Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Міністерство освіти і науки України.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
422.57 Кб
Скачать
  1. http://uk.wikipedia.org/

  2. В.Степаненко «Полная История Донецка»

  3. Газета «Комунист»

Додатки

„Коммунист”.03.06.1920

„Пролетарий, в деревню за кулацким хлебом, салом и мясом”.

„Организованным путем получить хлеб” // Коммунист. 4.06.1920. № 123.

„Рабочий знает, что хлеб в деревне. Рабочий привык каждое восресенье ездить туда и добывать его. Каждое воскресенье тысячи робочих, забирая с собой последние тряпки и лохмотья, направляються в деревню, чтобы обменять их на куски черствого хлеба. Отчого так велико коисчество прогулов на фабриках и заводах, отчого сокращается число робочих, отчого на биржах труда часто днем с огнем не удается найти специалистов”

Право проезда по железным дорогам // Коммунист. 27.06. 1920. № 143

„Президиумом Всеукраинского Ц.И.К. утверждены следующие правила для проезда по железной дороге: для сокращения числа пассажиров, едущих по жлезной дороге на дальнее расстояние безо всякой надобности или по личным делам, ограничивается выдача разрешений на право выезда из той или иной местности.

Право выдачи разрешений на выезд предоставляется только уездным инстанциям, исполкомам, уездным ЧК и др.; организации, в административном отношении стоящие ниже указанных, право на выдачу подобных разрешений не имеют.

Выдающие разрешения учреждения строго рассматривают необходимость поездки и затем, под свою ответственность, выдают разрешения.

Разрешения на выезд красноармейцам и совслужащим, находящимся в командировке и отпусках, выдаются на основании документов ОРТЧК при местных железнодорожных станциях.

Лица, живущие в окружности 50-60 верст от центра и пользующиеся дачным сообщением, билеты получают непосредственно из кассы на основании доекументов, удостоверяющих, что они действительно проживают в одной из местностей в указанной черте. Сов. Служащие, работающие в черте пригородного сообщения, получ ают билеты на основании удостоверения личности, выданного им с места службы”.

Тут таки, в том же номере, в рубрике „о чем пишут рабочие”

Листопад „Саботаж и преступление” // Коммуннист

„Мне пришлось за последнее время часто бывать на вокзале, и, к сожалению, убедиться в том, что там царит полный контрреволюционный хаос. Обращаетесь за справ кой, вас принимают враждебно и нигде вам определенного ответа не дадут.

Вот отправляется эшелон, кругом кипит, шумит, толкаются и лезу в теплушки. У коменданта вы получаете разрешение поехать в штабном вагоне. На платформе вы этого вагона не найдете. Начинаете расспрашивать – ничего определенного не узнаете, и вам наконец приходится искать и просить место в какой-нибудь теплшке.

Член Посадочной Комиссии, справляясь якобы у дежурного по станции, сообщает, что может будет прицепка, но скоро выясняется, что прицепка теплушок Центропечати, железнодорожной команды, Особого Отдела и т.д., где в кадом вагоне находилось от 3 до 6 человек.

Корда вы проситесь, чтобы вас пустили, над вами смеються, издеваются и посылают дальше. Пришлось настаивать на том, чтобы посадочная комиссия проверила документы и билеты, но посадочная комиссия оказалась, почему-то, не авторитетной.

Корда дошла очередь до вагона Центропечати, находящиеся там не хотіли даже пустить члена комиссии. Что же оказалось?

По проверне билетов выяснилось, что там находились лица без всякого права на проезд, тем не менее членами комиссии не было предъявлено сильних требований и дверь была захлопнута, а лица, там находящиеся, благополучно продолжали свое благоустройство.

Итак, прошатавшись вокруг эшелона много времени, кидаясь от одного места к другому, вам, ответственному работнику, котрому не обходимо немедленно выехать на место командировки, приходится возвращаться.

Можно указать массу примеров, массу голых фактов на недопустмые явления нашей железной дороги.

