Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Формирование полка.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
22.11.2019
Размер:
330.24 Кб
Скачать

Окружение

В ночь на 4 сентября 1941 г. в тыл войск Южной оперативной группы было заброшено два усиленных взвода противника, который взял под контроль дорогу от Тулоксы на Олонец. А утром 4 сентября, после часовой артподготовки позиций на реке Тулокса, то есть Морской бригады, 452-го, 719-го стрелковых полков и 2-го гаубичного дивизиона фрунзенцев, на штурм устремились войска 6-го армейского корпуса усиленного частями, переброшенными с Карельского фронта. Танки бригады полковника Лагуста прорвали оборону 719-го стрелкового полка (левый сосед 3-го стрелкового полка выборгских добровольцев) и начали развивать наступление на Олонец — Лодейное поле. Командование 719 с/п не сообщило о событиях нашей дивизии. Таким образом, 3-й полк вместе с дивизией оказались отрезанными от войск Южной оперативной группы, двух дивизионов своего артполка и медико-санитарного батальона, начавших отступление в Ленинградскую область.

Потеряв связь с войсками Южной группы, командование дивизии в ночь на 5 сентября 1941 г. детально разработало план оставления занимаемых позиций и решило выйти на соединение с частями Южной группы. Утром 5 сентября начали организованный отход по дороге на дер. Нурмалица, но она оказалась занятой крупным гарнизоном противника. После полудня 3 стрелковый полк выборжцев вместе со 2 стрелковым полком приморцев и первым артдивизионом фрунзенцев с полковыми и дивизионными управлениями сосредоточились в километре от дер. Нурмалица.

Вместо обхода деревни командование приняло решение силами 1 батальона выборжцев и одного батальона приморцев при поддержке двух танков БТ-7 взять деревню в лоб с чрезвычайно невыгодной позиции для атакующих. При этом артиллерийскую подготовку атаки из-за отсутствия необходимых снарядов почти не проводили. Хорошо просматривающаяся местность со стороны возвышающейся деревни позволила оборонявшемуся противнику сосредоточить такой убийственный минометный, пулеметный и автоматный огонь по наступающим цепям двух батальонов, что наши бойцы взять деревню не смогли и понесли тяжелые потери. Немногим более 30 бойцов 1-го батальона выборжцев вернулись с поля боя. Погиб комбат кавалер ордена Красной Звезды Кравчук, которого не сумели вынести с места сражения. Командир медико-санитарного батальона и начальник медико-санитарной службы 3-го стрелкового полка, помогавшие и воодушевлявшие сандружинниц, выносивших раненых с поля боя, сами были тяжело ранены при исполнении своего гуманного долга — предпочли смерть плену — оба застрелились. Наступившая темнота позволила оставшимся в живых выйти из боя.

[править]

Прорыв

Заняв круговую оборону на ночь, комдив 3-й дивизии принял решение об отводе частей на север — по просеке на Левендуксу. Отход частей начался ночью, не ожидая рассвета, т. е. все части находились в весьма невыгодном позиционном и скученном положении. В качестве заслона были оставлены остатки 3-й роты студентов-политехников под командованием старшины И. Я. Казачка, также в прошлом студента Ленинградского политехнического института. Лишь утром, по приказу командования, политехники оставили свои позиции под яростным минометным огнем противника. При отходе погиб Иван Яковлевич Казачок и около десятка бесстрашных бойцов-политехников.

Утром и днем форсированно двигались все подразделения с артиллерией, минометами, автомашинами и гужевым транспортом, с ранеными, всевозможным имуществом и продуктами. Просека превратилась в болото. Отдельная саперная рота под командованием воентехника 1-го ранга С. И. Привина, политрука Н. П. Трофимова захватила до полукилометра болота. Вся боевая техника, автотранспорт и личный состав удачно и довольно быстро переправились через болото, так как на арьергард дивизии продолжал наседать противник. Взяли направление на Петрозаводск. Дивизия рассчитывала к вечеру выйти на шоссе Олонец — Петрозаводск, так как предполагали, что протекавшая вдоль дороги река Олонка является водоразделом территорий, занятых нашими и финскими войсками. Однако к вечеру 6 сентября в полукилометре от шоссе наш авангард был обстрелян пулеметным и автоматным огнем, а затем противник начал минометный и артиллерийский обстрел. Движение задержалось, поскольку просека проходила между двух небольших озер и наступательный бой был крайне невыгодным. К тому же свежи в памяти были события под Нурмалицей в невыгодной для нас позиции. А главное, отсутствие мин, снарядов и недостаток патронов и гранат не позволили нам вступить в бой. Поэтому командование приняло решение оставить и уничтожить автотранспорт и все имущество, которое нельзя нести в лесу, взять раненых и через болото выйти севернее на шоссе. Около двух часов потребовалось для уничтожения материально-технической части и имущества подразделений. Вместо продуктов брали гранаты и патроны. Чтобы дезориентировать противника, отдельная саперная рота по заданию ушла последняя в противоположную сторону от направления движения дивизии с целью занять ближайшую деревню и имитировать продвижение всей дивизии в другом направлении. Дивизия же уходила цепочкой, без шума, с переданным по цепи приказом комдива: «За курение и разговоры — расстрел». К утру все подразделения подошли вплотную к шоссе Олонец — Петрозаводск и приготовились к выходу на дорогу и к форсированию водного рубежа — реки Олонки. Разгромив финский гарнизон с обозом, находившийся на дороге, все подразделения успешно и без потерь переправились на другую сторону. После переправы сразу же был дан приказ идти дальше, не принимая боев, так как боеприпасов осталось мало, да и раненых надо было доставить в надежное место.

