Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Истрия гос упр.doc
Скачиваний:
65
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
1.64 Mб
Скачать

6. Церковь.

Во главе церкви стоял назначаемый византийским патриархом митрополит Киевский. В городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (а в некоторых землях архиепископы). Они руководили обширными церковно-административными округами — епархиями. Причты церквей и братия монастырей подчинялись своему епископу, а через него митрополиту. Таким образом, власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны.

Однако русская церковь находилась в юрисдикции Константинопольской патриархии (вплоть до 1448 г.) и формально ей подчинялась. Это была самая большая митрополия по территории и численности прихожан.

Признав христианство государственной религией, светская власть позаботилась о ее материальном обеспечении. По распоряжению князя Владимира в конце Х века в церковную казну ежегодно передавалась десятая часть всех княжеских доходов - десятина. С развитием феодального землевладения взамен десятины государство предоставило церкви ряд постоянных источников дохода: право собственности на обширные территории — «вотчины», которое позволяло получать подати и налагать определенные повинности на местных крестьян; освобождение священнослужителей и их имущество от налогов и повинностей.

В конце Х в. церкви было пожаловано право суда и сбора судебных пошлин по делам семейно-бытового характера. Под юрисдикцией церкви находился особый класс лиц, который повиновался не князю, а церкви: иерархи, священники, монахи, церковнослужители; лица, призреваемые церковью — старые, увечные, больные; изгои; церковные холопы, перешедшие в дар церкви от светских владельцев и пр.

Таким образом, светская и духовная власть на Руси существовали автоном­но. Гос.власть способствовала распространению хри­стианства, но и согласовывала свою деятельность с установками церкви. Православие определяло духовные основы развития древнерусского госуправления, права и правосознания. Сама церковь становится к XII в. важнейшим субъектом управления, но в отличие от католицизма не вмеши­вается непосредственно в дела светской власти, что соответство­вало восточно-христианской правовой культуре.

Лекция 4. Государственное управление Руси в удельный период (XIIXIII вв.)

  1. Причины феодальной раздробленности.

  2. Древнерусские княжества и земли: специфика политической организации.

а) Владимиро-Суздальская земля.

б) Галицко-Волынская земля.

в) Новгородская и Псковская республики.

3. Роль периода феодальной раздробленности в развитии Древней Руси.

  1. Причины феодальной раздробленности.

Уже во 2-ой пол. XI в. отчетливо определились новые тенденции в социально-экономическом и политическом развитии русских земель, которые столетие спустя открыли новый этап в истории русской государственности — эпоху феодальной раздробленности.

Выделим ее основные причины:

1) Появление вотчин - частных крупных земельных владений, принадлежавших, как правило, боярам. Вотчинники — бояре — владели пахотными землями, табунами коней, стадами коров, домашней птицей. Частью собственности боярина были и несвободные работники (рабы - челядь, холопы). В зависимость от бояр попадали и свободные люди. Таковыми были, например, «рядовичи», заключавшие договор («ряд»), на основании которого они работали на хозяина. Разновидностью «рядовичей» были «закупы», обязанные отработать хозяину «купу» — долг.

Отныне бояре перестали зависеть от князя. Получая регулярные доходы от вотчины, они уже не нуждались в дани, а потому не торопились отправляться за князем в поход. Не дань, а земля, обрабатываемая трудом зависимых крестьян, стала главной ценностью. Боярин не хотел отрывать своих смердов от пашни не только ради дальних походов, но иногда даже ради защиты страны от нашествий кочевников, если они прямо не задевали его владений. Не нужна была княжеская дружина и для усмирения и подчинения зависимых людей. У боярина был собственный «аппарат подавления»: боярский тиун (управитель хозяйства), старосты, стража и пр.

С князем оставалась младшая дружина. Это была не только военная сила, но и часть государственного аппарата, лично зависимая от князя. Ей поручалось собирать судебные штрафы, налоги. Собиравшиеся от имени князя, они были основным источником существования младших дружинников, которые нуждались в князе и «кормились» его милостью.

На рубеже XI-XII вв. наметились первые противоречия между боярством и младшей дружиной. Интересы боярства, оказавшегося связанным со своими вотчинами, часто не совпадали с княжескими. Землевладельцы, которые приобрели благодаря своему богатству большую политическую силу, стремились к независимости от центральной власти, оказывали давление на местных князей, чтобы решать по собственному усмотрению вопросы внутренней и даже внешней политики.

