Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СПОСОБЫ РАБОТЫ С ИСТОРИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ В ДИЗА...doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
115.79 Кб
Скачать

4. Собственно стилизация. Постижение духа стиля и творческая работа с ним

Стилизацией можно назвать работу, отталкивающуюся от «духа» того или иного исторического стиля. Такой прием существовал не всегда. Модерну, например, свойственен историзм особого рода, воссоздающий не столько реалии, сколько интонации, эмоциональный настрой предшественников. При этом всякий стиль воспринимается как органичный и созвучный на том простом основании, что он создан людьми. Стилизация предполагает максимальную открытость автора навстречу историческому материалу. При этом и исходный стиль, и сам модерн всегда остаются отчетливо узнаваемыми.

Понятно, что такой подход не требует буквальной точности воспроизведения формальных черт. Например, реклама флакона духов «Органза» от Живанши с очевидностью, но весьма мягко отсылает к античности. Завиток ионической капители закручивается в другую сторону, к тому же асимметрично. Складки-каннелюры лишаются ритмической упорядоченности, подчиняясь изгибам флакона - тела-колонны. Белое платье девушки лишь по видимости напоминает драпирующиеся хитоны, облегая и струясь. Тем не менее, вряд ли у «знающего» глаза возникнут другие ассоциации, нежели с античностью. Сама идея уподобления тела сосуду, сосуда - архитектурной детали возникает в греческой классике, объявившей пропорции человеческого тела высшим эстетическим критерием. Цвет платья и его пластичность невольно возвращают к идее одежды как «эха тела». Золото верхней части флакона напоминает об обычае греческих женщин посыпать волосы и лицо золотистым порошком или о любви к обильным золотым украшениям, в пристрастии к которым их постоянно упрекают мужчины. Ориентальный тон самих духов совпадает с пронизанностью греческой культуры восточными заимствованиями. «Олимпийское спокойствие» выражения лица, умеренность решения в целом тоже свидетельствуют в пользу отсылки к классике (53).

Вместе с тем в этом решении нет ни одной детали, буквально воссоздающей античность: «колонна» и ее «капитель» не по-гречески асимметричны, «хитон» шелково струится, а не драпируется, как подобает рыхлому льняному полотну, а главное - сама девушка ничуть не похожа на «классическую» гречанку, она вполне современна.

Ища истоки следований и отклонений, мы придем к ответу, лишь если будем учитывать ее - героиню и смысловой центр пространства. Греческая культура - культура мужчин, своеобразие женской красоты получило признание, даже у скульпторов, довольно поздно, с работ Праксителя. Прежде идеал человека строился по мужским пропорциям, а лица отличались только прическами. В современном решении перед нами предстает женщина, чьи женские привлекательность и красота бесспорны, почти самодостаточны. Мужское начало апполлонически ясно, разумно, целесообразно, его проявления математически логичны и симметричны. Женское - стихийно и алогично. Все «отклонения» от классического античного образца в современном решении объясняются этой разницей. Она в свою очередь показательна и закономерна. Поставить женщину в центр космоса и создать космос, живущий по «женским» законам, фантазия дизайнера могла бы только в XX веке. Еще столетием раньше миром руководят исключительно мужчины. Современная картина мира и античные принципы организации материала сплетаются воедино в стилевом решении, позволяющем женщине по-новому оценить себя. «Дух» античного классического стиля переносится в иную реальность, но не ради новизны формообразования как такового. Центром становится человек - носитель стилевых черт.

Поле стилизационного поиска тем уже, чем культура больше тяготеет к традиции, чем труднее «впускает» она в себя новое. Например, стиль костюмов королевы - матери в Великобритании остается практически неизменным примерно с 1935 года, поскольку она является олицетворением британского консерватизма и традиционализма. Набор цветов и форм настолько постоянен, что вряд ли кому-либо придет в голову разнообразить его обращением к чужому историческому материалу.

Стилизация возможна при формировании качественно нового типа творческого сознания, ориентированного на диалог с историей, а не на пользование ею. Среди характеристик диалогического мышления М.М. Бахтин назвал в свое время умение поставить себя в равное положение с другим субъектом, свободу, открытость и ответственность. Эти качества как нельзя лучше обеспечивают углубленное изучение и преемственное развитие того или иного исторического стиля. Работа над формой, не утрачивая вдохновенности и возможности интуитивных находок, превращается в целенаправленную работу, строящуюся по четким законам.

Стилизация существенно расширяет палитру форм и других выразительных средств дизайна, соединяя в себе основательное знание исторического материала с представлением о системе ценностей, мировоззрении, образе жизни, вкусах предшественников, осмысление их оригинальных и собственных, авторских, творческих приемов, умение вырабатывать новое. В стилизации органично соединяются новаторство и традиция, желание историзма и стремление к актуальности, чувственная и рациональная сторона дизайнерского процесса. Трудности безусловны, успехи бесспорны, поскольку диалогическое соотношение с иным стилем образует основу подлинно эстетической формообразующей деятельности, каковой является дизайн.