Спрашивается, что это – саботаж или факт болем глубокой неорганизованности? Надо во что бы то ни стало наладить жизнь нашого вокзала. Дальше так не может быть терпимо.”

Коммунист. 14.07. 1920. - № 156.

„Поїзд т. Сталина провел в Донецкой губернии 350 митингов, организовал 10 КНС, распространил огромное количество литературы”

Коммунист. 18.07. - № 160

Донецький басейн:

Каменноугольная промышленность:

Робочих в июне: 118 тыс., забойщиков – 16 тыс., остальных подземных – 33 600 и поверхностных – 68 тыс. Погрузка в июне – 600 вагонов в день, добыча – 25, 5 млн. пуд.

Коммунист. 13.08.1920. № 182.

Д.б: 300 крупных и болем 1000 мелких предприятий.

Романовский М. Негоди и дураки // Коммунист. 30.09.№ 219

„бороться с негодяями, „классовый состав” которых впоєне определен, не только при помощи Особах Отделов. Всякий честный гражданин должен на время как бып превратиться в чекиста, всякий сознательный труженик должен принять участие в ловле негодяев, в сведении их на нет. Необходимо решительно и энергично вывести вон эту заразу в Советской республике. Нужно оторвать вражеские щупальца от нашого живого тела, не останавливаясь перед самими суровыми мерами, перед самими жестокими наказаниями. И весь рабочий класс, все трудящееся население должно принять участие в этой работе, укрепляюще наш революционный тыл»;

Бессилие, разгильдяйство или преступный саботаж// Коммунист. 1920. 24.10. № 238.

„Безалаберщина сама навязчиво и нахально лезет в глаза, и я не могу ее не видеть, и невольно из груди вырываются крикливо вопросы „Почему”?, „Кто виноват”?, „Где выход”? „Разгрузка” вагона с солью „был прямо восхищен интесивоностью работы” „Опять, до зари еще заколихались сгорбленные под мешками эти нитики голода и холода, во всем недовольные, обиженные Советской Властью. Эта развращенная легкой наживой и грабежами праздношатающаяся, саботирующая честный, хотя и тяжелый труд публика. 2-3 пуда каждый..., и их 100-150 человек. И поять так же спокійно они делают свое дело. А к чему ж волноваться? – практика, гарантия: тут и стрелчник, тут и сторож..., а кто их знает. И поять никого, из имеющих власть или советсь запретить. ...

„Кто же ответственен за то, что честный рабочий, стоячий у станка, не получаетпричитающейся ему соли? Кто же виновник того, что мы не можем бросить в деревню лишний фунт то й же соли т тем рас положить крестьянина к болем охотному выполнению разверстки. И, наконец, кто развращает робочих, толкая их своїй небрежностью к сохранению народного достояния на преступление?”

Дитячий базар// Вісті. 6.06.1920

„біля станції південної залізниці справжній базар, де головними торговцями є діти віком від 8 до 15. Торгують усім: сірниками, цигарками, ірисом. Соняшниками, лимонадою. Жваво іде торгівля: шумно, весело. Добре діти заробляють, але заробіток тут же спусткається на солодощі, яблука та цигарки. Тут... діти рано стають самостійними, навчаються розпусті, міцній смачній сварці і спекуляції в усіх її видах та формах... і кадри дволітніх торгашів ростуть”, отож, що ж виросте: „Нічого крім бандитів, грабіжників, осіб, що живуть легкою працею”

Вісті. 17.06.1920. Постанова народного комісаріату продовольчих справ УСРР від 14.05. 1920. Заборонено перевозити борошно, крупу і зерно. Хліб печений – 10 фунтів, м’ясо – до 5, риби – 5, масла, олії – до 2, сала – до 2, цукор и вироби з нього – 2 фунти, яєць – 20 шт., чай – 0,5 фунтів, кава, какао – 2 фунти, картопля – 2 пуди, сир голландський – 1 фунт, сіль – 1 фунт, ікра – 1 фунт, цикорій – 1 фунт. (загалом – не більше 20 фунтів на душу). Ненормовані: сир, сметана, молоко, овочі, гриби, городина, птиця, мед, м’ясо кінське..

