Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
GOROD_NA_MENKE.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
18.11.2019
Размер:
557.06 Кб
Скачать

Территория, где жили дреговичи. Духовная жизнь язычников

Итак, автобус наш движется по территории когда-то населенной дреговичами, близкими соседями которых были кривичи.

Беларусь – край, где очень долго были живы древние славянские обычаи, поверья, празднества, предметы праславянского искусства. Во многих местах древние традиции сохранялись почти до конца ХIХ в… А на Полесье еще дольше, вплоть до первой половины прошлого века. На протяжении столетий, почти до наших дней они оказывали самое прямое воздействие на сознание населения, их культуру, быт, искусство. Традиции эти воплотились и в узорах ручников, и в орнаментах гончаров, и в купальских песнях [12, с. 146].

А какова была духовная жизнь наших предков?.. Их восприятие мира (менталитет), мышление?.. Об этом мы знаем мало, весьма приблизительно. Система мышления наших пращуров для нас остается за семью печатями.

Предки наши были язычниками. Термин «язычество» принят в богословии и в исторической литературе, происходит от церковнославянского «языцы», т.е. народы, чужеземцы [4, с. 60]. Язычники поклонялись многим богам, причем у разных племен была своя иерархия богов. Окружающую природу они обожествляли – солнце и луну, камни и горы, озера и реки, деревья и разные растения. Для далекого нашего предка молния достоверно означала, что гневается Перун; набухали сережки на вербе – богиня весны и плодородия взялась за дело; человек заблудился в лесу – лесовик, т.е. леший, его заплутал и т.д. Вообще, все имело реальное содержание. Камни под сохой посеял черт, в доме хозяйничал домовой, звезды означали души людские... Вокруг человека действовали силы, с которыми можно жить в согласии, но которым следовало внимать, ради их милости соблюдать определенные запреты, производить обрядовые действия.

Из множества языческих богов остался в народной памяти, пожалуй, один Перун- бог грома и молнии. Более того, по-белорусски «пярун» и означает «гром». Имена и функции других сохранились в летописях, старинных документах, обрядах, сказках и некоторых легендах.

Верховное божество славян имело разные имена Див, Сворог, Стрибог, Святовит, Род. Господствующая роль Рода просматривается и в славянской лексике: природа, родить, роженица, родители, родина, радзима, парада, радзиць, рада.

Лучше всего сохранились в памяти имена тех богов, которые были связаны со сменой времен года и сельскохозяйственных сезонов. Бог солнца Даждьбог выступал под разными именами. Ярила – бог летнего солнца – был богом плодородия. Божество зимнего солнца – Коляда. Праздник этого бога зимы отмечался в декабре. В летний солнцеворот чествовали Купалу, который был также богом изобилия и урожая. Солнечное божество Велес (у белорусов Вялее) был покровителем домашних животных.

Самым стойким языческим праздником остался Купала. Его справляют и сейчас во многих деревнях и селах. Купалле давно стало настоящим национальным праздником белорусов, один из лучших поэтов которых назывался Янкой Купалой. С каждым годом этот праздник набирает силу во многих местах Беларуси. Конечно – это уже почти карнавал, народное гулянье.

У язычников на белорусских землях почитались и свои собственные божества: Тетя – богиня осеннего урожая, Жижель – бог огня. Возможно, был бог войны Кава – отсюда «каваць», «каваль», т.е. кузнец. Был еще у белорусов, как предполагают, бог погребального огня Знич. Это подтверждается лексично: в белорусском языке есть глагол «знікаць». «Знічами» называют поминальные свечи на могилах. Падающая звезда называется «знічка» [22, с. 34].

Возможно, было божество подземного огня – Пекло. Даже можно предположить, как называлось божество мороза и холода, вспомнив, как говорят маленьким детям и сами дети о холоде, морозе – «зюзя». Именно так – «Зюзя» – называлось это божество.

С принятием христианства гневно бичевались языческие- тогда говорили «поганские» – божества, праздники, обряды. Язычники воспринимали ясную христианскую картину создания мира, но что-то и не принимали. Потребовались столетия, чтобы новая вера укрепилась здесь. Язычество оставалось бытовой религией крестьянства. Считается, что языческие представления белорусов сохранились лучше, чем, например, у русских, украинцев, поляков, чехов [22, с. 28; 12, сс. 146 – 155]. Выработалась своеобразная раздвоенность поведения: крестились, ходили в церковь, но и о своих старых богах не забывали.

Тысячелетнее существование у нас христианства и язычества стало основой для веротерпимости нашего народа к разным религиям. Этому способствовало еще и то, как ни парадоксально это звучит, что здесь были две христианские церкви – православная и католическая, а затем к ним прибавились протестантская и униатская [22, с. 39].

