Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Gubin_interaktiv.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
164.35 Кб
Скачать

3. Как устроено «Телефонное право»

Прежде чем продолжить разговор о факторах успеха интерактивной программы, я укрупню план, дам скелет «Телефонного права».

Для слушателя все выглядит примерно так. До эфира мы запускаем ролики, анонсирующие тему и номер телефона, по которому можно высказать точку зрения еще до программы. Тот же анонс, только сильно расширенный, я повторяю в начале программы в прямом эфире. Затем я представляю гостя, который приходит в студию живьем, и троих экспертов, которые выходят в эфир по телефону. Три для часовой программы - это оптимальное число. Два – мало. Четыре – много. Еще в работе мне помогают режиссер, поскольку у нас классическая, старорежимная студия, где пульт отделен от ведущего стеклом; и сидящий на телефоне администратор, о котором я еще скажу пару ласковых слов. В смысле, правда ласковых: у меня выдающийся администратор.

И минутки три мы болтаем с гостем, пока администратор дозванивается до гостей, которые отозвались на анонсы, и мнение которых мы уже знаем. Таким образом заполняется «провисание» программы между началом обсуждения темы и звонками в прямом эфир. А потом звонки начинают валить, как французы в 812-м: только успевай отстреливаться из своего Шевардинского редута.

3.1 Производство анонсов

По влиянию на успех программы я ставлю анонсы на пятое место, но по последовательности появления их в эфире имеет смысл рассказать о них сейчас. За три часа до эфира каждые 30 минут мы крутим один и тот же ролик. «Здравствуйте, дамы и господа, меня зовут Дмитрий Губин, и в семь вечера, после новостей, выходит моя программа «Телефонное право». Юрий Лужков предложил создать в Москве полицию нравов. Кого и от кого должна защищать полиция нравов? Если вам есть, что сказать, и у вас есть нравы, нуждающиеся в защите, позвоните нам по телефону 950 6127. Кого и от кого должна защищать полиция нравов? 950 61 27. Жду».

Это и есть мой анонс. Администратор, он же продюсер, Сережа, сидит на телефоне, записывает: имя, точка зрения, контактный телефон, умный или дурак…. Сначала мы пытались реализовать схему, принятую на Би-Би-Си. Когда там идут анонсы, то за телефоны усаживается целая девичья бригада, и перед каждый – многоканальный телефон-«гибрид». Слушатель звонит из любой точки мира и сообщает свой телефон, ему тут же перезванивают, узнают его точку зрения, вводят в компьютер, сообщают редактору, а тот уже решает, использовать ее или нет в эфире. Именно редактор, а не ведущий, отбирает нужные точки зрения. Нужные - в смысле поддержания баланса мнений, это базовый принцип Би-Би-Си. Именно это формирует сценарий будущего эфира, на котором «самотека» практически нет. Мы пытались эту схему осуществить, и в результате на все анонсы получили лишь два звонка. Я вышел в эфир, будучи уверен, что все, провал, интерактива не будет. А на эфире как прорвало, перегреты все телефоны, оборваны все «гибриды»…

В общем, у нас английская идея как бы предварительной записи на эфир не работает, но анонсы все равно нужны. Хотя бы потому, что это внутренняя реклама программы. Тут и вправду кашу маслом не испортишь Можно давать анонс хоть каждые пятнадцать минут, и начинать хоть за сутки, но номер телефона вашей станции лучше давать в анонсе за два часа до программы, иначе будут звонки не по теме.

Еще очень важная функция анонса - это уточнение темы. Я большой противник приблизительности, и анонс, который по сути очень короток, должен точно называть тему. С моей точки зрения, единственная возможная форма для анонса - это форма вопроса. Вот Познер на «Радио 7 на семи холмах» говорит: «Вы знаете, сегодня вот что произошло. Давайте это обсудим». Это очень не точно, не определяет цель, кроме того, размывается аудитория, размывается возможность четкого ответа. А когда ты задаешь вопрос: «Семья и карьера. Мешает ли семья карьере и разрушает ли карьера семью? Если у вас возник конфликт интересов, то что вы предпочтете?» И любой человек, который будет отвечать, ограничен рамками вопроса «все-таки вы за семью или за карьеру?»