Зауер. Навала мішечників та її наслідеки//Вісті.20.07.1920.

(скільки ж ми витрачаємо палива на перевезення?) „коли так буде тягнутися і далі, то вся наша величезна праця і енергія, витрачена на підняття і видужання транспорту, правильна розверстка і постачання працюючих мас живиною, нарешті будуть доведені мішечниками до нуля... наслідком цієї руйнуючої сили мішечників припиниться в решті і економічне і промислове життя країни”

Зорін А. Ще раз мішечники // Вісті. 23.07.1920.

„спекулянти, дезертири, люди, які ніколи не стояли за верстатом, не мали в руках молота, не були й не мріють зв’язати себе з долею революції, а навпаки – ворожі їй. Це – дрібні професійні спекулянти, які звикли жити на легких хлібах, звикли до визиску...

Ф. 1, 0п. 1 Д. 630, 33 с.

С. 33. 20.12.1920. Объявление Донецького Губернського Чрезвычайного Комиссариата а Особого отдела Донецкгубчека

№ 5

„В последнее время замечается в Донбассебольшой приток спекулянтов, преимуществено за солью, особенное скопление таковых наблюдается на станциях, в деревнях, прилегающих к рудникам и на самих соляних рудниках. Упомянутые лица хищническим образом выкачивают большое количество соли из имеющихся запасов и этим самым дезорганизуют то правильное распределение соли, предназначенной для робочих и крестьян, проводимо нашими продорганами.

Бедсствия, приносимые означеннями спекулянтами неисчислимые:

Во первых большое скопление спекулянтов на станциях разносит заразу, главным образом инфекционные болезни, сыпной тиф, который распространяется в деревнях и робочих кварталах и этим самым причиняют большое бедствие беднейшему населению, рабочим и крестьянам, и причиняют среди них большую смертность.

Во вторых, спекулянты разрушают железнодорожный траспорт, проезжая на угольных ешелонах, способствуют хищению угля, предназначенного для фабрик и заводов для поднятия промышленности.

В третьих, спекулянты, будучи снабжены колоссальными денежными суммами, путем денежного продкупа, увлекают в свое гнусное дело также несознательную часть робочих, толкая их на государственное преступление. Рабочие рудников к великому позору систематически похищают соль с рудников, передавая ее в руки скупщиков и таким образом являються прямими сообщниками злостных спекулянтов”

Преддонгубревтрибунала

Рапорт

Государственная преступность, бандитизм и так далее в Шахтинском и Каменском районах не уменьшаются, а скаждым днем развиваются и принимают широкие размеры, так что дела подсудных Трибуналу требуют колоссальных напряжений сил, а местные Советские органы не только не способствуют борьбе с преступностничеством, а наоборот, пассивны ко всякому злу…

Для успешности весьма сложных расследований мне очень часто требуется выезд в крупные населенные пункты для производства следствий , ввиду расстройства и недостатка гужевого транспорта и ввиду того, что Шахтинский и Каменский районы связаны сплошною железнодорожною сетью, я обращался с ходатайством в Управление железных дорог о разрешении вагона-теплушки для выезда по экстренным делам по районам, дабы стать ближе к трудовому населению для исполнения служебного долга, но никаких результатов не добился.

Пытаясь как и раньше, так и теперь совершать поездки в общих вагонах согласно мандату, кроме инцидентов и уголовных эксцессов ничего не может получиться, каждую поездку или приходится по 2-3 оставлять за неимением мест, или потому что у железнодорожных комендантов есть свои особые права допускать в вагон кого они пожелают.

И вот благодаря этим условиям в вагонах раскатываются кумушки, спекулянты, дезертиры всех сортов, бандиты и т. д.

Слов нет, с эти злом мы на местах должны бороться, и бесспорно будем, но главным образом нужно и необходимо стать ближе Красному правосудию к деревне; деревня – нерв государства и она требует наших указаний, она требует наших советов, а наряду с этими работами падает преступность, растет уважение к Народному правосудию и ускоряется его производство, но благодаря укоренившемуся саботажу и шкурничеству железнодорожных служащих комендатуры, тунеядцев и их приспешников работу часто выполнить невозможно.

