Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СПОСОБЫ РАБОТЫ С ИСТОРИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ В ДИЗА...doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
115.79 Кб
Скачать

3. Работа с двумя и более историческими стилями

Все вышеизложенное применимо и к работе с несколькими стилями, которая ставит вопрос о критериях их отбора, сочетаемости друг с другом.

Эклектика

Периоды отсутствия доминирующего стиля в культуре приводят к желанию ретроспекции, перебору уже существующего, использованию форм разновременных источников. Один из вариантов смешения называют обычно эклектикой. Сравнительно недавно это слово произносилось с негативным оттенком, неся привкус ненастоящести, неподлинности. На деле эклектика может быть распространена (архитектура города Екатеринбурга тому подтверждение) и по-своему великолепна (моды и интерьеры 60-70 гг. XIX в.). Характерной чертой эклектического мышления является признание равенства, равнозначности всех форм и стилей, свободное обращение с материалом. Процесс освоения исторического наследия эклектическим мышлением достаточно прост и поверхностен. Во внимание принимаются формальные стилевые элементы, в гораздо меньшей степени - «дух». В этой связи Ю. Герчук отмечает роль орнамента в условиях многообразия и усложненности форм, «Мотивы узора легко было заимствовать из античности или Ренессанса, у готики или у древнерусской архитектуры. Но ритмы его все равно отвечали мироощущению и вкусу тех людей, которые с восхищением набрасывались на богатства ушедших культур. Узоры становились сплошными и мелкими... Обилие узоров, не слишком сочетающееся с конструкцией и формой вещей, подменяло декоративный темперамент «настоящего» средневековья или барокко» (51). Как видно, эклектика строится на том же диалектическом единстве индивидуального (в данном случае - современного) и общего, о котором уже говорилось. И, например, в костюме, эклектизм нарастает во времена повышенного внимания к индивидуальности - поздняя Римская империя, эпоха Возрождения, мода романтизма, 70-е гг. XX века дают тому подтверждение.

Эклектика будоражит фантазию, волнует алогизмом, создает прихотливые сочетания, заполняет пространство. Она может носить индивидуализированный характер, отражая вкусы своего владельца. Слабость эклектики заключается в механическом смешении формальных элементов различных стилей. Механицизм сам по себе уже есть нечто противоположное органичности, стиля, он разрушает стиль. Отсутствие внутреннего смыслового стержня может привести и к приятным, и к смешным решениям, а главное - к безвкусице, поскольку смешивающему мышлению трудно остановиться. Критериев отбора эклектика не задает. Она радует глаз, но быстро устаревает, когда над ней начинают задумываться. Избежать доли «программности» тоже не удается: любые ассоциации трактуют выбор материала как защиту или отрицание определенной культурно- исторической модели. Это и хорошо - в современных условиях широкого и по большей части поверхностно-бездумного потребления. Шанс реальной актуализации какого-либо культурного стиля, а через него - целого пласта культуры остается.

Стилевой синтез

При сохранении формального подхода к двум и более стилям возможны решения, преодолевающие механистичность эклектики. Они связаны с критическим отбором стилевого материала. Основанием может выступать внешнее сходство мотивов, форм, носителей стилевых черт. Показателем успеха служит неразличимость «граней» между ними: при сохранении их узнаваемой особости - достижение формального единства. Интерьер по рекомендациям упомянутых «Новых комнатных декораций» эклектичен, интерьер из романа Моэма синтетичен, будучи «скрепленным» вкусом и образом жизни хозяев. Платье Скарлетт-Вивьен Ли - образец эклектической дурной бесконечности. Скарлетт пытается приладить к нему кисти, но это могли бы быть и шнуры, и кружевные вставки, и банты, и розетки. Трикотажное платье Кензо, фиолетовое, с дробным узором, глухим воротом-стойкой, дополнить ничем не хочется. Восток и Запад сплелись в нём настолько, что лишь присутствие человека поставит последний акцент. Ярко-клетчатый костюм от Вивьен Вествуд (52), скроенный по косой и смело смешивающий три версии шотландской клетки, дополненный еще и беретом с длинным фазаньим пером, продемонстрирует синтез традиций английской культуры и приемов кроя Эльзы Скьепарелли, знаменитой своим сотрудничеством с сюрреалистами и Кокто, своими удивительными шляпками, принимавшими любую форму, пусть даже бараньей ноги, а главное - непревзойденным умением и стремлением со вкусом шокировать публику. Свободолюбие шотландцев и тема свободы женщины, эмансипированной, но вернувшейся к женственности, сливаются в единстве неожиданных форм. Вествуд идет по стопам предшественницы, но - по английской стезе.

Синтез приводит к достижению завершенного, качественно нового стилевого образования, строясь по законам диалога культур, в котором голоса не используются, а проговаривают себя, не теряя своеобразия и вместе с тем позволяя увидеть нечто общее, новое, неожиданное во взаимодействии форм. При всей креативности и глубине постижения исходного материала синтез имеет целью себя самое, а человек выступает как бы посредником между ними. Когда этой целью становится личность человека-создателя или носителя стиля, можно говорить о стилизации.