Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учеб.пособие Россия в эпоху Екатерины 2.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
131.58 Кб
Скачать

II. Социальная борьба в России. Пугачевщина

Екатерине II не удалось создать общества всеобщего благоденствия. Ее политика «просвещенного абсолютизма» оказалась не способной ликвидировать социальные противоречия. Жизнь непривилигированных слоев общества в результате реформ не улучшилась, а ухудшилась. Следствием такой политики стал протест различных слоев населения. В течение первого десятилетия правления Екатерины II было зарегистрировано до 40 крупных крестьянских выступлений. Волнения охватили окраины государства, где инородцы, особенно башкиры, выступали против насильственного внедрения среди них православия. В 1771 г. Москва была объята «чумным бунтом». Преследование староверов в 1722 г. стало поводом к крупнейшему бунту на Яике.

Как и в смутное время возрождается такая форма протеста как самозванчество. Во многих регионах страны появляется «воскресший» Петр III – имя царя присваивают себе Гаврил Кремнев (Воронежская губерния), армянин Асламбеков, Лев Евдокимов, Петр Чернышев (Слободская Украина), Федот Богомолов (Дон). От последней трети XVIII в. до нашего времени дошли имена 23 самозванцев.

Среди казачества растет слух о скором прибытии на Яик Петра Федоровича. И вскоре «император Петр III», спасшийся от рук убийц, появляется здесь. Им стал Емельян Иванович Пугачев. Это был донской казак, родившийся в 1742 г. в станице Зимовейской, в которой веком раньше родился Степан Тимофеевич Разин, предводитель народного движения 1667-1671 гг.

С детства Пугачев «боронил за отцом землю», в 17 лет стал служилым казаком и участвовал в семилетней войне с Пруссией (1757-1763 гг.). Затем он воюет против Турции, где за храбрость и сметливость получает младший офицерский казачий чин хорунжего, отличившись при взятии Бендеровской крепости (1770 г.). Вскоре Пугачев заболел и вернулся домой – «гнили у него грудь и ноги… без мала год». Будучи больным он пытается добиться отставки, но не получив ее, бежит с Дона, неоднократно арестовывается, бежит из-под стражи. Пугачев становится известным всей округе бунтарем. 22 ноября 1722 г. он появится в Яицком городке, где застает местное казачество в напряженной и тревожной обстановке. Здесь он впервые услышал об арестованном самозванце Ф. Богомолове и здесь же у него возникает план – он провозглашает себя императором Петром III. В январе 1773 г. Пугачев был арестован и заключен в Казани в тюрьму, откуда в мае ему удалось бежать. Вскоре он появился на Яике. Это стало детонатором нового казачьего выступления, Яицкое казачество выступало против «регуляризации» войска, против бюрократизации управления, пыталось отстоять свои права и привилегии. Именно яицкие казаки составили боевое повстанческое ядро. Принципы организации казачьего войска и местного управления легли в основу его военной организации.11

17 сентября 1733 г. с хутора казаков Толкачевых на р. Усихе отряд из 8 казаков во главе с Пугачевым двинулся на Яицкий городок. Так началась пугачевщина – крупнейшая по своим масштабам в XVIII в. крестьянская война. Крестьянские войны являются крупнейшим социальным конфликтом. Они отличаются от других форм протеста народных масс по широте охвата территории, на которой происходит движение, организованности, появлению яркой личности руководителя, формированию воинских подразделений, стремлением участников взять столицу государства и привлечением в свои ряды различных слоев населения государства. Крестьянская война 1773-1775 гг. характеризовались тем, что в ней помимо различных категорий крестьян принимали участие казаки, инородцы, старообрядцы-раскольники, работные люди. В исторической литературе ход событий пугачевского движения принято подразделять на 3 периода: первый – с 17 сентября 1773 г. по 1 апреля 1774 г. (оренбургский период), второй – с апреля 1774 г. по 17 июля 1774 г. (левобережье Волги), третий – с июля 1774 г. по конец 1775 г. (правобережье Волги).

В первый же день войны у восставших появилось воззвение – манифест. Автором его являлся казак Иван Почеталин, кстати следует отметить, что подавляющее большинство, включая Е.И. Пугачева, были безграмотными. Многие документы повстанцев сохранились и по меткому замечанию А.С. Пушкина являются «удивительным образцом народного красноречия». В них Пугачев крестьянам обещал освобождение от помещиков, казаков жаловал «крестом и бородою, рекою и землею, травами и морями, и денежным жалованием, и хлебным провиантом, и свинцом и порохом, и вечною вольностью», работных людей – освобождал от «отягощения в заводской работе», башкирам даровал волю и право жить свободно, «как степные звери». Все эти посулы отвечали чаяниям народных масс и простой люд поддержал Пугачева.