Докладывая о вышеизложенном, прошу помочь мне в достижении требований и ходатайствовать для поездок как для меня, так и для народных следователей.

Оснарслед Подпись

“Спекулянты-мешочники берут хлеба немного, чтобы в своих личных интересах продать этот хлеб по высоким ценам. Мешочники вызывают голод и обманывают население, которое думает, что мешочники, продавая хлеб, делают благодеяние. Все охранные команды и отряды на дорогах и на местах посадки мешочников должны пресекать эту нагрузку. Все солдаты, рабочие, крестьяне и все население должно отвернуться от мешочников и бойкотировать их, не продавать и не покупать у них хлеба. Железнодорожники не должны давать мешочникам вагонов, а наоборот, образовать планомерную борьбу с ними, обращаясь к Советам Депутатов, чтобы в корне пресечь это величайшее зло. Ввиду крайне критического положения, где начался голод, прошу хлебные грузы, идущие в Москву, отнюдь никуда не переадресовывать, а направлять в Москву экстренным поездом

Председатель Чрезвычайной Комиссии Троцкий

„Там де був колись вокзал і де тепер підвищувався тільки незграбний мур, а навкруг його купою лежала неприбрана цегла. Хтось наступав, хтось відступав – і вокзал зруйновано. Поруч із глини зліплено хижу, де стоїть телеграфний апарат. Навкруги спекулянти, що їм довгенько – таки доводиться чекати потягу, порили собі землянки й там живуть. Маленьке підземне місто з своїми звичаями і законами” (Підмогильний В. Проблема хліба // Підмогильний В.П. Оповідання. Повість. Романи. – К., 1991. – С. 125)

В.И. Ленин: «немедленное, во что бы то ни стало, с революционной энергией проводимое, с военной решимостью, сплоченностью, быстротой, беззаветностью осуществляемое восстановление транспорта» (ВИЛ, ПСС, Коль война, то по-военному. т.40, с. 124). (Тер, с. 163).

11.02. 1920 г. введение политотделов на железных дорогах. На транспорт направлялся ряд ответственных партийных работников из армии. В феврале на железных дорогах Украины было введено военное положение. В 1920 г. в Украине было выпущено 40 новых паровозов и 261 вагон. Средний пробег эшелонов составлял 450 км. В сутки (Тер, с. 164)

Харьковский и Луганский паровозостроительные заводы. (Тер., с.162)

Проблемы с отгрузкой угля – особенно до июня 1920 г. Средняя отгрузка в день – в июне – 587 вагонов (Терещенко, с. 161).

К августу 1920 г. – разрушены 850 км. железнодорожных путей, 275 стрелочных переводов, 46 депо, 40 железнодорожных мастерских, 2950 станционных сооружений. Требовалась замена более 10 млн. шпал. Средняя коммерческая скорость движения пассажирских поездов в июле 1920 г. составила 11,2 км. в час. Среднесуточная скорость военных эшелонов зимой не превышала 84 км. (Терещенко, С. 158)

27 серпня 1920 р. Совет Укртрудсоварма постановил приравнивать перевозки грузов с техническими материалами для Донбасса к военно-оперативным перевозкам (Тер, с 153)

