Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Преследователи стараются.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
20.11.2019
Размер:
226.3 Кб
Скачать

Динамика отстающих

Главным «антигероем» рейтинга предсказуемо стала Волгоградская область, где в последние два года шла затяжная война между недавно отправленным в отставку губернатором Анатолием Бровко и местным политическим бомондом. Это не могло не привести к ухудшению интегрального рейтинга инвестиционных рисков в регионе на ощутимые 16 пунктов (откат с 27 на 43 позицию), причём ключевыми составляющими этого снижения стали социальные и управленческие риски.

Рост управленческого риска в Волгоградской области, по оценке «Эксперт РА», был вызван негативной динамикой по трём показателям: ухудшение условий исполнения регионального бюджета, отрицательная динамика совокупного инвестиционного потенциала и слабые темпы роста инвестиций к ВРП. Социальный риск вырос за счёт увеличения доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума (с 12,9% в 2009 году до 13,6% в 2010 году) и роста доли просроченной задолженности по заработной плате (с 0,16% в 2009 году до 0,53% в 2010 году). Наконец, рост экономического риска связан с отрицательными результатами динамики сельскохозяйственного производства к 2010 году (–13,7%) и выросшим износом основных фондов (+3,2%). Тем не менее, ранг инвестиционного потенциала Волгоградской области — по-прежнему один из самых высоких не только на Юге, но и в России в целом (19 место), так что новому главе региона Сергею Боженову в этом смысле досталось не самое плохое наследство.

На втором месте по отрицательной динамике инвестиционных рисков — Кабардино-Балкария, ухудшившая интегральный показатель на 10 пунктов, прежде всего за счёт роста управленческой составляющей риска. Однако, несмотря на это, в прошлом году мы видели, как республика смогла воспользоваться создаваемыми сейчас в СКФО инструментами господдержки инвестпроектов, собрав самый большой среди всех субъектов округа «урожай» правительственных гарантий. В итоге 2011 год, начинавшийся с масштабной контртеррористической операции в Приэльбрусье, удалось завершить на мажорной ноте подписанием генерального соглашения с немецкой Thyssenkrupp Uhde Gmbh, которая намерена вложить в создание в республике нового химического производства более 200 млн евро. На сегодняшний день это крупнейший новый инвестпроект в промышленности Северного Кавказа. А в рейтинге инвестиционного потенциала Кабардино-Балкария показала по сравнению с прошлогодним рейтингом рост на целых 7 пунктов (хотя надо помнить, что методика расчёта потенциала также несколько изменилась).

Конкуренция будет расти

В качестве главного тренда рейтинга 2010–2011 годов «Эксперт РА» отмечает общее снижение инвестиционного риска в российских регионах, в том числе в одной из главных его составляющих — управленческой. Иными словами, регионы всё больше подтягиваются друг к другу, и многие прежние различия между ними нивелируются. Отсюда, в частности, исключение из методики рейтинга такого параметра, как законодательный риск — в «Эксперт РА» справедливо отмечают, что многие регионы быстро переписали друг у друга прогрессивное инвестиционное законодательство, так что теперь этот параметр риска нерелевантен. В итоге при анализе рисков мы обнаруживаем любопытную тенденцию: из графика 4 видно, что по структуре инвестиционного риска такие разные территории Юга, как Астраханская и Волгоградская области, находятся практически на одном и том же уровне. При этом по сравнению с Россией в целом этот показатель выше. Индекс инвестиционного риска ниже российского у Краснодарского края, Ростовской области и Ставрополья.

Выравнивание уровня риска между соседствующими территориями будет неизменно способствовать росту борьбы между ними за капитал инвесторов. «Мы наблюдаем сейчас появление конкуренции за инвестиции между некоторыми регионами и ожидаем, что эта тенденция в ближайшие годы только усилится, поскольку прямые иностранные инвестиции являются существенным фактором экономического роста, — уверен заместитель руководителя департамента консультационных услуг КПМГ в России и СНГ Марк ван дер Плас. — Анализ действий, предпринятых некоторыми регионами, показал, что большинство из них уже разработало или сейчас разрабатывает программу улучшения инвестиционного климата. В этих программах часто присутствуют сходные элементы, например, они включают развитие так называемых “мягких” факторов, то есть факторов, на которые власти могут повлиять: создание экономических зон, предоставление налоговых льгот, уменьшение бюрократической волокиты, создание инвестиционных проектов, имеющих чёткую инвестиционную программу, подготовка маркетингового плана и так далее».     

График 1

Россия: основной тренд — общее равномерное снижение уровня рисков

График 2

Краснодарский край: криминальный риск снизился, несмотря на Кущёвку

График 3

Ростовская область: главное достижение — сильное снижение управленческого риска

График 4

Лучше всего разница между лидерами и аутсайдерами просматривается при сравнении управленческих и финансовых рисков

График 5

Волгоградская область: за истекший год выросли управленческие и социальные риски

График 6

Ставропольский край сейчас — лидер по темпам снижения инвестиционных рисков

График 7

Астраханская область: криминальный риск снижен, но остаётся выше общероссийского

График 8

Дагестан: главная проблема налицо — уровень криминального риска не меняется

График 9

Кабардино-Балкария: режим КТО не мог не повлиять на оценку рисков в республике

График 10

Карачаево-Черкесия: управленческие риски при новом главе республики пока не снизились