Более двух недель ленинградцы прорывали вражеское окружение: неудачно бились под Нурмалицей, и уже налегке, успешно громили оккупантов на пересечении Петрозаводского шоссе с рекой Олонкой. В населенных пунктах уничтожали гарнизоны маннергеймовцев, их военную технику, обозы, резали линии вражеской связи. Теряя товарищей по оружию, голодая порой сутками, в боях не смыкая глаз, после многокилометрового перехода через Карельские леса и болота, подразделения 3-й дивизии народного ополчения 17 сентября 1941 г. прорвались к своим — погранотряду с бронепоездом — на станцию Ладва-Ветна Кировской железной дороги. Вынесли сотни раненых ополченцев.

В то же время (вторая половина сентября) после выхода освободившегося 6-го финского корпуса к Лодейному Полю, для него стало возможным повернуть ударную группировку на Петрозаводск с юга, вдоль Кировской железной дороги. Маннергеймовцы заняли станцию Токари, намеревались сделать бросок к станции Ладва, где скопились вагоны с ранеными и эвакуирующимся населением, с промоборудованием и сельхозтехникой. После непродолжительного отдыха снова начались бои. Под прикрытием артиллерии бронепоезда ленинградские ополченцы пытались отбить станцию Токари, но неудачно. Пришлось занять оборону на разъезде Равсельга, а потом с пограничниками и бронепоездом прикрывать эвакуацию эшелонов на Ладве, контратаковать маннергеймовцев, рвавшихся перерезать железнодорожный участок Ладва — Петрозаводск. А эшелоны проскочили к Архангельской ветке — на Беломорск — Сумский посад. 25 сентября 1941 г. в боях за станцию Ладва-Ветна погиб командир полка К. Квятковский. После тяжелых боев в конце сентября и начале октября группы уцелевших ополченцев прорвались к своим, форсировав р. Свирь, и влились в 67-ю стрелковую дивизию 7-й отдельной Армии. Из 10 с лишним тысяч воинов 3-й ДНО после войны учтено 600 с небольшим человек. Нам, живым, нужно восстановить все о воинах-добровольцах Ленинграда, славно бившихся с оккупантами за Советскую Карелию, чтобы никто не был забыт и ничто не было забыто!

О боевых действиях ополченцев хорошо рассказал в своей статье П. Проконен — председатель Совета Министров Карельской АССР в газете «Ленинская Правда» от 10.03.76 г.:

«Тяжелые, кровопролитные бои шли в июле 1941 г. в Карелии, белофинны рвались к Свири, чтобы, соединившись с немцами в районе Тихвина, напасть на город Ленина; положение стало угрожающим...

Направили из Ленинграда 3-ю дивизию народного ополчения. 15 июля эшелоны стали прибывать на станцию Лодейное Поле. Переправившись через р. Свирь, ленинградцы продвигались в Олонецкий район Карелии. В дивизию входили: два стрелковых и артиллерийский полки. Полки составляли рабочие, служащие, студенты Выборгского и Петроградского районов Ленинграда (Фрунзенский полк воевал под Лугой). Командовал дивизией полковник Герой Советского Союза В. Г. Нетреба...

Миновав Олонец, стрелковые полки шли вперед широким фронтом — очищали леса от «кукушек», заняли единственную дорогу. Но вот ленинградцы вышли к лесной речке Сяндебке, и тут завязались серьезные бои... Ежедневные бои и артналеты стоили ополченцам больших потерь... Но люди не дрогнули. Враг так и не смог пробиться на этом участке. Обороняя Олонецкий район, ленинградцы отлично понимали, что защищают дальние подступы к своему городу, что защищая Карелию, они преграждают путь врагу в другие области Родины. Сорокадневная легендарная оборона южной Карелии имела особое значение. И не только потому, что отвлекла на себя большие силы противника. В это время особенно интенсивно использовался Беломорско-Балтийский водный путь, напряженно действовала Кировская железная дорога. Завершалось строительство стратегической железнодорожной ветки Сорока — Обозерская. Эта оборона дала возможность построить за спинами ополченцев новую долговременную линию обороны на реке Свирь...

Планы, намеченные партией и командованием Карельского фронта, были выполнены. В создании линии обороны, в лишении противника возможности вести наступательные действия, была значительная заслуга 3-й дивизии народного ополчения...»

Источник -- Боевой путь воинских формирований политехнического института в годы Великой Отечественной войны / Отв. ред. В. Г. Манчинский; СПбГТУ. СПб., 1993. 116 с.