Приватна ініціатива різного штибу мандрівних посередників. Аби поділити ризик, вони іноді об’єднували свої зусилля: „спекулянти, – читаємо в інформзведенні ДГЧК, – під виглядом голодуючих робітників здійснюють організацію робітництва і голоти для доведення хліба з сусідніх губерній: Полтавської та Харківської. На місцях через це безлад: ОДТЧК хліб затримує, відсилає у розпорядження Рай заготконтори; потім часто-густо хліб повертається до спекулянтів під маркою „бідноти”, а хліб робітництва конфіскується, оскільки робітники не самі їздять за хлібом, будучи не в змозі полишити працю, а дають доручення спекулянтам, які під час фільтрації прагнуть мерщій вирвати свою частку хліба, а про доручене мовчать” (ДАДО. – Ф. 1, оп. 1, спр. 185, арк. 6). При перевезенні вантажів такі ділки використовували залізничну прислугу. „Попри всі зусилля влади торбарі продовжують царювати на наших українських залізницях. Мовби сарана вони обліплюють все навкруги: вокзали, шляхи сполучення, вагони, дахи, майданчики й буфери. Вони засмітили, запаскудили всю дорогу, перетворили її на розсадник вошів та хвороб. Вони несуть з собою і сіють по лицю землі нашої не одну холеру, а десятки інших зараз. Вони достоту руйнують наш транспорт, посилюючи продовольчу кризу”; „Торбар, у спілці з куркулем, – краде той хліб, який призначений на по праву, і везе його спекулянту”.

Особливо багато енергії в цьому напрямі проявляли жінки. Всі потяги були забиті жінками з лантухами, кошиками, вузлами і т. ін. На всіх станціях десятки і сотні таких самих жінок юрмилися в очікуванні потягу, з вигуками і галасом оточували його й зі слізьми упрошували надати їм місце, бо, в більшості випадків, потяг уже на попередніх станціях був переповнений. Скільки ж енергії треба було мати, скільки голоду й холоду, бруду, принижень – перенести, щоби привести додому хоча б пуд хлібу чи півпуда солі! Тогочасник визнавав, що більшістю цих жінок керувала „не жадоба зиску, а дійсно тяжкі злидні”.(Знамя Советов. № 256. – 1920. – 10 ноября; № 282. – 8 декабря).

До самопостачання харчами, – зазначає сучасний публіцист, – вдавалися і самі залізничники, беручи з собою в дорогу „лантухи з бахмутською і слов’янською сіллю, щоби обміняти її на хліб” за межами губернії; загалом же, – провадить він далі, – з 56 тис. працівників Донецької залізниці (кожен з яких отримував заробітну платню та продпайок), реально працювали залізничниками лише 25 тис. осіб (Клименко К. Голод стращал и железнодорожников // Железнодорожник Донбасса. – 1993. – 23 октібря). Чи гаяли час решта? (с. 133: Никифоренко А.Р. Вільна торгівля на Донеччині в період переходу від “воєнного комунізму” до НЕПу (1921-перша половина 1922 рр.) // Донецький вісник Наукового товариства ім. Шевченка. Т.5. – Донецьк: Східний видавничий дім, 2004. – 126-136.

Вместо бумажки – хлеб // Известия Никоаевского революционного комитета. 9 марта 1920. № 12

«Из ничего не выйдет ничего. А у нас не только нет ничего, но на лицо еще трагический ряд минусов. Разруха топливная! Разруха транспортная. Разруха во всем промышленном проивзодственном аппарате! Деморализация рабочих, силящихся путем спекуляции, ухода в деревню, а зачастую и расхищения инвентаря поправить свое положение. Эпидемия тифа! Угроза эпидемии холеры!. И еще, и еще. Нужны сверхчеловеческие напряжения для того, чтобы выйти из замкнутого круга нашей … разрухи».

Коммунист (Орган ЦК КП(б)У

Принципиальная конструктивная схема паровоза: 1 — топка; 2 — зольник; 3 — паровой котёл; 4 — дымовая коробка; 5 — будка; 6 — тендер; 7 — сухопарный колпак; 8 — предохранительный клапан; 9 — клапан регулятора; 10 —пароперегреватель; 11 — паровая машина; 12 — конус; 13 — парораспределительный механизм; 14 — привод регулятора; 15 — экипаж; 16 — поддерживающая тележка; 17 — бегунковая тележка; 18 — букса; 19 — рессорное подвешивание; 20 — колодка тормоза; 21 — паровоздушный насос; 22 — сцепное устройство; 23 — свисток; 24 —песочница.

Типічний вагон для 1920 року, на якому пересувалися робітники, селяни і солдати

Донецьк 2011