
- •Содержание
- •Определение понятия социального института.
- •2. Типология социальных институтов
- •3. Функции и дисфункции социальных институтов
- •4. Институт как нормативная система
- •5. Динамика социальных институтов
- •6. Социальные институты
- •6.1.Семья.
- •6.2. Образование и наука
- •6.3. Религия
- •Заключение
- •Список литературы
6.2. Образование и наука
Обучение является фундаментальным процессом в нашей жизни. Оно позволяет индивиду адаптироваться к окружающей действительности, используя опыт предшествующих поколений. Социологи понимают под обучением относительно постоянное изменение в человеческом поведении или способностях, являющееся следствием опыта. Общество может брать на себя задачу передавать определенные взгляды, знания и навыки своим членам путем формального обучения — того, что социологи называют образованием.
Образование — один из аспектов многостороннего процесса социализации, с помощью которого индивид приобретает модели поведения, необходимые ему для эффективного участия в жизни общества. Оно представляет собой процесс, в котором одни индивиды имеют статус учителя, а другие — ученика, исполняя соответствующие этим статусам роли (8).
Школы появились несколько тысячелетий тому назад для подготовки небольшого числа избранных для ограниченного круга руководящей и профессиональной деятельности. Однако в XIX в. бесплатные средние школы стали основным средством, с помощью которого члены общества получали элементарные знания по чтению, письму и арифметике.
Школы имеют существенное функциональное значение для выживания и сохранения современных обществ. Во многих примитивных и аграрных обществах школы отсутствуют. Социализация молодежи осуществляется в них тем же «естественным» путем, каким родители обучают детей ходить или говорить.
Взрослые люди в современных обществах не могут позволить себе воспитывать детей по собственному подобию. Очень часто навыки родителей устаревают, и они сталкиваются с тем, что профессия, которой они обучались, больше не нужна. Знания и умения, необходимые в современной жизни, нельзя получить автоматически и «естественно», для этого требуется специальная образовательная структура.
Представители функционализма считают, что система образования предназначена для усвоения превалирующих в обществе ценностей и формирования единого национального сознания. Учащиеся узнают, что значит принадлежать к той или иной нации, грамотно владеть родным языком, иметь общее наследие и действовать в соответствии с установленными стандартами и правилами. Деятельность школ направлена также на то, чтобы интегрировать бедных и малоимущих в структуру господствующих институтов. Конфликтологи считают, что образовательная деятельность, преследующая эти цели, служит интересам элитных классов и групп.
Все общества придают индивидам независимо от их качеств и возможностей определенные статусы. Другие статусы достигаются путем выбора и конкуренции. Современные общества должны производить отбор молодежи для должностей и профессий, требующих особых талантов. Институт образования, как правило, выполняет эту функцию, выступая посредником в отборе индивидов для определенных типов профессиональной деятельности. Выдавая дипломы, свидетельства и удостоверения, он определяет, кто именно из молодых людей получит доступ к власти, престижному положению и статусу. Для многих школы выполняют роль «эскалаторов», позволяющих способным и одаренным людям подняться по социальной лестнице. Но конфликтологи оспаривают это утверждение и полагают, что школы служат для того, чтобы отпрыски элитарных родителей, имея «нужные» удостоверения, могли гарантированно получить лучшие места. Они рассматривают школы как посредников, воспроизводящих и легитимизирующих существующий социальный порядок и, таким образом, действующих во благо одним индивидам и группам и в ущерб другим.
С точки зрения конфликтологов в школах существует скрытый процесс обучения; он состоит из комплекса нечетко выраженных ценностей, позиций и моделей поведения, которые исподволь воспитывают детей в соответствии с представлениями доминирующих институтов. Учителя формируют и поощряют качества, воплощающие нормы среднего класса, — трудолюбие, ответственность, добросовестность, надежность, прилежность, самоконтроль, эффективность. Дети учатся быть спокойными, пунктуальными, терпеливыми, уважительными к учителям, восприимчивыми к требованиям группы.
Конфликтологи согласны с функционалистами в том, что школы выступают в роли посредников для привлечения меньшинств и людей, находящихся на нижних ступенях общества, в доминирующую культуру. Однако они не видят в этой функции ничего позитивного. Социолог Рэндалл Коллинз утверждает, что система образования служит интересам господствующей группы, снижая напряженность, создаваемую малыми этническими группами. Обязательное обучение стирает этнические различия и передает национальным меньшинствам и людям, находящимся на нижних ступенях социальной иерархии, ценности и образ жизни господствующей группы.
Коллинз скептически относится к утверждению функционалистов, что школы выполняют роль эскалаторов. Он показывает, что школьникам явно недостает технических знаний и большую их часть они приобретают на рабочем месте. Хотя для многих профессиональных занятий требуется дополнительное образование, Коллинз считает, что это объясняется не техническими требованиями данной работы. Уровень квалификации, необходимый машинисткам, секретарям, продавцам, учителям, рабочим на конвейере и многим другим, не намного отличается от того, который существовал в предыдущем поколении. Коллинз называет эти тенденции креденциализмом — явлением, когда работник должен иметь диплом или удостоверение ради него самого, а не для того, чтобы подтвердить навыки и умения, необходимые для выполнения конкретной работы.
Если когда-то университетский диплом давал человеку элитарный профессиональный статус с соответствующим этому статусу вознаграждением, то сегодня он дает статус среднего класса с соответствующей ему оплатой труда. Несмотря на то что население становится образованнее, относительное положение различных групп в системе стратификации практически не меняется.
