Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция 3 Потребность в достижении Настя У.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
138.75 Кб
Скачать

Лекция 3. Потребность в достижении.

Вопросы.

  1. Теория мотивации Д.МакКлелланда.

  2. Измерение потребности в достижении.

  3. Исследования потребности в достижении.

  4. Формирование потребности в достижении.

1. Теория мотивации д.МакКлелланда.

При изложении теории я постараюсь использовать минимум формальных определений и ограничиться лишь ее общим смыслом. Его можно описать при помощи следующих положений.

  1. Организм обладает определенным исходным уровнем адаптации к различным типам раздражителей, который им воспринимается как «нормальный».

  2. Различные жизненные события, в которых мы оказываемся, провоцируют отклонения от «нормального» уровня адаптации, и приводят к изменениям нашего аффективного состояния. Такие изменения могут быть позитивными или негативными.

  3. Эти изменения в состоянии ассоциируются (связываются) с определенными признаками события, в котором они первоначально возникли. Когда впоследствии возникает событие с такими же или похожими признаками, они начинают провоцировать сходные изменения в нашем аффективном состоянии.

  4. В процессе жизненного опыта мы научаемся классифицировать события вместе с их признаками на основе вызываемых ими аффектов. Эти классификации представляют собой ассоциативные сети, включающие в себя наряду с аффективными состояниями также мысли, оценки и поступки, которые у нас возникали по ходу развития того или иного события.

  5. Такие ассоциативные сети имеют иерархическую организацию и называются мотивами.

Отсюда вытекает определение МакКлелландом мотива: мотивами являются «аффективно тонированные ассоциативные сети, иерархически организованные в данном индивиде по их силе или важности» (McClelland, 1965, p. 322).

На феноменологическом уровне под мотивом понимается своего рода предощущение, которое у нас возникает, когда мы сталкиваемся с какой-то ситуацией. Такое предощущение может иметь позитивную или негативную окраску. Его вызывают определенные признаки, присущие данной ситуации. Хорошей иллюстрацией такого предощущения, в его наиболее «чистом» виде может являться известный феномен «дежа вю» (уже виденное). В этой ситуации мы испытываем некое чувство, но не можем его ни назвать, ни связать с чем-либо известным. Другой иллюстрацией предощущения может служить «непонятная тревога». Здесь мы также вчистую переживаем аффект. Предощущения далеко не всегда просто уловить, поскольку за свою жизнь мы научились воспринимать и описывать мир (как внешний, так и внутренний) в когнитивных терминах, т.е., с использованием слов и понятий. Весело, грустно, горько и пр. – это не предощущения, а лишь понятия, которыми мы научились обозначать различные эмоции. Они не годятся для описания предощущений потому, что отражают целый комплекс разнородных событий и состояний и, по сути, являются когнитивными образованиями, т.е. метками, ярлыками, или понятиями, которыми мы научились пользоваться применительно к определенным ситуациям. Иначе говоря, это уже настолько «переработанные» предощущения, что в них мало что осталось от первоначальных, исходных предощущений. В чистом виде предощущения, наверное, воспринимают лишь маленькие дети, которые еще не научились говорить, т.е., использовать символы.

Я сделал такое отступление, чтобы подчеркнуть то обстоятельство, что мотивы по определению трудноуловимы для нашего насквозь когнитивного сознания. Как только мы поймаем такое предощущение, так сразу, почти автоматически пытаемся его как-то обозначить, назвать. А когда мы его назовем, оно превращается … не скажу в чего. Так вот. Именно такие предощущения и начинают активизировать связанную с ними ассоциативную сеть, состоящую из мыслей, оценок, слов и поступков.

Рассмотрим, как это может происходить, на простом примере. Предположим, я начал бы излагать эту теорию с использованием непонятных терминов. Это сразу привело бы к изменению вашего аффективного состояния. А именно, сначала вы бы старались понять, о чем идет речь, стали переспрашивать меня, но в ответ получили бы еще кучу непонятных терминов, в конце концов, убедились бы в своем бессилии и стали испытывать раздражение на меня или себя. А теперь представьте себя на следующей лекции, на которой я сообщаю, что собираюсь вас познакомить с еще одной новой теорией. На этот раз одних этих моих слов будет достаточно, чтобы вы начали «предвосхищать» все, что за этим последует и заранее переживать неприятные чувства. Но поскольку переживать неприятное никому не нравится, вы бы попытались отвлечься и заняться чем-нибудь другим. Например, переписывать чужие конспекты, читать книгу, мечтать, или переговариваться с соседом. Такие сценарии поведения есть у любого студента. И эти сценарии обычно запускаются «предощущением», т.е. мотивом. Неважно, как назвать этот мотив – «непонятный материал», «скучная лекция», «плохой преподаватель». Важно, что он связан с определенным классом событий (учебные занятия) и вызывается предощущением (скука). Вместе с разного рода мыслями и сценариями поведения эти состояния образуют ассоциативную сеть.

Этот пример позволяет также понять, что такое иерархия ассоциативных сетей. Очевидно, что у каждого человека столько различных сетей, сколько у него в жизни возникало различных предощущений. Одни из них возникали чаще, и потому связанные с ними ассоциативные сети оказываются шире и сильнее, а другие предощущения реже, и связанные с ними ассоциативные сети оказываются значительно более узкими или слабыми. Отсюда становится понятно, что не все наши предощущения, или мотивы, имеют равные шансы развернуться в очередной нашей жизненной ситуации. Чем сильнее наша ассоциативная сеть, тем больше общих признаков она будет иметь с такой ситуацией, и тем выше вероятность, что такие признаки активизируют предощущение, относящееся именно к этой сети. И наоборот. Чем слабее сеть, тем меньше она будет иметь общих признаков с данной ситуацией, и тем меньше шансов на проявление данного мотива. Такое понимание отчасти объясняет, например, почему каждый из нас склонен чаще всего оказываться в типичных для него ситуациях. Например, постоянно тревожиться о чем-то, или, напротив, веселиться. Дело здесь не в ситуациях, или событиях, а в нашем восприятии этих ситуаций. Иначе говоря, в том, какие ассоциативные сети у нас разворачиваются в ответ на те или иные признаки. И тогда получается, что, например, два человека находятся вместе в одной компании. Одному скучно, а другому весело.

Эту теорию мотивации Д. МакКлелланд разработал в 50-х гг. Все последующие его работы были посвящены, по сути, ответу на те же два вопроса, которые являются целью нашего курса, а именно, как измерять и как изменять мотивацию. И начал он свои исследования с попытки разработать процедуру для измерения специфических мотивов. Первым из таких мотивов явилась потребность в достижении. Забегая вперед, скажу, что он также разработал процедуры измерения еще для двух мотивов – потребности во власти и потребности в аффилиации. Однако основной его вклад в теорию мотивации оказался связан именно с потребностью в достижении.