Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шевырин ГУЛАГтруд и быт.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
29.09.2019
Размер:
253.95 Кб
Скачать

Текст экскурсии по выставке «гулаг, история, труд и быт».

Вариант Шевырина С.

1. Входная зона. Экскурсовод проходит на площадку перед нарами (левый угол от входа, примерно метр от стены. Не надо забиваться в самый угол, лучше встать у ближнего к входу края нар). Экскурсанты располагаются дугой от входа до левого края экспозиции (договоримся считать «право-лево» стоя спиной к входу в экспозицию). Хотя ужасно мешает витрина, но все же расположить экскурсантов можно. Тут необходимо помочь им расположиться, т.е. руководить группой – попросить пройти и встать так, чтобы всем было видно и слышно. Причем необходимо проявить ловкость и сноровку в ловле падающих на стеклянную витрину дам на высоких каблуках. Чему способствует горбыль на полу (а то, что витрина цела до сих пор, свидетельствует о уже имеющейся профессиональной подготовке экскурсоводов). Итак, группа выстроена. Начинаем с названия выставки, для достоверности показываем табличку. Общая идея выставки – история ГУЛАГа, причины породившие его, условия жизни и труда узников ГУЛАГа. Эта выставка поможет нам понять как идеи освобождения труда, счастья всего человечества, справедливости и равенства (социализм) воплотились в страшную империю лагерей. Где фактически не было предела бесправию, унижению и несчастью людей, загнанных за колючую проволоку и охранные вышки. Где миллионы людей жили и трудились в невероятно тяжелых условиях, где труд стал наказанием, а трудовая норма определяла норму питания. И все это в веке ХХ, в веке бурного развития техники, выхода человека в космос. А в это же время на земле, сотни тысяч людей находились в таких же бараках, как этот, в многочисленных исправительно-трудовых лагерях и колониях. Логический переход к бараку и комплексу «нары, стол и др.». Это типичный лагерный барак, состоящий из 4 больших комнат, рассчитанный на 200-250 человек-заключенных.

«Барак – основной вид жилья лагерников. Оборудован системой двухэтажных нар. Чаще всего бараки каркасные, с засыпкой опилками или шлаком с опилками»1.

Барачной системой ужасался еще А.П. Чехов и писал, что такое «стадное» существование только ухудшает человека: «В пользу системы общих камер, я думаю, едва ли можно сказать что-то хорошее. Люди, живущие в тюремной общей камере, - это не община, не артель, налагающая на свих членов обязанности, а шайка, освобождающая их от всяких обязанностей по отношению к месту, соседу и предмету…. Общая камера не дает преступнику одиночества, необходимого ему хотя бы для молитвы, для размышлений и того углубления в самого себя, которое считают для него обязательным все сторонники исправительных целей…. Стадная сарайная жизнь с ее грубыми развлечениями, с неизбежным воздействием дурных на хороших, как это давно уже признано, действует на нравственность преступника самым растлевающим образом. Она отучает его мало-помалу от домовитости, т.е. того самого качества, которое нужно беречь…»2. «Стадная, сарайная», барачная жизнь ни на секунду не оставляла человека наедине с собой и тогда даже одиночный карцер воспринимался некой отдушиной: «Ты опять в бараке, на «свободе». Сразу кончится эта сказка, эта радость одиночества, темный уютный карцер, куда свет и воздух проникают только через дверную щель — и начнется: барак, развод на работу, кайло, тачка, серый камень, ледяная вода»3.

В центре барака обычно был длинный стол (показать), а вдоль стен – нары. Перед нами сами настоящие гулаговские нары. На них действительно спали заключенные. Эти нары привезены с Колымы. Конечно же, в пермской области были точно такие же, но климат Прикамья не позволил сохранить такие деревянные нары – они сгнили в заброшенных лагерях в глухих лесах и на болотах. Это нары вагонной системы, рассчитаны на 4 человека, но часто количество заключенных в конкретном лагере было так велико, что спали не только по 4 человека, но и по очереди. Исполнительно-трудовым кодексом и различными приказами по НКВД декларировалось наличие у каждого заключенного матраса, одеяла, подушки и других постельных принадлежностей. Если же мы посмотрим на документы тех лет, то увидим, что часто около 50% заключенных постельными принадлежностями не обеспечены. Например: Обеспеченность вещдовольствием в 1 квартале 1945 года в %4.

Рубашка нательная

кальсоны

полупальто

телогрейки

шаровары ватные

обувь

обувь теплая

наволочка тюфячная

подушная наволочка

одеяла

Соликамсклаг

38

32

68

51

58

24

77

83

45

97

Широклаг

100

82

78

20

48

100

100

100

50

97

Усольлаг

100

91

77

63

78

100

100

57

37

88

Т.е. спали на голых досках, закрываясь телогрейкой, в которой работали весь день, может быть сырой и грязной. В одном из Пермских лагерей – Понышлаге – комиссия из прокуратуры обнаружила на нарах настил не из досок, а из жердей - круглых, тоньше руки, с кое как обрубленными сучьями стволов молодых деревьев. Представьте, как можно было спать на таких нарах, да если еще и без матраца.

«Нары бывают сплошные и вагонной системы. (Сплошные – простой длинный настил из досок в два яруса, вагонка – двухъярусная деревянная койка, рассчитанная на 4 человека). При вагонной системе приходится около 1,5 кв. м. На человека, при сплошных нарах – около 0,8 кв. м. На человека. Сплошные нары не раз запрещались, но вопреки запретам использовались почти всегда в ГУЛАГе. Постановление ВЦИК от 1919 года «О лагерях принудительных работ» - «В целях предупреждения эпидемии воспрещается устраивать сплошные нары»5.

(Обратить внимание на ступеньку лагерного барака (под нарами, привезена с Колымы). Посмотрите на этот деревянный брусок. Это фрагмент ступени в барак. Как стерлась его поверхность – тысячами ног.

Отапливался барак печкой-буржуйкой (показать). Такая печка обычно делалась из старой бочки и давала тепло только в то время когда топилась. К утру чаще всего барак совершенно промерзал. Бывшие заключенные сталинского ГУЛАГа рассказывали, что на Севере, на Колыме в таком бараке зимой к утру чайник с водой промерзал насквозь, а на стенах выступала изморозь. Дровами обычно заключенные должны были обеспечить себя сами.

Воспоминания Шаламова В.Т.: «…после многочасовой изнурительной работы люди будут ползти по обледенелым, вырубленным в снегу ступеням, хватаясь за обрывки обмороженного тальника, ползти вверх, выбиваясь из последних сил, таща на себе дрова — ежедневную порцию дров для отопления барака»6.