Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
вопросы на магистр.doc
Скачиваний:
80
Добавлен:
06.11.2019
Размер:
4.25 Mб
Скачать

23. Достоинства и недостатки архитектуры советского времени.

Архитектура советского периода развивалась с 1917-1918 годов.

     В 1918-м году в Москве была организована архитектурно-планировочная мастерская под руководством И. В. Жолтовского и А. В. Щусева, приступившая к разработке плана «Новая Москва». Тогда же была создана «Всероссийская комиссия по реставрации».

     Величайшими памятниками архитектуры советского периода в Москве являются: высотной здание на Кудринской площади, Военная академия имени Фрунзе, высотное здание на Котельной набережной, центральный корпус Московского Государственного Университета, дом Моссельпрома.

     Был вскоре построен ряд интересных зданий, отличавшихся от эклектичных зданий предреволюционных лет. В 1927-1930-х годах началось строительство первых рабочих клубов, появляется новый архитектурный стиль — конструктивизм, который становится одним из самых распространенных в архитектуре советского периода.

     В этом духе прославились такие мастера как братья Леонид, Виктор и Александр Веснины, строители Дома Культуры ЗИЛ, Дворца Труда в Москве и многих других построений. Братьям Весниным принадлежит также проект здания редакции газеты «Ленинградская правда» (московское отделение).

     Архитектор Моисей Яковлевич Гинзбург был ближайшим другом и соратником братьев Весниных.

      Архитектура советского периода знаменита такими построениями как «Рабочий и колхозница», Башня Татлина (архитектурные символы советской эпохи), памятник Ленину в Железноводске, стадион «Динамо» в Москве, здание редакции газеты «Известия», жилой дом в Ленинграде (Невский проспект 146), Госпром в Харькове, Дом Правительства в Минске и другие.

Личный вклад

История советской архитектуры в нынешнем виде очень плохо документирована. То есть, сама архитектура в виде проектов или построенных зданий известна в достаточной степени. Вряд ли в ближайшее время можно рассчитывать на открытие новых имен или неизвестных ранее построек. Но совершенно неизвестен механизм управления архитектурой. Неизвестен состав жюри многочисленных конкурсов ЗО-х-40-х годов и мотивы принятия тех или иных решений. Неизвестно кем они принимались. Неизвестна, или по крайней мере, никогда не описывалась и не анализировалась структура проектных ведомств и внутрипрофессиональная иерархия, позволявшие мгновенно воплощать в любой точке СССР принятые в Москве решения. А ведь эта структура была важнейшим стилеобразующим фактором. Без нее советская архитектура никогда не смогла бы стать настолько гомогенной и моностилевой в каждый отрезок времени.

 

Фразы типа «было принято решение...» или «советские архитекторы в то время полагали....» кочуют по советским и постсоветским исследованиям всегда без расшифровки того, чье это было решение и чье мнение разделяли сразу все советские архитекторы. Ясно только, что формальные вожди Союза архитекторов и Академии Архитектуры – Алабян, Мордвинов, Чечулин, Власов, Виктор Веснин – никак не могли реально управлять советской архитектурой и принимать самостоятельные решения. Никаких других имен тоже никогда не называется. От этого история советской архитектуры выглядит как загадочный процесс, все участники которого действуют абсолютно необъяснимо и в тоже время абсолютно согласовано.

 

В грандиозном по объему информации двухтомном исследовании С. Хан-Магомедова «Архитектура советского авангарда», в котором описана советская архитектура вплоть до второй половины 30-х годов, о механизме принятия решений в архитектуре, а следовательно о логике ее, архитектуры, развития, вообще речь не идет. Что фактически превращает ценнейшую книгу просто в справочник.

 

Зная как был устроен сталинский советский Союз и как осуществлялось управление всеми областями его жизни, можно с уверенностью предположить, что нити управления архитектурой сходились в ту же точку, что и все остальные - в Политбюро. То есть - лично к Сталину. Тем не менее, Сталин от сталинской архитектуры странным образом отлучен. В упомянутой книге Хан-Магомедова на 1,5 тыс. страниц на Сталина есть две случайные ссылки - по одной на том. Хотя автор описывает двадцатилетие (1917 - 1937 гг.), первую треть которого Сталин был одним из руководящей пятерки вождей, вторую треть - первым лицом в государстве, а последнюю треть - абсолютным диктатором. Даже специалистами в области истории сталинской культуры вопрос о личном влиянии Сталина на архитектуру, часто воспринимается с удивлением. Вроде бы не должно было у него хватать времени на архитектуру.

 

В 90-е годы вышло довольно много книг, описывающих взаимоотношения Сталина с различными областями культуры - музыкой, кино, театром, литературой. Теперь известно, как внимательно и жестко руководил он процессом развития советской культуры. Вплоть до редактуры отдельных книг. Известно, что лауреатов сталинских премий всегда назначал лично Сталин. Иногда очень неожиданно и прихотливо. Известно также, что ни один фильм не выходил в 30-40 гг. на экраны без его разрешения. Им же утверждался и репертуар московских театров (а, следовательно, и практически всех театров страны).

 

Документов, касающихся взаимоотношений Сталина и архитектуры опубликовано крайне мало. Но все-таки они есть. И все они говорят о том, что архитектурой Сталин управлял не менее решительно, чем литературой. Более того, именно он и был Главным Архитектором сталинской архитектуры, а вовсе не бесправные марионетки, возглавлявшие Союз Архитекторов или официальные «корифеи советского зодчества» вроде Щусева и Жолтовского. Их самих, как и всех прочих подвергали регулярным поркам.