Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая2_Журилова.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
94.93 Кб
Скачать

2.2 Выявление жанров журналистики в рубрике «Репортаж»

Повседневная жизнь состоит не только из катастроф и ярких событий, ее герои – те, кто спасает людей, совершает подвиги и стоит будущее. Причем последнее занятие гораздо более тихое, незаметное, нежели совершение революций. Журнал «Русский Репортер» следит за жизнью по всей России. И информирует читателей. «Русский Репортер» – одно из немногих российских изданий, где фотография и текст выступают на равных, и журнал гордится и авторами, которые пишут для него, и теми, кто снимает.

В номере «Русского Репортера» №45(173) от 18-25 ноября 2010г. рубрика «Репортаж» посвящена заслуженному архитектору России – Зое Харитоновой. Проанализировав текст, можно выявить следующие публицистические жанры журналистики:

  1. Портретный очерк

«Она в общем-то ничем не примечательна. Ну нет у нее ярко выраженных черт, которые хорошо ложились бы в репортаж. Разве что припомнить все ассоциации, связанные со словами «московская интеллигенция»: тонкий вкус, правильная речь, мягкий юмор. Плюс многолетняя привычка идти на компромиссы с властью, стараясь не прогибаться по нее, легкий снобизм, выражающийся в какой-то снисходительной забывчивости: «Как его зовут? То ли Сидоров, то ли Морозов – ну, наш миллиардер, в которого еще влюблена Наоми Кэмпбелл…» И легкая, неагрессивная ксенофобия: «Киргизская няня не может научить ребенка русским интонациям»23

  1. Интервью очеркового типа18

«- Вы в Ла-Дефансе парижском были? А на Манхэттене?

- На Манхэттене была. Но там весь город такой.

- Вот именно, что такой город. В Нью-Йорке были очень строгие ограничения на вертикальные габариты и расстояния между высотками. И при этом они обязательно должны были сужаться кверху, чтобы солнце не отнимать. А эти – расширяются. Видели в Нью-Йорке небоскреб Дональда Трампа? Любой человек входит туда с узкой улицы и оказывается в городском пространстве – водопад на несколько этажей, все облицовано роскошными итальянским мрамором, пальмы высоченные растут. Каждый небоскреб обязан отдать свои несколько этажей под городскую жизнь. Здесь я не вижу такой щедрости»23.

3) Публицистический репортаж19

«Мы идем по старому Арбату, окруженные со всех сторон диким постмодернизмом: матрешки, кришнаиты, ресторан «Синий троллейбус», из которого гремит попса. На подножке «Троллейбуса», прямо под вывеской с ценами на антрекот и жюльен, сидят живые Ленин и Брежнев. «Выберете себе украшение прямо сейчас…» - доносится с другой стороны улицы. Я начинаю понимать, что звук города – тоже особая среда, не менее важная, чем его архитектура. И, кажется, уже чувствую гигантскую силу всех этих мелочей, которые в итоге и делают жизнь в мегаполисе комфортной или невыносимой»23.

«Репортаж» выпуска №10(188) от 17-24 марта 2011г. рассказывает о явлении мультикультурализма в городке Лестер в ста километрах к северу от Лондона. Жанры, использованные при подготовке материала:

  1. Публицистический репортаж20

«Мэр города встречает меня в торжественной мантии и массивной золотой цепи с медальонами, выкованной в позапрошлом веке. Он похож на персонажей Льюиса Кэролла – кажется, что сейчас превратится в игральную карту или в шахматную фигуру. Я не знала, что буду общаться с мэром, звонила ему как обычному депутату, которым он является по совместительству. Мистер Холл показывает мне здание городского совета - портреты лордов 19 века, зал суда, из которого лестница уводит прямо в казематы. Зал заседаний, где слева сидят лейбористы, справа – консерваторы, портрет королевы. Все как в Лондоне, только в миниатюре - даже башня с часами на центральном перекрестке воспринимается как младший брат Биг Бена».24

  1. Публицистическое интервью

«- А часто у вас бывают преступления на национальной почве?

- О да, случаются. Например, несколько месяцев назад африканец с карибских островов обозвал таксиста «паки», здесь это страшное оскорбление. Это типичный пример hate crime. Таксист сразу это сообразил и повез пассажира в полицию. К счастью, это городское такси, в котором установлена видеокамера. Теперь ему грозит огромный штраф или полгода тюрьмы»24.