Христианство невольно сохраняло многое из языческой символики. Волшебная сила амулетов (оберегов), носимых на груди, перешли на нагрудный крест. Другим оберегам – кольцам, кулонам, браслетам, бусам – время оставило лишь эстетическую функцию.

В каждом из нас частичка наших далеких предков - и каждый из нас в том или ином виде сохранил некоторые из их верований. И не только верований. Некоторые черты жизненного уклада можно наблюдать и сейчас.

Предки наши любили свою землю. Отлучаясь, брали щепотку с собой – иначе хворь приключится. Сейчас так не делают, но совсем недавно, в XIX веке и даже в ХХ веках, переселяясь в Сибирь или уезжая за океан, люди увозили с собой горсть земли.

От отца и матери унаследовали особую любовь к очагу, огонь в котором считался почти священным. Этот домашний огонь — символ семейного благополучия, удачи, тепла, лада. Он постоянно теплился в печи, его очень неохотно одалживали соседям. Пуще всего остерегались плевать в огонь. Переходя в новый дом, брали огонь из старого - иначе счастье покинет. Весной не забывали сделать огню праздник: белили печь, украшали зеленью...

В каждой хате чтили домового. Звали по-разному: хатник, домовой – и старались не обижать. Двери делали низкими, чтобы при входе поклониться домовому. Жил этот добрый дух то ли за печкой, то ли под печкой. Ночью выходил полакомиться — хозяйка специально оставляла на столе. Домовой приглядывал за скотиной, поддерживал огонь, оберегал от болезней.

В некоторых местах чем-то вроде домового считали ужа. Его держали в доме, поили молоком. С почитанием ужа, безвредной змеи, оберегающей воду, связано и почитание воды: обрядовое купание, омовение в реке, пускание венков в Купальскую ночь, обмывание новорожденного и умершего. Сильнее всех лесовиков, водяников, домовых считали тех людей, которые многое могут, о которых говорят, что они «знают». Это знахари, колдуны, ведуны, чародеи. Полоцкого князя Всеслава называли Чародеем. Князь Всеслав «знал»...

У белорусов по сей день весьма развит культ предков. Празднование в их честь совершалось несколько раз в год, наиболее значительными из них были «радуница» («радовница») и осенние «Дзяды». «Дзядами» или «Людками» назывались души умерших независимо от возраста, в котором человек покидал этот свет. Столетний дед, подросток или грудное дитя были для живых «дзядами». Предков почитают многие народы, в том числе и восточные славяне, но «дзяды» – это отличительное белорусское празднование. В определенный день «дзеды» приходили к своим родственникам, где их уже ожидали. Двери и окна были открыты. На столе не менее девяти блюд, можно и больше, и для них стояла чарка и закуска. На ночь стол не убирали. О появлении «дзядоў» подсказывали разные приметы: шевельнулась занавеска, влетела мушка, услышался в тишине скрип. Значит, «дзяды» пришли, ждут воспоминаний о себе, рассказов, угощения. В этот день на кладбище зажигали на могилах свечи...

Это лишь немногие из языческих обрядов и традиций, которые столь долгое время продолжают жить у нас...

Сохранившиеся традиции, фольклор, летописи, документы, раскопки в курганах рассказывают о многом из жизни наших пращуров. Сами же курганы, вернее их обилие в тех или иных местах, говорят о заселенности местности, как мы уже об этом знаем. Об огромном скоплении курганов в этом регионе писали еще в ХIХ веке [Игнатьев Р. Курганы и городища Минской губернии. – Минские губернские ведомости, 1878, 1879]. Исследователи 20-х годов и прошлого века в раскопанных курганах обнаружили горшки того типа, который составляет большинство керамики поселения на реке Менке [Сербаў I.A. Археалагічныя раскопкі ў аколіцах Менску ў 1925 г. – Гісторыка-археалагічны зборнік, 1927].

Многое в окрестностях города дышит отшумевшими веками, оставившими свой след в названиях. Деревни Дворище, Новый Двор, Городище, Строчицы... Наиболее древнее название – Строчица. Кроме нее, с этим корнем известны в Беларуси только два названия – река и деревня Страча в Островецком районе Гродненской области. Есть и ручей с названием Дунай – такое название славяне иногда давали рекам в память о «Дунайском периоде» своей истории. Здесь же и дороги – Койдановская, Минская, Слуцкая – их названия встречаются в документах с XVI века.

На перекрестках важных дорог возникали города. И здесь, где проходили старые дороги, вполне мог зародиться город. Не об этом ли предупреждает название деревни, в которую мы въезжаем – Городище. Правда, городищами называют остатки любых укрепленных поселений. А их на территории Беларуси многие сотни. Обычно площадь городищ небольшая – от четверти до половины гектара. Есть и меньше. Здесь на окраине деревни Городище располагается историко-археологический комплекс «Менка». С этим городом на реке Менке мы познакомимся после выхода из автобуса.

pynna выходит из автобуса]

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]