Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Баглай - Конституционное право зарубежных стран...doc
Скачиваний:
17
Добавлен:
13.11.2019
Размер:
4.78 Mб
Скачать

§ 3. Президент и правительство. Форма правления

338

руются конгрессом в нормативные акты, обладающие высшей юридической силой. Президенты латиноамериканских стран час­то используют такую форму осуществления законодательной инициативы, как законопроекты "пор энкарго", т.е. законопро­екты, вносимые отдельными депутатами, но по поручению пре­зидента. Естественно, что такие законопроекты принимаются конгрессом без особых трудностей. Законопроекты "пор энкарго" традиционно составляют от 30 до 50% всех вносимых в конгресс законопроектов. Исключительной прерогативой президента явля­ется внесение законопроектов по вопросам бюджета страны, уч­реждения новых административных должностей, увеличение жалованья правительственным служащим, изменений в органи­зации вооруженных сил и др. Для ускорения прохождения зако­нопроекта президент может объявить его "срочным", что обязы­вает соответствующую палату принять решение по законопро­екту в срок до 30 дней. Кроме права законодательной инициативы президент имеет значительные полномочия по подписанию при­нятых законодательным органом власти актов. Президент мо­жет наложить вето на законопроект, принятый конгрессом и на­правленный ему на подпись. Время, в течение которого прези­денту предоставлено право наложить вето на законопроект, обычно колеблется от 8 до 10 дней. Вето президента может быть преодолено абсолютным большинством членов каждой палаты законодательного органа. Если президент отклоняет законопро­ект по причине его неконституционности, а конгресс настаивает на его принятии, то законопроект направляется в верховный суд, который и дает свое окончательное заключение в течение не более 6 дней.

Полномочия президентов в странах Латинской Америки в об­ласти внешней политики довольно обширны. Они осуществляют общее руководство внешней и внешнеэкономической политикой, ведут международные переговоры и заключают межгосударствен­ные договоры, решают вопросы войны и мира, назначают послов в другие страны и принимают верительные грамоты у аккреди­тованных при них послов, принимают решения об установлении дипломатических отношений, о вступлении в международные организации и т. д. Поскольку кабинет министров — это простой исполнитель воли президента, на практике решение всех ключе­вых вопросов внешней политики страны является прямой пре­рогативой только президента, что предопределяет его господ­ствующее положение во всем внешнеполитическом механизме. В области международных отношений глава государства — прези­дент — провозглашается высшим представителем страны и в этом качестве не нуждается в получении специальных полномочий. Следует отметить одну специфическую особенность некоторых латиноамериканских конституций, которые запрещают президен­ту покидать государственную территорию без специального, официально оформленного разрешения законодательного органа

339 Глава 24. Конституционное право стран Латинской Америки

§ 4. Законодательные органы

Место законодательных органов в системе органов власти

Конституции большинства латиноамериканских стран, как старые, так и новейшие, определяют и закрепляют в правовой форме важную роль законодательных органов власти, предпола­гая, что путем принятия законодательства они должны опреде­лять политику государства, являться центром всей системы госу­дарственных органов; декларируют те начала, на которых долж­ны быть построены государственные органы. Но конституционный и фактический статус законодательных ассамблей в странах Ла­тинской Америки до недавнего времени настолько расходился, что реальное представление об их действительной роли мог дать лишь анализ всех основных факторов, воздействующих на зако­нодательные органы власти.

В период существования диктаторских режимов законодатель­ный орган иногда сохранялся, но ему отводилась особая роль в политической системе. Например, за время правления диктатора X. Гомеса в Венесуэле быгло принято семь конституций (1909, 1914, 1922, 1925, 1928, 1929 и 1931 гг.). Все они отводили своеобразное место конгрессу, который должен был олицетворять некоторые атрибуты "представительной демократии". Формально конгресс быгл наделен полномочиями утверждать все эти многочисленные кон­ституции, принимать другие законы и избирать президента. Но фактически конгрессу отводилась роль канцелярии, которая лишь штамповала решения, навязываемые диктатором и угодные толь­ко ему.

В целом нет сомнения в том, что роль законодательных орга­нов стран Латинской Америки в системе государственных органов традиционно относительно слабая по сравнению с той, что игра­ли и пока еще продолжают играть в этой системе президент и правительство. Объясняется это различными факторами обществен­но-политической жизни латиноамериканских стран — социально-экономического, политического и исторического характера. Опре­деленным образом сказалось здесь и отсутствие в колониальный период их истории самостоятельных законодательных органов, длительное господство диктаторских режимов, незначительное развитие парламентских традиций и т. п.

Выдвигаемая зарубежными исследователями в качестве ос­новной теория о верховенстве парламента в странах Латинской Америки на практике не подтверждалась, что вынуждены были

власти, когда выезд президента за границу без официальной сан­кции конгресса рассматривается как халатное оставление им сво­его высокого государственного поста.