции римского права в странах Западной Европы. Экономические предпосылки были связаны с тем, что после потрясений и разрушительных войн в VI—VIII вв. постепенно произошло оживление хозяйственной жизни, возрос торговый оборот, для регулирования которого германского, французского обычного права оказалось недостаточно.

Политические предпосылки рецепции состояли в том, что зарождавшиеся буржуазные элементы городского населения были заинтересованы в сильном централизованном государстве.

Рецепцию римского права связывают, прежде всего, с дея­тельностью Болонского университета, в котором преподавалось право многочисленным студентам, приехавшим из разных стран. Процесс обучения включал чтение источников и комментирова­ние их профессорами. Причем комментирование не носило лишь вспомогательный характер, а выливалось в толкование положе­ний норм права. Такие толкования назывались глоссами, а препо­даватели — глоссаторами. Кроме глосс, известных еще классическим юристам, средневековые глоссаторы создавали общие предварительные замечания, обозрения той или иной части Свода гражданского права, а также собрания различных юридических правил.

Таким образом, римское право стало основой преподавания во всех университетах Европы, в которых не стремились навязать то или иное решение, они никогда не были наднациональными учреждениями, уполномоченными применять право. Они учили, как нужно понимать право и, исходя из норм римского права, стремились показать, какое право было наилучшим и как можно его познать. Они стремились лишь убеждать, а не внедрять общеобязательные нормы. Трудно переоценить роль университетов в формировании романо-германского права, его структуры, понятий и терминов.

Содействовала рецепции римского права и католическая церковь. Причин тому было несколько: географическая общность генезиса, совпадение классического периода римского частного права и времени формирования христианства. Идеи справедливости, доброй воли, воздаяния за деликты и др., заложенные в римском праве, также были весьма близки христианству, равно как и идея формирования частного права с учетом норм права естественного.

Появление школы глоссаторов было связано с утверждением тезиса о необходимости воссоздания первоначального текста Кодекса Юстиниана, тем самым освободив его от тех наслоений и комментариев, которые были даны в более поздний период. Воплощение данных идей наиболее ярко отразилось в знаменитом труде Аккурсия, который, по сути, был комментарием к Кодексу Юстиниана. Основатели школы постглоссаторов (Луллий, Раван) предлагали внедрить новые методы познания права, выводимые из общих принципов права и его частных положений.

А. И. Косарев предлагает следующую периодизацию рецеп­ции римского права, с которой вполне можно согласиться.

I этап — это ранняя рецепция. Ее относят к XII—XIII вв. Она, в основном, происходила в форме изучения, преподавания и ком­ментирования положений классического римского права.

II этап — средневековая рецепция (XIV—XVII вв.). Это пери­од разложения средневековых и становление буржуазных отно­шений. Рецепция происходила в форме прямого применения суда­ми и должностными лицами, обладавшими гражданской и уголов­ной юрисдикцией, норм римского права. Средневековая рецепция характерна, прежде всего, для Германии.

III этап — это рецепция периода утверждения буржуазных отношений в Западной Европе (XIX — начало XX вв.). Характе­ризуется созданием систематизированных актов (кодексов, уложений и т.п.) на основе положений римского права.

Итак, романо-германское право формировалось на основе рецепции римского права. Систематизированное и приспособленное к нуждам нового времени, оно все более отходит от права Юстиниана и становится систематизированным правом, основанном на разуме и рациональном начале.

Романо-германское право еще называют континентальным правом. Термин «конти­нентальное право» вошел в оборот в науке сравнительного правоведения в конце XIX в. и является достаточно условным. Оно отражает территорию распространения данного права в данный конкретный отрезок времени. После его распространения далеко за переделы континентальной части Европы условность использования данного термина для обозначения романо-германского права стала более очевидной и неполно отражающей реальное положение вещей. Использование термина «цивильное право» в отношении романо-германского права объясняется его историческими корнями, уходящими к римскому праву, прежде всего — к римскому частному праву. Кроме того, романо-германское право также называют еще законо­дательным правом, что связано не только с тем, что основным источником права являются законы и особая роль в его формировании отводится кодификации, но и с тем, что основные принципы функционирования данного права содержатся именно в законах.

Среди существующих в настоящее время правовых семей романо-германская правовая семья занимает особое место и играет значительную роль в развитии юридической теории и практики. Как отмечал Р. Давид, она является первой семьей, с которой мы встречаемся в современном мире.

География распространения романо-германской правовой семьи, как уже отмечалось, включает национальные правовые сис­темы многих государств современного мира. Сформировалась она на территории континентальной Европы. К романо-германской правовой семье примыкают правовые системы всех государств Латинской Америки, национальные правовые системы государств скандинавского региона и постсоветского пространства, значи­тельная часть национальных правовых систем государств Африки и Ближнего Востока. Влияние этой правовой семьи нашло отражение в национальных правовых системах Японии, Китая, Индонезии, других государств мира.