Силы Пугачева росли. 18 сентября его отряд насчитывал уже 200 человек и продолжал увеличиваться. Однако с ходу овладеть Яицким городком, который защищал гарнизон под командованием Симонова, не удалось. Сказалось отсутствие у восставших артиллерии. Потерпев неудачу, Пугачев двинулся вверх по Яику. В течение второй половины сентября – начале октября ему удалось захватить более десятка крепостей и фортпостов, гарнизоны которых как правило, без боя переходили на сторону восставших.

4 октября передовые отряды пугачевцев подошли к Оренбургу и на следующий день начался штурм города. Оренбургский гарнизон насчитывал более 3 тыс. человек, 70 пушек. Пугачевцы имели около 2,5 тыс. человек, 20 пушек. Штурм не удался, Пугачев предложил губернатору генералу Рейнсдорпу сдаться, но он отказался. Началась длительная осада города, которая продолжалась 6 месяцев. С наступлением холодов Пугачев обосновался в слободе Берде. Эту слободу он назвал «Новой Москвой», а Каргалинскую станицу, где находилась его ставка – Петербургом.

В период многомесячной осады Оренбурга началась организация войска в полки, делившиеся по-казацки на сотни и десятки. Крупными подразделениями командовали полковники, более мелкими – есаулы и хорунжии. Полки формировались по национальному и социальному признаку – казачьи, башкирские, крестьянские, горнозаводские. Если воинское подразделение состояло из представителей разных национальностей, то они делились на национальные сотни (русская, татарская, башкирская, марийская и т.д.). Командный состав пугачевского войска, от есаула (сотника) и выше насчитывал до 200 человек. Среди них было 52 казака, 38 крепостных крестьян, 35 заводских рабочих, 62 командира национальных полков и сотен.12 Многие из них стали видными руководителями народного движения: А. Овчинников, А. Соколов (Хлопуша), и Зарубин-Чика, К. Арсланов, С. Юлаев, Ф. Чумаков, И. Белобородов, И. Грязнов и др.

Для координации действий при Пугачеве – «государе-императоре» в ноябре 1773 г. была сформирована «Государственная военная коллегия», которая действовала по август 1774 г. Первоначально она состояла из четырех судей (казаки А. Витошнов, М. Шигаев, Д. Скобочкин, И. Творогов), четырех повытчиков (работные люди И. Герасимов, Г. Степанов, казаки С. Супонев, И. Пустоланов), секретаря (казак М. Горшков) и думского дьяка (казак И. Почиталин). Впоследствии функции Военной коллегии значительна возросли. Она стала не только высшей судебной власти и органом снабжения повстанцев, но и высшей гражданской властью, главным штабом движения. Вокруг нее сплотилась лучшая часть пугачевских полковников и атаманов.

На первых порах удача сопутствовала восставшим. Им удалось справиться с посланным Петербургом карательным отрядом генерал-майора Кара, около Оренбурга был окружен отряд полковника Чернышева, все солдаты которого перешли к Пугачеву. Повстанческое движение распространялось по всему Уралу. С декабря 1773 г. под руководством И. Зарубина-Чики началась осада Уфы, активно на территории Башкирии действовал С. Юлаев. Из района Башкирии движение распространилось в Прикамье, Зауралье, в горнозаводскую зону Южного Урала. Посланный И. Зарубиным-Чикой казак И. Кузнецов поднял работный люд Катав-Ивановского, Саткинского и других заводов, И. Грязнов в начале января 1774 г. вошел на территории Исетской провинции и захватил, правда ненадолго, Челябинск.

Начавшись на Южном Урале, повстанческое движение перекинулось на средний Урал, где образовался обширный район движения под командованием И. Белобородова. Однако на Среднем Урале местным властям удалось создать продуманную систему обороны и центр борьбы с повстанцами. Им стала канцелярия Главного управления заводов в Екатеринбурге. К тому же часть работных людей старых уральских заводов не поддержала Пугачева, выступала против него. Местные жители не позволили пугачевцам взять Полевский, Северский, Сысертский заводы.13

Правительство, осознав опасность пугачевщины, приняло срочные организационные и военные меры по ее предотвращению. Вместо уволенного в отставку генерала Кара, главнокомандующим правительственными войсками был назначен и наделен неограниченными полномочиями, опытный генерал А. Бибикова. За голову Е. Пугачева императрица назначила награду в 10 тыс. руб., к Оренбургу было направлено войско во главе с генералом П. Галицыным. В конце марта 1774 г. пугачевцы потерпели порожение под Татищевой, Чиноковой крепостями, Самарским городком. Восставшие понесли крупные потери. Попали в плен и талантливые сподвижники Пугачева Хлопуша, Чика-Зарубин, Почиталин, Горшков, Подуров. Это заставило предводителя движения снять осаду Оренбурга и с небольшим отрядом в 500 казаков уйти на Урал. Начался второй этап крестьянской войны.

