Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
otvety_na_voprosy_po_makroekonomike_36 (1).doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
885.76 Кб
Скачать

§ 104. Семейство мультипликаторов

Практическое применение идеи мультипликатора весьма многообразно. Ее применяют к различным областям, в том числе к различным частям совокупных расходов и доходов. В предыдущей теме мы уже вводили в тождество дохода такой элемент расходной части, как внешнюю торговлю (Y = С + I + G + X), где Х — чистый экспорт. Вклад внешней торговли в ВНП зависит от уровня чистого экспор­та, который находится вычитанием импортных расходов из валового экспорта. Как и в случае с потреблением или сбережением, экономисты определяют предельную склон­ность к импорту (МРМ) — ту часть каждой единицы распо­лагаемого дохода, которую страна расходует на импорт то­варов и услуг. Знание величины МРМ важно для нахождения

Рис. 19-3

функции импорта. Вспомним, что экспорт — инъекция, а импорт — утечка из циркуляционного потока дохода. Рав­новесный уровень ВНП зависит от величины чистого экспор­та. Когда экспорт и импорт равны, внешняя торговля сбалан­сирована. Но баланса может и не возникнуть, и тогда величина чистого экспорта может стать положительной или отрицательной.

Объем экспорта не зависит от уровня внутреннего реаль­ного национального продукта: он зависит от ВВП других стран, готовых импортировать чужие товары и услуги. Поэто­му график экспорта страны А будет константой по отноше­нию к ее совокупному доходу. Импорт страны А является утечкой и зависит от уровня ее ВНП. Импорт растет, когда растет ВНП, что в конечном счете сказывается на чистом экспорте. Воздействие чистого экспорта на внутренние сово­купные расходы состоит в том, что он увеличивает АЕ, когда торговый баланс является положительным, и снижает АЕ, когда торговый баланс является отрицательным. Рис. 19-3 показывает нам все расходные функции «по нарастающей». Равновесный уровень ВНП, включающего внешнюю торговлю, достигается в той же точке А, где этот равновесный уровень не учитывает (X — М), т. е. где Y = С + I + G. Зато наклон кривой АЕ, содержащей С + I + G, отличается от наклона кривой АЕ, включающей С+ I + G + (X — М). Включение чистого экспорта изменило наклон функции со­вокупных расходов, а именно наклон этой функции опреде­ляет величину мультипликатора. Величина расходного муль­типликатора зависит от предельной склонности к сбережению, которая указывает долю каждой единицы рас­полагаемого дохода, создающей утечку из потока в сбереже­ния. Импорт — еще один источник утечек. Импортная утечка включена в мультипликатор внешней торговли через включе­ние МРМ.

Мультипликатор внешней торговли =

где MPS предельная склонность к сбережению, а МРМ — к импорту. Допустим, что МРС составляет 0,75, а MPS = 0,25. При таких условиях мультипликатор расходов составит 4. Когда мы вводим в модель внешнюю торговлю, импорт является еще одной утечкой, которая связана с уровнем реального ВНП (зависит от него). Допустим, что МРМ =0,1. Это значит, что из каждой дополнительной единицы дохода сумма утечек составит 0,25 + 0,1 = 0,35, т.е. MPS + МРМ. Величина мультипликатора понизится с 4 до 2,86, так как . Вследствие того, что доля дополнительного дохода уходит на импорт в открытой экономике, мультипли­катор внешней торговли будет меньше, чем расходный муль­типликатор для закрытой экономики.

Деятельность государства также создает некоторые муль­типликаторы. Речь идет о деятельности по расходам на по­купку товаров и услуг, по обеспечению трансфертных пла­тежей, по собиранию налогов. Расходы и трансферты — инъекции в потоки доходов, а налоги — утечка. Все эти действия мультиплицированно влияют на реальный ВНП, но величина мультипликатора в каждом из этих случаев будет различной.