3) Ретроспекция21

«Но самый существенный вклад в лестерское экономическое чудо внесли иммигранты из Кении, Уганды и Танзании. Это очень интересная категория выходцев с индийского субконтинента, в основном из индийского племени гуджарати. Из их истории становится понятно, что британский мультикультурализм – это прямое следствие колониальной политики империи. Когда англичане колонизировали Африку, население Индии, которая уже давно входила в состав Британской империи, массово рвануло туда зарабатывать деньги – англичане считали, что с работой на железной дороге и в других колониальных госучреждениях индусы справляются лучше, чем коренные черные племена»24.

4) Информационная заметка

«В 2009 году мусульманскому сообществу удалось внести одну поправку в действующее законодательство Великобритании. Эта поправка казалась ипотеки: покупая дом в кредит, мусульмане обычно просят банк купить этот дом, а потом перепродать им за фиксированную сумму, чтобы формально не платить проценты. Получалось, что вместо одного акта купли-продажи совершалось два – и оба раза нужно было платить налоги. Мусульмане добились того, чтобы в таких случаях второй раз налоги не взимались»24.

5) Портретный очерк

«Обедать приходят не только сикхи – молодой англичанин тоже присоединился к трапезе. Он военный в отставке и, судя по всему, наркоман. Говорит, что «этой стране скоро придет конец». Ко мне подходит представительный молодой сикх в костюме и дорогих часах. Без бороды и стриженный, так что сикхом его можно назвать только условно»24.22

«Смуглые мальчики с умными гаррипоттеровскими лицами выстроились на молитву. Имам называет их по именам, они отвечают «Yes, sir». Подростковые куртки накинуты поверх белоснежных одеяний до пят - в Лестере так одеваются консервативные мусульмане из Азии»24.

Выпуск №50(228) от 22-29 декабря 2011г. Тема рубрики «Репортаж» - 24 часа из единственной жизни обычного районного хирурга. Выявленные жанры:

  1. Публицистический репортаж23

«Владимир Станиславович, не выпуская из правой руки хирургический зажим, неторопливыми круговыми движениями разминает затекшее плечо. На лбу его ассистента, молодого хирурга Сергея, крупные капли пота. Их стирает куском марли, зажатой пинцетом, опытная медсестра Анна. За приоткрытыми окнами жара, лето, райцентр Киров Калужской области. Под наркозом немолодой пациент без определенного места жительства, угоревший по пьяни. Владимир Станиславович начинает негромко насвистывать через респираторную маску: «И разве мой талант и мой душевный жар не заслужили скромный гонорар?..» Это вторая, более чем трехчасовая, операция за день»25.

  1. Портретный очерк24

«Владимир Станиславович Маньков — хирург с 25-летним стажем, завотделения и онколог на полставки. Невысокого роста, худощавый, сутулый. Жилистые волосатые руки из-под закатанных рукавов рубашки; бритый острый подбородок, усы щеткой; большие внимательные усталые глаза»25.

  1. Интервью очеркового типа25

«— Вы говорили, на завтра две серьезные операции запланированы. Как же вы будете после бессонной-то ночи?

— Я могу оперировать когда угодно и в каком угодно состоянии. — Маньков не отрывается от пасьянса. — Хоть вверх ногами. За 25 лет все доведено до автоматизма, как у обезьяны. Взять хоть последний Новый год. Вечер 31 декабря, я дома с семьей, стол давно накрыт, уже порядком выпил. И тут звонок из больницы: двое, у одного огнестрельное, сердце задето, у другого ножевое; «скорая» уже сигналит под окнами. К трем ночи еще двоих привезли — ножевые: опять в сердце и поражение печени. Потом и еще двоих. В общем, закончили мы в полседьмого утра. Сели с мужиками в ординаторской, отметили. Потом к палаткам пошли, пива выпили. И по домам. А дежурный хирург обратно на работу»25.

«Репортаж» выпуска №8(237) от 1-8 марта 2012г. посвящен трудолюбивым жителям Усть-Каменогорска. Этот репортаж включает в себя следующие жанры:

  1. Путевой очерк

«Беловодье — это русский Новый свет, земля обетованная, град Китеж наяву. Там нет ни жадных бояр, ни хитрых приказчиков, там текут молочные реки в кисельных берегах, земля черна как бархат, а рыбы столько, что кони боятся ступить в реку. Лежит эта земля далеко, у отрогов Алтайских гор, вдоль реки Бухтармы, но кто дойдет и будет честно работать, найдет и свободу, и счастье, и справедливость. Такие «путеводители» начали гулять по русским старообрядческим деревням с середины XVII века. Кержаки, убегавшие от новой веры, первыми дошли до кисельных берегов, перекрестились истинным двоеперстием и начали пахать. Сегодня здесь уже нет ни России, ни древлего благочестия — осталась лишь неубиваемая трудовая этика, которая все никак не дождется своего исследователя»26.