На новом этапе базой восстания стали заводы Южного Урала и Башкирия. С боями повстанцы прошли Магнитную, Троицкую крепости, но по пятам за ним двигались правительственные войска, не давая им закрепиться и передохнуть. Потерпев 21 мая поражение под Троицкой крепостью, пугачевцы вышли к Златоустовскому и Саткинскому заводам. На Южном Урале произошло объединение многочисленных отрядов под командованием И. Белобородова, Н. Овчинникова, А. Перфильева, С. Юлаева. К июлю 1774 г. армия Пугачева возрастает до 20 тыс. человек. Это увеличение численности войск произошло за счет вовлечения в войну крестьянского населения Поволжья. Вершиной военных действий II этапа войны стало стремление повстанцев овладеть Казанью и в случае успеха устремиться на Москву. Однако 15 июля под Казанью пугачевцы были разбиты. С отрядом в 55 человек Пугачев перешел на первый берег Волги. Это явилось сигналом к новому крестьянскому восстанию. Начался третий этап войны.

Крестьянское движение охватило Нижегородскую, Пензинскую, Тамбовскую, Воронежскую земли. В основном это были крепостные крестьяне. Недостатком их выступлений стала разрозненность, отсутствие взаимосвязи между мелкими крестьянскими отрядами, слабая вооруженность и отсутствие военной дисциплины. Понимая слабость крестьянского войска Пугачев решает идти в Нижнее Поволжье, на Дон с целью поднять на борьбу казаков.

Понимая сложность положения, правительство Екатерины II принимает экстренные меры. Срочно был заключен мир с Турцией, войска стали перебрасываться в район крестьянской войны. Из действующей армии вызвали заслуженных боевых генералов. В Поволжье прибыл А.В. Суворов. Новым главнокомандующим войсками, действовавшими против повстанцев, был назначен генерал-аншеф П.И. Панин. К середине лета 1774 г. против Пугачева было брошено до двух десятков полков регулярной армии - сила, по высказыванию Екатерины II, достаточная для того, чтобы привести в трепет любое соседнее с Россией государство. В конце августа 1774 г. повстанческое войско было оттеснено в безлюдные степи Нижнего Поволжья.

25 августа 1774 г. у Солениковой ватаги, близ Черного Яра состоялось последнее в истории крестьянской войны крупное сражение, которое пугачевцами было проиграно: 2 тыс. повстанцев было убито, 6 тыс. взято в плен. С небольшим отрядом (примерно 200 казаков) Пугачев бежал в Заволжские степи, надеясь на юге реанимировать восстание. Но осуществить эту идею не удалось. Небольшая группа богатых яицких казаков (Творогов, Чумаков, Федульев, Бурцев) организовали заговор, схватили Пугачева и выдали его властям.

15 сентября его доставили в Яицкий городок, где начались предварительные допросы, которые в октябре продолжились в Симбирске. Затем Пугачева и его ближайших сподвижников отправили в Москву, где была образована следственная комиссия в составе М.Н. Волконского – московского генерал-губернатора, председатель, М.Н. Потемкина – начальника секретных следственных комиссий, С.И. Шешковского – обер-секретаря тайной экспедиции Сената. Следствием велось в здании Монетного двора.

Завершив следствие, власти приступили к организации судебного процесса. Манифестом Екатерины II от 19 декабря был определен состав по делу Пугачева. Судьями были назначены 14 сенаторов, 11 «персон первых трех классов», 4 члена Синода и 6 президентов коллегий. Вопреки судебной практике в состав судей были включены члены следственной комиссии Волконский и Потемкин. 31 декабря суд вынес решение: «Емельку Пугачева четвертовать, голову воткнуть на кол, части тела разнести по четырем частям города и положить на колеса, а после на тех местах сжечь». К смертной казни были приговорены и пятеро виднейших сподвижников Пугачева – И.Н. Зарубин, М.Г. Шигаев, А.П. Перфильев, Т.И. Подуров, В.И. Торнов.14

10 января 1775 г. на Болотной площади Пугачев был казнен. По секретному повелению императрицы, его четвертовали не обычным способом, а менее жестоким, ему отсекли руки и ноги не до обезглавливания, а после него. Месть победителей была едва ли не более жестокой, чем все кровавые деяния пугачевцев. В Поволжье и на Урале свирепствовали карательные отряды. Тысячи повстанцев – русских, башкир, татар, чувашей – были казнены. Менее виновных били кнутом, клеймили и отправляли на каторжные работы.

Правительство Екатерины II, совершив расправу над главными деятелями восстания, стремилось истребить в народе память о Пугачеве. Манифестом Екатерины II от 17 марта 1775 г. все дела о движении под руководством Пугачева были преданы «вечному забвению и глубокому молчанию». Яицкое войско императрица вначале хотела вообще упразднить, но по просьбе Г.А. Потемкина простила казаков. Но оно было переименовано в Уральское, река Яик стала Уралом, Яицкий городок – Уральском, Верхнеяицкая крепость – Верхнеуральской, был упразднен войсковой круг и выборное управление. У войска отобрали все пушки и запретили их иметь впредь. Примечательно, что этот запрет действовал 140 лет и был отменен Николаем II в годы I мировой войны.