Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИОГП.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
22.11.2019
Размер:
59.01 Кб
Скачать

Уголовное право

Преступления опасные для феодального общества именовались лихим делом. В соборном уложении была отражена классовая сущность преступления. Уложение назначало различные наказания за преступления в зависимости от классовых принадлежности их совершивших. На первое место законодатель поставил преступления против религии. На втором месте стояли государственные преступления (государственная измена, посягательство на жизни царя, самозванство). К тяжким преступлениям относились особо опасные преступления против порядка управления (нарушение порядка на царском дворе, фальшивомонетничество, подделка царских печатей). В законе имелись подробные описания составов преступлений: воинские, имущественные, против личности.

Уголовное законодательство середины 17 века уделяло большое внимание системе наказаний. Они все более ужесточались, т.к. целью наказаний в уложении являлось устрашение. Предусматривалось широкое применение смертной казни. Простыми видами смертной казни считались: отрубание головы, повешение, утопление. Значительное место в системе наказаний занимала квалифицированная смертная казнь. Самой тяжелой мерой наказания считалось закапывание живьем в землю. Оно применялось к жене, совершившей умышленное убийство мужа. Сюда же относились сожжение, залитие горла расплавленным свинцом или оловом, колесование. Широко применялись членовредительские и болезные наказания: отрезали нос, ухо, руку, били кнутом, палками. Мерой наказания были тюрьма и ссылка. Штраф стал занимать незначительное место среди мер наказания.

Процессуальное право

В законодательстве различались 2 формы процесса: состязательный (суд) и следственный (розыск). По делам о религиозных преступлениях, имущественных, против личности процесс был розыскным. По этим делам велось предварительное следствие. Расследование уголовных дел начиналось по усмотрению государственных органов, по доносам (особенно по политическим делам), жалобам потерпевших (разбой, кражи), по наиболее важным государственным преступлениям расследование начиналось непосредственно по указанию царя. Предварительное следствие сводилось к задержанию и аресту. При розыске применялись повальный обыск, а также пытка.

В январе 1555 г. боярская дума приняла законодательный акт (приговор боярской думы) о разбойных делах. В нем подчеркивалось, что основные доказательства по разбойным делам должны добываться при помощи пытки и повального обыска. Под повальным обыском тогда понимали опрос окольных людей о личности подозреваемого или обвиняемого. Они давали оценку личности – хороший или плохой человек, преступник или нет. Если большинство опрошенных признавали лицо известным лихим человеком, то дополнительных доказательств не требовалось. К нему применялось пожизненное тюремное заключение. Если при тех же условиях так же высказывалось квалифицированное большинство, применялась смертная казнь.

В августе 1556 г. боярская дума приняла приговор о губных делах. В нем определялся перечень лиц, подлежащих опросу, к ним относились только так называемые добрые люди - светские и духовные феодалы, зажиточная часть посадского населения и чернотяглого крестьянства. Число участников повального обыска увеличилось до 100 человек. Следует заметить, что раньше предусматривалось опрашивать 5-6 человек, затем 10-20, а в 1556 г. – 100 человек. В законодательстве регламентировался порядок применения пытки по религиозным, государственным и другим преступлениям. Большинство гражданских дел и некоторые уголовные рассматривались в состязательном процессе. Он начинался и прекращался по воле сторон, которые представляли доказательства и обоснования своих требований. Суд при оценке законодательств был связан требованиями закона. Царицей доказательств считалось признание обвиняемого или ответчика. В состязательном процессе имели большое значение такие доказательства как ссылка из виноватых и общая ссылка. При ссылке из виноватых стороны по договоренности ссылались на группу свидетелей. Если хотя бы один из свидетелей давал показания, противоречащие утверждениям стороны, то последняя автоматически проигрывала дело. При общей ссылке обе стороны ссылались на одного свидетеля, условливаясь, что его показания будут решающими для дела. В качестве доказательства сохранялась и присяга – в соборном уложении 1649 г. она именовалась крестным целованием.