  1. Интервью очеркового типа26

«— Знаете, чего мы больше всего боимся? Что сюда придут казахи. Нам с русскими хорошо. Русские умеют работать, у них справедливость есть. Без русских мы пропадем…

Я ловлю себя на том, что краснею. Не напутала ли с национальным вопросом пожилая казашка? Русские, русские… Русские, которые умеют работать и несут закон и справедливость. О ком это? Но казашка ничего не путает.

— Здесь соблюдают закон. Здесь все по справедливости. Здесь уважают, если кто работает. Это же русские, — пожимает плечами красивая дородная Фатима, владелица придорожного кафе и серьезного картофелеводческого хозяйства»26.

Репортаж о православных японцах входит в выпуск №12(241) от 29 марта – 5 апреля 2012г. Соответственно, выявленные жанры:

  1. Путевой очерк

«Хоккайдо — это такая маленькая японская Сибирь. Здесь самая низкая плотность населения на квадрат земли и самое высокое содержание снега на куб воздуха. Здесь по рельсам бегают допотопные ночные поезда, таких даже в России не встретишь. А люди на Хоккайдо настолько суровы, что вообще не убирают снег с тротуаров и давно между собой условились, что разворот через две сплошные — не нарушение, что бы там ни написали в ПДД зануды с острова Хонсю»2727.

  1. Интервью очеркового типа

«— Но у христианства в тогдашнем японском обществе была отвратительная репутация, — продолжает Саплин. — Первые проповедники появились в Японии еще в XVI веке, это были португальские католики. Поначалу они добились больших успехов, но потом полезли в политику, стали плести интриги. В результате португальцы были жестоко изгнаны, страна закрылась от внешнего мира на три столетия, а слово «христианин» в японском языке надолго стало синонимом слов «злодей», «грабитель», «колдун». Николаю Японскому удалось невозможное: уже через пятнадцать лет его тихой проповеди он стал одним из самых уважаемых в Японии людей»27.28

  1. Портретный очерк

««Интересный дедок» — так охарактеризовал местного священника, отца Василия (Тагучи) Тимур Новоселов, человек-легенда, рассказать которую не хватит этого репортажа. В Восточно-Японской епархии все о нем слышали, но мало кто его видел. В 90-е Тимур жил на Сахалине и прошел суровую школу рыбного бизнеса. Теперь он занимается поставками в Россию яхт и снегоходов, живет в Саппоро, там мы с ним и встретились. Тимур очень большой, очень хмурый, очень добрый и очень сильный. Руки у него, как у ангела крылья, никогда не касаются туловища. И еще это человек, который может решить абсолютно любую проблему.

Сразу после прошлогоднего землетрясения, когда продукты выдавали чуть ли не по карточкам, он каким-то чудом закупил целый автобус гуманитарного груза и, преодолев все кордоны, проехал по пострадавшему побережью, просто раздавая продукты направо и налево. С тех пор для всего японского духовенства Тимур стал живым символом настоящего русского, большого и теплого»27.

  1. Публицистический репортаж

«— Граждане, подходим сюда, подходим сюда! — даже без перевода мне понятно, что вещает японская бабушка за столиком у входа в православный храм. Японцы всюду любят приходить заранее, поэтому за час до службы у входа толпится народ: женщины с портретами погибших и мужчины с православными крестиками на лацканах — точно так же в Японии носят свою корпоративную символику пожизненные служащие крупных компаний.

К бабушкиному столику подходят люди и пишут маркером на чем-то белом какие-то иероглифы. Что-то белое — это вовсе не бумага для поминальных записок, а небольшие целлофановые пакеты. А иероглифы — не имена поминаемых, а собственные фамилии. В пакеты прихожане кладут свою обувь и складывают ее перед входом, а подписывают, чтобы потом не перепутать, где чья. В храм здесь положено входить разутыми»27.

Проанализировав рубрику «Репортаж» в нескольких выпусках журнала «Русский Репортер», мы выявили следующие жанры журналистики: публицистический репортаж, интервью очеркового типа, портретный очерк, путевой очерк, информационная заметка, ретроспекция. Из этих жанров в наибольшей степени преобладают публицистический репортаж, портретный очерк и интервью очеркового типа. 29