Наука
Наука — это сфера человеческой деятельности, основной функцией которой является выработка и систематизация общезначимых знаний о действительности (12).
В настоящее время практически нет ни одной сферы человеческой деятельности, в которой можно было бы обойтись без использования научного знания. Жизнь современного общества в значительной мере зависит от успехов науки.
Предмет социологии науки — изучение сложного комплекса отношений, складывающихся как в рамках самой научной деятельности (организация работы и стиль руководства научным коллективом, особенности коммуникаций в науке и т.п.), так и между наукой и другими областями общественной жизни.
Оформление науки в качестве социального института произошло в XVII — начале XVIII вв., когда в Европе были образованы первые научные сообщества и академии и началось издание научных журналов. На рубеже XIX— XX вв. возникает новый способ организации науки — крупные научные институты и лаборатории с мощной технической базой, что приблизило научную деятельность к формам индустриального труда. В настоящее время такой способ организации приходит в ряде случаев в противоречие с современными потребностями науки. Новым направлениям исследований все сложнее завоевать себе место в рамках старых коллективов, устоявшихся организационных форм. В результате старые институты постепенно разбухают, превращаются в скопление многочисленных подразделений, перестают быть управляемыми (12).
Хотя современная наука невозможна без централизации, чрезмерная централизация порождает опасность ее бюрократизации. Процесс интеграции наук приводит к тому, что уже сейчас решение большинства крупных проблем зависит от участия в работе специалистов самого разного профиля, что предполагает поиск новых организационных форм. Наука как социальный институт становится важнейшим фактором социально-экономического развития любого общества, требует растущих затрат, в силу чего политика в области науки превращается в одну из ведущих сфер социального управления.
По мнению американского социолога Р. Мертона, научное знание можно определить как эмпирически подтвержденные и логически согласованные утверждения, выражающие существование тех или иных регулярностей (и вследствие этого являющиеся предсказаниями). Институциональная цель науки состоит в расширении достоверного знания. Вся структура технических и моральных норм науки производна от этой цели и этих методов и направлена на ее реализацию.
Работы Р.Мертона послужили толчком для широких исследований вопросов ииституционализации научной деятельности. Процесс институционализации представляет собой возникновение и сохранение формальных структур, объединяющих членов научного сообщества. С одной стороны, полная или абсолютная институционализация какой бы то ни было науки или ее отрасли невозможна. С другой стороны, при полном отсутствии институционализации научная деятельность теряет свой социальный характер. Поэтому следует говорить о степени институционализации.
Для высокого уровня профессиональной институционализации характерны утверждение научной общности, появление периодических изданий, выработка этических норм поведения ученых, контакты между учеными определенной научной области, значительная социально-организационная интегрированность. Признаком отсутствия профессиональной институционализации в данной научной области может служить ситуация, когда работающие в ней исследователи едва признают друг друга в качестве коллег. Другая крайность -- абсолютная профессиональная институционализация — ситуация, когда данная научная среда приобретает облик чуть ли не религиозной секты. Обе эти крайности неблагоприятны для успеха исследовательской работы.
В институционализированных областях научной деятельности довольно ясно предопределено место ученого в данном профессиональном сообществе. Известно, на каких собраниях он будет присутствовать, какие журналы станет регулярно просматривать, с кем в основном будет контактировать. Характерной чертой научных областей с высокой степенью институционализации является то, что рецензенты журналов могут применять последовательные и согласованные стандарты оценок. Там же, где между учеными нет идейной общности, критерии оценок будут сильно варьироваться в зависимости от рецензента. В этих случаях для объективных оценок необходимы дополнительные фильтрующие механизмы, такие, например, как личные отзывы наиболее авторитетных коллег.
Институциональный характер приобретает и сама роль ученого в науке. Исследователи выделяют различные типы ролей ученого в рамках научной деятельности. Например, тип предметно-дисциплинарной роли (физик, биолог, социолог), тип организационной роли (научный сотрудник, инженер-исследователь), тип академической роли (экспериментатор, теоретик).
В России наука всегда была зависима от государства. Исторически сложилась противоречивая и во многом губительная для ее развития ситуация. С одной стороны, следуя собственным интересам, государство финансировало и поддерживало научные учреждения и ученых. С другой стороны, государственные структуры предпринимали значительные усилия для того, чтобы не допустить автономии науки и ее права самостоятельно определять стандарты и нормы, направления и проблематику своей деятельности.
Наука в России представляет собой сферу деятельности, которая подвергается наибольшей опасности в процессе социальной ломки. Это связано с такими факторами:
1) почти полная государственная институциональность науки и научного образования, что делает эту сферу не просто зависимой от государственной политики, но, по существу, ее заложником;
2) зависимость львиной доли современных научных исследований и подготовки кадров от социально-экономического заказа, что в условиях резких социальных изменений требует быстрой переориентировки как в формах и содержании научной работы, так и в системе образования. Однако в силу естественной инерционности этих сфер и традиционно скудного финансирования такие изменения затруднены;
3) существенное влияние на ход процессов в науке и образовании общей культурной атмосферы в обществе.
Разумная государственная политика в отношении науки и образования требует бережного отношения к уже достигнутым результатам, заботы о сохранении кадрового состава, своеобразного государственного протекционизма во взаимоотношениях с научной сферой в новых условиях ее существования.