Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОПзс 10-2011.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
258.05 Кб
Скачать

51

Обязательственное право зарубежных стран

Обязательственное право – важнейший раздел гражданского права, поскольку именно в обязательствах отношения имущественного оборота приобретают свою основную правовую форму. Важнейшим основанием возникновения обязательств выступает договор. Исторически возникшие различия в концепциях договора, сложившихся в странах common law и странах континентальной системы права, подвергаются ныне действию динамичных унификационных процессов, наиболее заметные результаты которых достигнуты в рамках европейской интеграции. Большой интерес вызывает движение стран Европейского Союза в направлении к созданию единой европейской системы договорного права. Сохраняют свое значение подходы, развиваемые в системе общего права, особенно те, которые обнаруживаются нормотворчеством и судебной практикой США.

Появляются новые моменты и в регламентации обязательственных отношений, возникающих из внедоговорных оснований.

Заключительный раздел настоящего тома посвящен общей характеристике таких правоотношений в промышленно развитых зарубежных странах.

I. Обязательства из договоров

§ 1. Создание единообразной европейской системы договорного права

То обстоятельство, что в странах Европейского Союза национальные системы договорного права обладают заметными различиями, не препятствует утверждению тенденции к созданию единообразной европейской системы договорного права. Наиболее ярким результатом, отражающим эту тенденцию, выступают Принципы, разработанные Комиссией по европейскому договорному праву.

Закрепляемые ими положения, относящиеся к порядку заключения договоров, последствиям их нарушения и средствам правовой защиты, в значительной части совместимы с теми, которые для аналогичных случаев содержатся в Венской конвенции 1980г. о договорах международной купли-продажи товаров.

Работая над проектом Принципов, его составители, используя методы сравнительного права, стремились учитывать те положения национальных систем частного права, которые заслуживали воплощения в праве ЕС. Примером такого подхода Ole Lando считает положения Принципов, касающися полномочий агентов, - они были сформулированы на базе германской концепции Vollmacht1.

К числу основополагающих идей, положенных в основу Принципов, разработчики относят следующие.

1. Обещание, выраженное участником договорного отношения, обладает связывающей силой. Такой взгляд на обещание вытекает из общего начала договорного права, предполагающего обязательность соглашения для заключивших его сторон, - pacta sunt servanda. Оно означает, что стороне договора должна быть обеспечена возможность полагаться на исполнение контрагентом принятых на себя обязанностей. Это начало договорного права поддерживается всеми национальными правопорядками в ЕС, и отражено в ст. 1-102 Принципов, закрепляющей свободу договора, а также в ст. 6-111, обязывающей сторону договора к исполнению своих обязанностей даже в том случае, когда такое исполнение становится более обременительным для нее, чем предполагалось в момент заключения.

2. Другое важное положение Принципов, демонстрирующее обязывающее значение обещания, касается намерения участников юридически связать себя договором. Правопорядки всех стран-участниц ЕС сходятся в том, что без такого намерения соглашение не превращается в настоящий договор. Более того, такое соглашение должно быть достигнуто по условиям (пунктам), сформулированным с достаточной определенностью. Именно такой подход получил закрепление в ст. 2-101 Принципов.

При определении соответствия волеизъявления стороны договора ее действительному намерению (воле) традиционно возникает вопрос о том, чему надлежит отдавать предпочтение – воле или волеизъявлению. Гражданскому праву Германии, Голландии и скандинавских стран, например, свойственно придавать значение не тому, что предполагала сторона в глубине души, а лишь тому, что она реально выразила в договоре: «люди связывают себя словами, а не мыслями». Именно такой подход воспринят ст. 1-102 Принципов, которая констатацию намерения стороны юридически связать себя договором ставит в зависимость от того, насколько ясным это намерение представлялось контрагенту из её заявлений или поведения. Названная статья закрепляет для этого критерий «разумных ожиданий» лица, к которому обращено волеизъявление.

По существу, этот подход распространяет принцип bona fide на ведение переговоров о заключении договора.

Этот же принцип положен статьей 2-302 в основу правил о полномочиях представителей: такие полномочия могут быть прямо выраженными или подразумеваемыми в зависимости от фактических обстоятельств. Так, лицо признается наделенным полномочиями представителя, если заявления или поведение представляемого побудили разумно действующих третьих лиц добросовестно полагать, что представитель получил от представляемого необходимые полномочия.