Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
сибирские летописи.rtf
Скачиваний:
6
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
1.63 Mб
Скачать

Глава 33.

О приходе остяков под крепость и об их кумире

А через несколько дней подошли многие остяки, и осадили крепость, и начали подступать к крепости со всех сторон. А люди из городка сопротивлялись наступающим, стреляя. И когда уже день прошел и тьма упала, то нечестивые от крепости отступили, но утром'

165

снова подошли к крепости и осадили (ее). А принесли

- с собой идола своего, которому поклонялись и которому

жертвы многочисленные приносили, да поставили его

около крепости под одним деревом, и начали кланяться

г.ему, ожидая от него для себя помощи, чтобы христиан

• победить и предать их мечу. И этот идол у тех безбож ников особо чтимый и прославленный, а приносят ему

* многочисленные дары из дальних городков и улусов..

" И вот те безбожники каждый день совершали жертвоприношения и молились ему. Казаки как-то раз выстрелили из пушки и дерево то, под которым стоял ба-

>су.рманский идол, раздробили на мелкие куски, а кумира их сокрушили.

И, увидев это, нечестивые агаряне испугались. Не имея никакого понятия о тяжелом огнестрельном орудии, они думали, что кто-то могучий из мощного лука выстрелил. А некоторые из них говорили друг другу: «Сильны русские воины в стрельбе, ведь такое огром-_;■ ное дерево раздробили и бога нашего сокрушили». И вскоре те нечестивые отошли от городка прочь и больше к нему уже не приходили.

Глава 34.

О третьем приходе государевых воевод —

Данилы Чулкова с русским отрядом —

из Москвы в Сибирь

По прошествии какого-то времени благочестивый государь царь и великий князь всея России Федор Иоаннович послал из Москвы своих государевых йое-вод — Данилу Чулкова с большим отрядом и с тяжелым огнестрельным орудием. Когда услышали об их приходе в Сибирь басурманские народы, то татары, испугавшись этого, убежали из города Тобольска в те места, где раньше жили по своим улусам, город же Тобольск покинули.

Воевода же Данила Чулков подошел к городу и подумал, что нечестивые в городе спрятались и желают им причинить большое зло. И, придя к воротам, отворив их и оглядевшись, вошли в город, радуясь и славя святую Троицу. И стали, в городе Тобольске жить и радоваться.

А через какое-то время возвратился- и тот воевода Иван Мансуров с атаманом Матвеем Мещеряком вмес-

167

те с воинским отрядом и казаками. И начали оба вое-• воды, и атаманы, и казаки в городе жить, и атамана ■ Ермака с его благочестивыми соратниками, которые с --ним погибли в Сибирской земле, а страну ту освободили и цар-я Кучума победили, и жестоких варваров усмирили, стали поминать, как и прочих православных христиан, пострадавших за веру.

Глава 35.

О приходе князя Сейдяка Бекбулатова сына

с большим войском для захвата обманом

города Тобольска

Прошло немного времени, и-дьявол, ненавидящий добра враг, посеял в душу ненавистных Богу нечестивых басурман такой коварный замысел. Князь Сейдяк Бекбулатов сын да остяцкий князь, а с ними огромное войско татар, остяков и вогулов, собравшись вместе, замыслили обман и пришли большой силой к городу Тобольску, желая его захватить, а людей в нем перебить, говоря так: «Да не будут на нашей земле поселяться русские люди».

А государевым воеводам сказали, что они, вероломные, пришли для заключения сделки, так как хотят с ними торговать. Но это те кровожадные звери говорили, обманывая. И оставив войско в укрытии, торговали с русскими людьми за городом целый день.

И вложил Бог русским воеводам такую мысль: да устроят пир и тех басурманских князей да пригласят к обеду, якобы о мире и помощи договариваться. Как задумали, так и сделали, и пригласили их.

Князья же те долго раздумывали и сказали ■ один другому так: «Русские люди подчиняются закону правой веры, и нам они не причинят никакого вреда, позвав нас к себе на обед». И, посоветовавшись, пошли в город со многими и вооруженными людьми.

Воеводы же приказали их в город пропустить с небольшим отрядом, да и тех без оружия, а оружие приказали им положить вне города, говоря так: «Ведь мы вас не на бой вызываем, но на чествование и отдых, да на разговор о мирном договоре». Князья же поверили им и пошли так (без оружия).

И пришли в дом к воеводе Даниле Чулкову, сели за столы по обычаю и начали есть, и пить, и веселиться.

169

И всякие предложения о мирном договоре друг другу сделали, чтобы им между собой мирно жить и не воевать друг с другом. И после еды встали из-за стола, благодаря Бога, напитавшего их.

Потом сказали воеводы князьям так: «У нас в Московском государстве имеется обычай: к концу обеда, когда встают из-за стола, поднимается заздравная чаша прежде всего за долголетие государя царя и великого князя всея России Федора Ивановича, потом за князей и за бояр и за остальных, кто за чье здоровье захочет выпить, за то и пьют. Вот так и мы .сейчас сделаем по названному выше обычаю, а потом и вы, за кого только захотите».

И взял Данила Чулков чашу с питием и подняв (ее), сказал так: «Князь Сейдяк <...> Бекбулатов сын и остальные, которые с вами! Если вы в сердце своем никакого зла не держите на государя царя и великого князя всея России Федора Ивановича, и на весь его царский совет, на князей, и бояр, и на .атаманов, и казаков, и на всех православных христиан, и государю царю не (думаете) изменить, а его государевым боярам никакого вреда не (мыслите) причинить, то старший эту заздравную чашу пусть выпьет!» Но князь Сейдяк велел прежде выпить самому воеводе Даниле Чул-кову, говоря так: «Эта чаша за твоего государя, тебе и подобает первому пить». Данила же выпил чашу за здоровье царя,- возблагодарил Бога.

После этого Данила взял вторую чашу и дал ее испить князю Сейдяку, проговорив то же самое. Князь Сейдяк принял чашу и начал пить, и запершило у него в горле. Также и Едигер, начав пить, поперхнулся, подобно (ему.) и Бекбулат — то Бог обличал их злое намерение, что скрывали в сердце своем.

Воевода же Иван Мансуров подал казакам знак рукой, те и начали их людей хватать. А сами князья, бегая по горнице вдоль стола туда и сюда, хотели в окна выбраться, но не удалось, и силой все трое пойманы были.

Атаман же Матвей Мещеряк вышел за город со своей дружиной и со всем войском и начал татар преследовать. И одних убили, а других живыми захватили, все остальные бросились бежать и в лагерь свой прибежали. Русские же воины до их лагеря гнались за ними, нанося удары. Те же, бросив лагерь свой, все имущество оставили в лагере, а сами насилу ускакали.

171

Но в том бою великий атаман Матвей Мещеряк был убит, а прочие казаки все возвратились в город То больск и стали жить и радоваться вместе со всеми на ходящимися здесь людьми. ч

С этого времени Сибирская земля распространилась, и все нечестивые басурмане пребывали в страхе великом, и все татары и другие народы, ближние и дальние, вотяки, остяки и вогулы не смели на город Тобольск совершать набеги — ведь жили в них страх и трепет великий.