Этому препятствовал сам характер княжеской власти. В то время на Руси действовала система замещения княжеских престолов по принципу родового старейшинства. Русь мыслилась как общее родовое владение Рюриковичей, а это означало право каждого члена семейства на временное владение определенной частью земли по очереди старшинства. В условиях отсутствия стабильности в политической жизни и незакрепленности земельных владений князья часто перемещались из одной волости в другую. Они были проходными фигурами для населения. Княжеская дружина, приходившая вместе с князем, лишь собирала дань и налоги с населения, нисколько не беспокоясь о будущем. Выдающийся русский историк Ключевский писал: «Постоянное передвижение князей со стола на стол и сопровождавшие его споры роняли земский авторитет князя. Князь не прикреплялся к месту владения, к тому или иному столу ни династическими, ни даже личными связями. Он приходил и скоро уходил, был политической случайностью для области, блуждающей кометой».

2) Происходили изменения и в княжеской среде. Практика родового старейшинства при замещении престолов уже не удовлетворяла разросшийся к XII в. род Рюриковичей. Не было четкого порядка ни в распределении уделов, ни в их наследовании. Все труднее устанавливалось родовое старейшинство. Набирал силу «отчинный» принцип наследования от отца к сыну. Каждый князь превращался из наместника, готового оставить свой удел, в постоянного и наследственного его обладателя, а Русь становилась территорией наследственных владений князей.

Начался сложный, медленный и противоречивый процесс образования земельных династий, вживания преходящих князей в социальные структуры земель и волостей, сюзеренами которых они становились. С этой поры земельные интересы местных князей и бояр стали совпадать. Они объединились в борьбе с центральной властью, и удельная раздробленность страны приобрела необратимый характер.

3) Социально-экономический прогресс в XI—XII вв., подъем земледелия, скотоводства, ремесла и промыслов, развитие внутренней и внешней торговли способствовали росту и укреплению отдельных земель и княжеств Древнерусского государства. Шел рост городов, оживлялась вечевая жизнь, горожане активно боролись за городские вольности и играли важную роль в политических делах. Поэтому для социально-экономического развития на местах уже не нужны были огромные масштабы государства в целом.

4) Древняя Русь была единой, прежде всего, благодаря общности стремления к грабительским походам на Византию. Однако уже к концу Х в. выгода в виде добычи и дани стала заметно уступать по значимости выгодам, получаемым от развития обычной торговли, что стало возможным, во-первых, благодаря заключению торговых соглашений с Византией, а во-вторых, в связи с увеличением богатств в руках князя (от имени которого, собственно, и торговали русские купцы), вызванным ростом сбора налогов после стабилизации отношений внутри государства. Таким образом, военные походы на Византию прекратились.

5) Удалось стабилизировать и отношения со «степью». Еще Святослав разгромил хазар, Владимир и Ярослав фактически покончили с печенегами и лишь половцы продолжали беспокоить Русь своими набегами. Однако силы половцев были невелики, поэтому не было необходимости в мобилизации войск всего государства.

6) Внутренние функции - в первую очередь судебные - то они с большим успехом выполнялись в рамках отдельных, небольших территорий. Усложнение общественной жизни требовало не редких появлений судьи-арбитра из центра, а каждодневного регулирования. Местные интересы все более захватывают сидящих в отдельных землях князей, которые начинают отождествлять их со своими собственными интересами.

Таким образом, к концу XI в. выявилось очевидное исчезновение тех общих, объединяющих всех воедино интересов, которые ранее довольно прочно цементировали государство. Других же связующих нитей, скажем, экономических (натуральное хозяйство), просто не существовало. Поэтому Русь, потеряв большую часть того, что ее связывало, распалась.

Удельные князья перестали платить дань Киеву, разорвали связи со своим верховным сюзереном. Со 2-й пол. XII в. на Руси уже существовало 15 княжеств и отдельных земель: Ростово-Суздальское, Муромо-Рязанское, Смоленское, Киевское, Черниговское, Галицкое, Волынское, Новгородское и др. Количество самостоятельных княжеств не было устойчивым из-за семейных разделов и объединения некоторых из них. Если в середине XII в. насчитывалось 15 крупных и мелких удельных княжеств, то накануне ордынского нашествия (1230-е гг.) - около 50, а в XIV в. количество княжеств различного ранга перевалило за 2,5 сотни.

Изменились политическая структура и форма государственной власти. Ослабление власти киевского князя требовало компенсации путем внедрения иного способа управления. Так была создана система коллективного сюзеренитета. Суть ее в том, что киевский князь выделял долю в южной Русской земле тому, кто признавал его старейшинство и власть и брал на себя обязательство оберегать ее от врагов. Такие решения великого князя утверждались на съезде с другими южнорусскими князьями. Практикой стало обязательство киевского князя «думать о Русской земле» (т.е. управлять) вместе с другими совладельцами. Эта система оказалась жизнеспособной, обеспечив относительную стабильность общественно-политической жизни Древней Руси почти до времени монголо-татарского нашествия.