Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
аспекты смерти.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
115.71 Кб
Скачать

Судебные дела, связанные со смертью мозга

Такие случаи в основном связаны с установлением причины смерти лиц, у которых регистрировались признаки смерти мозга, наступившие вследствие насильственных действий, а внутренние органы этих лиц затем были извлечены для пересадки. В 1971г. В Портленде (штат Орегон) судом присяжных решался вопрос о причине смерти человека с пулевым ранением, находившегося в коматозном состоянии, с признаками электрического молчания мозга на ЭКГ, которому проводилась искусственная вентиляция лёгких. Почки больного были извлечены для пересадки. Вопрос заключался в том, что явилось причиной смерти: извлечение органов или травма, нанесённая пулей? Присяжные пришли к выводу, что непосредственной причиной смерти явилось пулевое ранение, действия врачей оценили как убийство при смягчающих обстоятельствах.

Сообщения о подобных судебных делах, а также о других, ещё более запутанных, отражают те трудности, которых можно было бы избежать, если бы состояние смерти мозга как проявление смерти человека обрело юридический статус. В каких-то случаях смягчающие обстоятельства могут позволить обвинению согласиться, что имело место прекращение реанимационных мероприятий, а не насильственное действие, вызвавшее смерть. Но даже если речь идёт об уголовной ответственности, родственники больного и врачи в тех штатах, где отсутствуют законы, признающие смерть мозга, сталкиваются с определёнными трудностями при необходимости использования органов умершего для пересадки.

Какова мера моральной ответственности врачей и членов семьи больного при поддержании его жизни с помощью чрезвычайных средств, если заведомо известно, что он никогда не будет способен участвовать в общественной жизни или хотя бы контактировать с окружающими? Современное законодательство не даёт ответа на этот вопрос. Подобное неопределённое положение ещё больше запутывается при попытке разрешить дилемму: как в таких случаях расценивать отказ от проведения лечения – как пассивное пренебрежение обязанностями врача или как активное ускорение смерти? Чтобы отказаться от применения чрезвычайных мер с согласия больного или членов его семьи, необходимы два условия – необратимая утрата познавательных функций мозга и наличие неопровержимых признаков приближающейся смерти. До тех пор пока длится жизнь, прекращение проведения реанимационных мероприятий можно, только следуя нормам существующего законодательства. Таким образом, врач освобождается о принятия решения, которое часто ему ненавистно.

Заключение

С древних времён считалось очевидным, что через несколько минут после остановки сердца и дыхания жизнь прекращается. Однако при внезапной остановке дыхания, вызванной удушением, утоплением или другими механическими факторами, дыхательное движение, как было установлено, можно восстановить и сохранить жизнь, пока бьется сердце. Таким образом, главным органом считалось сердце, и прекращение его деятельности отождествлялось со смертью. В середине XX в. Развитие методов кардиореспираторной реанимации обеспечило возможность восстановления функций сердца и лёгких, чего нельзя сказать о более чувствительном органе, каким является мозг. Итак, у человека, не способного самостоятельно дышать и реагировать на раздражители, благодаря работе механического респиратора может биться сердце. Считается ли такой человек живым? Отдельные аспекты имеют важное моральное, психологическое, религиозное и правовое значение. Если больных в коматозном состоянии с отсутствующим дыханием неопределённо долго держать в отделении интенсивной терапии, расходы на их содержания становятся столь большими, что лишь немногие семьи могут себе позволить подобные затраты, особенно при отсутствии перспектив возвращения больного к профессиональной деятельности и прежней жизни.

С учётом этих противоречий введено новое представление о смерти, основанное на доказательствах устойчивого отсутствия функций мозга. Новые принципы констатации смерти привели к возникновению множества вопросов у врачей, теологов, юристов, и широкой общественности. Через судебные постановления и правовые нормы новая концепция постепенно стала основой для установления факта смерти при определённых условиях.