Мультипликатор государственных расходов станет точно таким же, как и в случае с совокупными потребительскими и инвестиционными расходами. Его формула имеет тот же вид: или . Однако с мультипликатором налогов дело обстоит иначе. Правительство собирает налоги для того, чтобы финансировать государственные закупки товаров и услуг и затраты на трансферты. Когда налоги повышаются, это увеличивает утечку из потока доходов, в результате чего мультиплицированно снижается реальный ВНП. Если же налоги снижаются, то это вызывает прямо противополож­ный эффект. Значит, мультипликатор налогов действует в обратном направлении, чем, например, мультипликатор государственных расходов на товары и услуги. Снижение налогов увеличивает, а их рост уменьшает реальный ВНП. Кроме того, изменение налогов воздействует на потребитель­ские расходы на любом уровне ВНП, следовательно, сдви­гается потребительская функция. Но функция не сдвинется в соответствии с полной величиной изменения налогов, а лишь в соответствии с величиной изменения совокупных потребительских расходов, т. е. с величиной, равной произ­ведению МРС и налогового изменения. Понимание этой про­цедуры требует применения двухходовки:

  1. определение того, насколько сдвинется потребитель­ская функция: — МРС  изменение налогов;

  2. определение изменений в реальном ВНП, которое достигается умножением изложения потребительской функции на мультипликатор расходов, который, как мы уже знаем, равен величине, обратной MPS, т. е.: изменение потребительской функции  .

Величина налогового мультипликатора может быть опре­делена комбинированием этих двух ходов:

мультипликатор налогов =

Допустим, что правительство увеличило расходы на 75 млрд р. и налоги тоже на 75 млрд р. При этом извест­но, что МРС = 0,75 (следовательно, MPS = 0,25, так как МРС + MPS = 1). Чистое изменение реального ВНП будет следствием двух изменений: 1) положительное изменение ВНП произойдет вследствие увеличения G (государственные закупки); 2) отрицательное изменение ВНП произойдет вследствие роста налогов и, следовательно, снижения распо­лагаемого личного дохода. Итак:

  1. мультипликатор расходов = = 4, ВНП = G 4 = 75 4 = 300 млрд р.

Мы получили величину положительного изменения ре­ального ВНП;

  1. налоговый мультипликатор =

ВНП = (налоги  налоговый мультипликатор) = 75  (-3) = -225 млрд р.

Напомним, что

налоговый мультипликатор =

Таким образом, чистое изменение ВНП = 300 - 225 = 75 млрд р. Чистый результат одновременного и равного увеличения налогов и государственных закупок не равен 0. Мультипликатор расходов больше мультипликатора налогов, вследствие чего рост ВНП из-за увеличения G оказывается больше, чем уменьшение ВНП из-за роста налогов и, сле­довательно, снижения располагаемого дохода.

Помимо расходов на товары и услуги, государственные расходы включают также значительные затраты на трансфер­ты (пенсии, пособия и т. д.). По своему воздействию на ВНП трансферты обратны по сравнению с налогами. Рост налогов снижает потребительскую функцию, а рост трансфертов по­вышает ее. Трансферты увеличивают располагаемый доход и тем самым повышают совокупные потребительские расходы. Воздействие трансфертов на реальный ВНП определяется так же, как и воздействие налогов. Первый шаг — установление первоначального изменения в совокупных потребительских расходах умножением роста трансфертов на МРС. Затем, во втором шаге, нужно умножить изменение в С на мультипли­катор расходов, и мы получим результирующие изменения в ВНП:

мультипликатор трансфертов =

Применяя цифровые значения предыдущего примера, получим:

мультипликатор трансфертов =

Абсолютное значение мультипликатора трансфертов та­кое же, как и абсолютное значение мультипликатора нало­гов, но действуют эти два мультипликатора в противополож­ных направлениях. Если налоги растут, реальный ВНП снижается, если трансферты растут, то реальный ВНП уве­личивается.

Таким образом,

мультипликатор налогов =

мультипликатор трансфертов =

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]