Вот еще пример анонсов. Мы хотели поговорить о глобализме, потому что у тех, кто когда-то мерз два часа в очереди в «Макдональдс» на Пушкинской, родились детки, которые готовы «Макдо» забросать тухлыми яйцами. Отечественного производтва. Конкретный анонс у меня звучал так «Здравствуйте, дамы и господа, меня зовут Дмитрий Губин, и в семь вечера, после новостей, выходит моя программа «Телефонное право». Я все жду, когда кто-нибудь крикнет, что в мире все зло от «Макдональдса». И предлагаю начать дискуссию о глобализме прямо сейчас. Пугает ли вас глобализм? Если да, то почему? И какими национальными методами вы предлагаете с ним бороться?»

Еще раз повторю: не ждите незамедлительной реакции на анонсы. Они – мина замедленного действия, и звонить будут сразу в эфир. Вот почему в эфире я анонс разворачиваю и расцвечиваю. Например, программу о глобализме я начинал с истории, которую особо люблю. Как известно, «Макдональдс» - это лучший бесплатный туалет в мире. В вот в Минске в «Макдональдсе» закрыли туалет, которым пользовались на халяву студенты местного университета. В ответ студенты украли пластмассового клоуна, который стоял перед входом в «Макдональдс», и начали шантажировать менеджера, отрубая клоуну по пальцу и отсылая по почте. Погибли оба: и туалет, и клоун.

А вот начало программы, которой предшествовал анонс типа «Эй, взрослые ребята? Чего по ночам не тусуете? Какой ночной жизни вам не хватает?»

ЗАПИСЬ

Ну что, поехали! Здравствуйте, дамы и господа. Как всегда в это время с вами Дмитрий Губин и программа «Телефонное право». В нашей стране после 30 лет люди почему-то считают, что превращаться в дядечек и тетечек - это достойно и духовно, а нырять в клубную, а тем более в ночную клубную жизнь, - это вот фи. Во-вторых, несмотря на то, что список московских клубов составляет, по данным журнала «Афиша», 175 единиц, а сколько в Питере, сосчитать невозможно, поскольку там аналогичного журнала пока не имеется, клуб себе по размеру, как пиджак, подобрать не просто, впрочем, и пиджак подобрать не просто. Нет клубов с танцами под аккордеон; нет клубов, где можно все и со всеми; так и не открыта нудистская дискотека, чил-аут который должен быть заполнен специальным инертным газом, который искажает все звуки, и вообще, «Хали-гали» один на всю страну. Нет, кстати, вечеринок, подобных тем, которые в свое время так любил устраивать в Нью-Йорке Энди Уорхол, например, когда публике в смокингах и бриллиантах связывали за спиной руки, и перезревшую хурму в качестве единственного угощения хватать заставляли ртом. Нет тихих, спокойных, закрытых, с библиотеками, хорошей кухней, исключительно мужских клубов, на манер английских. То есть мужские клубы есть, туда женщин действительно не пускают, но это совершенно иная тема, иной разговор. Так что мой вопрос для сегодняшней передачи такой: «Какой ночной жизни вам не хватает?». А если вы считаете, что с годами танцевать, вести ночную жизнь, оттягиваться - это не солидно, то объясните, пожалуйста, что вас к такому решению подвигло.

М-м-м…Как-то затянул я сегодня свое вступление, по-моему, пора уже танцевать. Так вот, танцевать мы сегодня будем вместе с адвокатом Александром Добровинским и вице-спикером Государственной Думы Ириной Хакамадой, но они реализуют свое собственное телефонное право чуть позже. Ну а в студии, рядом со мной, хихикает и улыбается на мои слова Федор Павлов-Андреевич, которого я представляю и в качестве редактора журнала «Молоток», и в качестве театрального режиссера, и в качестве ведущего, вместе с Людмилой Нарусовой, программы «Цена успеха», на канале Россия. Федор, здравствуйте…

Вот типичное начало программы. Вот так долго и занудно, минут пять я говорил. Ведь я зануда, правда? Какой я зануда, это просто ужасно! Но не могу прекратить. А вы почему-то не можете переключиться на другую станцию, потому что не знаете, к чему я подведу и какой еще пример приведу… И что скажет о своей ночной жизни Хакамада… Цепляет, правда?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]