Главной особенностью романо-германской правовой семьи, как уже отмечалось, является ее формирование на основе рецепции римского права. В каждом отдельном государстве континентальной Европы формирование национальной правовой системы базировалось прежде всего на изучении римского права и соединялось с записью норм обычного права страны в точных и ясных терминах, организацией норм обычного права в определенную систему.

Важной особенностью романо-германского права является его ярко выраженный кодифицированный характер. По сравнению с другими правовыми семьями, где кодификации подверглись зна­чительные правовые массивы, в романо-германском праве коди­фикация отличается тем, что она имеет более глубокие и проч­ные исторические корни. Кодификация права, начавшаяся в странах Западной Европы в раннее Средневековье и продолжающаяся по сей день, оказала огромное влияние на характер и процесс развития романо-германского права, во многом предопределила важнейшие тенденции его эволюции.

Отличительной особенностью романо-германского права следует считать ярко выраженную, по сравнению с другими право­выми семьями, его доктринальность. В западной научной литературе в связи с этим традиционно указывается на то, что работы ученых-юристов, подобно решениям суда, пользуются значительным влиянием в системе цивильного права. Как отмечает М.Н. Марченко, усиление их значения наблюдается особенно тогда, когда право, призванное регулировать те или иные общественные отношения, находится в процессе становления и весьма неопределенно, либо когда вообще отсутствуют те или иные, востребованные самой жизнью, нормы права и институты. Данные условия для правовой доктрины могут играть весьма заметную роль.

Исторической особенностью романо-германского права является повышенный статус частного права по отношению к публичному праву, т.е. соблюдается принцип первичности частного права и вторичности публичного права. Исторически романо-германское право сделало ударение на частное право. Не случайно данная правовая система берет свое начало именно из римского частного права, а не из римского публичного права. Долгое время в романо-германской правовой доктрине считалось, что настоящий юрист должен заниматься проблемой частного права, в то время как публичное право считалось предметом изучения не юристов, а философов, социологов и политологов. По этой причине во французском праве в понятие частного права входят не только гражданское право, коммерческое право и международное частное право, но и уголовное право, и даже гражданско-процессуальное право. В системе романо-германского права частное право считается предопределяющим. Традиционно в системах континентально-европейского права частное право более развито и более совершенно, чем публичное право. Данная особенность противопоставляет романо-германское право англо-американскому общему праву, где ударение традиционно делалось на публичное право.

Верховенство закона, как основополагающий принцип функ­ционирования правовой системы, является еще одной особенностью романо-германского права. Верховенство закона, его высшая юридическая сила означает, что при принятии нового закона все другие нормативно-правовые акты должны быть приведены в соответствие с ним, а в случае противоречия любой акт может быть опротестован или отменен.

Специфика концепции верховенства закона в романо-германском праве заключается в том, что именно закон, а не любой другой источник права (прецедент, обычай, доктрина и т.д.), ставится во главу угла в процессе функционирования данного права и составляющих его национальных правовых систем. В основе приоритета закона перед всеми иными источниками права лежат фундаментальные и непреходящие исторические, социальные, национальные и другие ценности народов западной Европы: общая и правовая культура, древние правовые и иные традиции и обычаи.

Так как законодательство выражает волю законодателя как высшего органа государственной власти, оно стоит выше судебного решения, которое, в основном, является не нормативным, а лишь вспомогательным источником романо-германского права.

Правовые системы, входящие в романо-германскую правовую семью, имеют хорошо разработанное законодательство. Если в течение длительного времени основным источником романо-германского права была доктрина, то после французской кодифика­ции в качестве такового выступает закон.

В романо-германской правовой доктрине закон и право не отож­дествляются. Это обстоятельство находит отражение в толковании закона, осуществляемое судами.

Прямое правотворчество, осуществляемое компетентными государственными органами, свойственное романо-германскому праву (законодательной правовой семье), позволяет строить правовую систему целенаправленно, достигать во всем комплексе правовых средств высокого уровня нормативных обобщений, что позволяет обеспечить ее высокую эффективность.

Понятие правовой нормы является одним из важнейших эле­ментов романо-германского права. Романо-германское право выработало единую точку зрения на ее понимание. В этой семье, где наука традиционно занимается упорядочением и систематизацией решений, выносимых по конкретным делам, правовая норма перестала выступать лишь как средство решения конкретного случая. Понимание правовой нормы сводится к следующему: норма права — это правило поведения, являющееся всеобщим и общеобязательным, имеющее большое значение. Сама правовая норма рассматривается как абстрактное предписание, как высшее правило поведения для граждан и государственных органов.