- •Глава 10. Представительство. Доверенность
- •(Статьи 183 - 190)
- •4. Субъектный состав представительства состоит из представляемого, представителя и третьего лица (лиц).
- •8. С учетом распространенности представительства в гражданском обороте, серьезное значение на практике приобретают вопросы отличия представительства от внешне сходных с ним правоотношений.
4. Субъектный состав представительства состоит из представляемого, представителя и третьего лица (лиц).
Представляемым может быть любой субъект гражданского права: гражданин (независимо от возраста и состояния дееспособности) либо юридическое лицо, от имени и в интересах которого представитель совершает сделки и иные юридически значимые действия. При этом юридическое лицо может выступать в качестве представляемого только с момента своего создания в установленном порядке, а таковым в силу предписаний п. 2 ст. 47 ГК является момент государственной регистрации.
Представителем может быть гражданин (либо юридическое лицо), наделенный полномочием совершать сделки и / или иные юридически значимые действия в интересах и от имени представляемого. Поскольку совершение сделок и иных юридически значимых действий предполагает наличие осознанного волеизъявления, представителем может быть, как правило, только гражданин, обладающий полной дееспособностью (см. выше). Из указанного правила имеется несколько исключений. Так, несовершеннолетние граждане, достигшие 16 лет, т.е. возраста трудовой дееспособности (ст. 21, 272 и 273 Трудового кодекса Республики Беларусь), могут быть представителями организации при выполнении соответствующих трудовых обязанностей в силу трудового договора или отношений членства.
Юридическое лицо может быть представителем, если такое право прямо предусмотрено законом или учредительными документами и соответствует целям и характеру деятельности юридического лица.
5. Ограничения на участие отдельных категорий граждан в гражданских правоотношениях в качестве представителей предусмотрены, в частности, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным законодательством. Так, согласно ст. 73 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ГПК) не могут быть представителями в суде лица, не достигшие совершеннолетия, кроме несовершеннолетних родителей - по делам своих детей, лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, судьи, следователи и прокуроры, кроме тех случаев, когда они участвуют в деле в качестве законных представителей недееспособных лиц, либо представителей суда, прокуратуры, либо другого органа расследования. Перечень лиц, которые не могут выступать в качестве представителей в хозяйственном суде, приведенный в ст. 80 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - ХПК), во многом совпадает с перечнем, содержащимся в ст. 73 ГПК. Отличие заключается во включении в этот перечень работников аппарата хозяйственного суда, а также отсылочной нормы к законодательным актам, которыми могут предусматриваться лица, не могущие быть представителями.
В этом плане представляют интерес отдельные нормы самого ГК, устанавливающие ограничения на отношения представительства. Например, в соответствии с п. 3 ст. 35 ГК опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками (к последним согласно п. 8 ст. 1 ГПК относятся родители, дети, усыновители, усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки).
6. В качестве третьего лица, с которым представитель вступает в гражданско-правовые отношения от имени и в интересах представляемого, может выступать любой субъект гражданского права, за исключением отдельных категорий лиц, прямо оговоренных законом. Так, в силу предписаний п. 3 комментируемой статьи представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Он не может также совершать сделки в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев коммерческого представительства. Как уже было отмечено, не могут выступать в качестве третьих лиц по отношению к подопечному (представляемому) супруг опекуна или попечителя и их близкие родственники (п. 3 ст. 35 ГК).
7. Содержание представительства выражается, по большому счету, в совершении представителем юридически значимых действий, непосредственно создающих, изменяющих либо прекращающих гражданские права и обязанности представляемого. Среди этих действий законодатель в части первой п. 1 комментируемой статьи указал только на сделки. Данное обстоятельство отнюдь не означает, что цель представительства может быть ограничена только сделками. Хотя они и имеют наибольшее значение в гражданском обороте, нельзя умалять роль и значение института представительства и при совершении других юридически значимых действий.
В частности, формулировка закона не охватывает случаи, когда в силу представительства представитель совершает от имени и в интересах представляемого не только сделки, но и иные юридические действия. Например, такие действия совершают законные представители подопечных, оказывая им содействие в осуществлении ими своих прав и выполнении обязанностей, а также охраняя подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц (ч. 2 ст. 160 КоБС).
Косвенным подтверждением того, что норма комментируемой статьи, определяющая представительство, охватывает кроме сделок и другие юридические действия, является подход законодателя, закрепленный в части второй ст. 161 КоБС: "разрешение на заключение договоров и совершение других юридических действий, указанных в настоящей статье, дается в письменной форме каждый раз, когда возникает необходимость совершить такое действие".
Тем более сами по себе сделки есть не что иное, как действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 154 ГК).
Безусловно, в целях достижения согласованности норм и обеспечения правовой определенности определение представительства в комментируемой статье следовало бы уточнить.
В то же время законодатель оговаривает случаи, когда представительство в принципе недопустимо. Общее правило содержится в п. 4 комментируемой статьи: не допускается совершение через представителя сделки, которая по своему характеру может быть совершена только лично, а равно других сделок, указанных в законе. Так, в соответствии с п. 3 ст. 1040 ГК завещание должно быть совершено лично; совершение завещания через представителя не допускается.
