Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Искусство и подражание.docx
Скачиваний:
33
Добавлен:
02.05.2014
Размер:
916.38 Кб
Скачать

Пифагор

"Что именно, согласно пифагорейскому учению, подлежит подражанию? Числа, говорят пифагорейцы, и соотношения чисел. Но что такое число и что такое соотношения чисел? В существе числа заложено, несомненно, не что-то видимое глазом, а лишь некая интеллектуально улавливаемая рациональность. И то, что возникает в видимом мире через соблюдение чистых чисел, называющееся подражанием, не есть просто порядок тонов, музыка. Прежде всего, по пифагорейскому учению, это также и хорошо нам известный поразительный порядок небесного свода. На нем мы видим — если отвлечься от беспорядка, вносимого планетами, которые не описывают равномерных для глаза кругов вокруг Земли, — что все постоянно возвращается в том же порядке. Рядом с этими двумя областями порядка, музыкой звуков и музыкой сфер, выступает еще в качестве третьей области порядок души — возможно, и здесь тоже аутентичная древне пифагорейская мысль: музыка принадлежит к культу и способствует в нем «очищению» души. Правила очищения и учение о переселении душ явно связаны друг с другом. Таким образом, древнейшим понятием подражания предполагаются три проявления порядка: миропорядок, музыкальный порядок и душевный порядок. Что в таком случае означает основание этих порядков на мимесисе (подражании – прим. докладчика) чисел, подражание числам? Ну ясно же: то, что действительность этих явлений составляют числа и чистые числовые соотношения. Не то что все тяготеет к арифметической точности, но этот числовой порядок присутствует во всем. На нем покоится всякий порядок. Платон ведь тоже основывал порядок человеческого мира в полисе на соблюдении и сохранении в чистоте музыкального порядка тональностей, так называемых ладов".9

Присутствие чисел во всем и, соответственно, подражание им – смысл данного абзаца. Сложно сказать, верно ли это. С точки зрения физики – да, но разве художники, музыканты об этом задумываются, о том, с какой скоростью заходит Солнце за горизонт, почему цвет солнца желтый, какая длинна звуковой волны, созданной при нажатии клавиши до и т.д.

"Порядок, который нам позволяет ощутить модернистское искусство, разумеется, уже не имеет никакого сходства с великим прообразом природного порядка и мироздания. Перестал он быть и зеркалом человеческого опыта, развернутого в мифических содержаниях, или мира, воплощенного в явленности близких и полюбившихся вещей. Все прежнее исчезает"10.

Мы ползем по лестнице эволюции и не замечаем, как исчезает подражание, которое так не обходимо не сколько для поддержания эстетики, сколько просто для осознания и напоминание о мире "другом", в котором есть своя душа, своя сущность и причинно-следственная связь. В индустриальном мире происходит вымирания живого подражания – того теплого и уютного, которого так не хватает

Заключение

"…Каждое художественное произведение все еще остается чем-то вроде былых вещей, в его явлении просвечивает и говорит о себе порядок в целом, может быть, нечто не совпадающее содержательно с нашими представлениями о порядке, единившем некогда родные вещи с родным миром, но постоянно обновляющееся и действенное присутствие упорядочивающих духовных энергий в них есть.

Поэтому в конечном счете совершенно не важно, работает ли художник или скульптор в предметной или непред-меткой манере. Важно одно, встречает ли нас в них упорядочивающая духовная энергия или же они просто напоминают нам о том или ином содержании нашей культуры, а то даже о том или ином художнике прошлого. Вот настоящее требование к художественному достоинству произведения. И если то, что изображено в произведении, или то, в качестве чего оно выступает, поднимается до новой оформленной определенности, до нового крошечного космоса, до новой цельности схваченного, объединенного и упорядоченного в нем бытия, то это — искусство, независимо от того, говорят ли в нем содержания нашей культуры, знакомые образы нашего окружения или в нем ке представлено ничего, кроме полной, немоты и вместе с тем прадревней близости чистых пифагорейских начертательных и цветовых гармоний

Так что при необходимости сформулировать универсальную эстетическую категорию, которая включала бы в себе развернутые выше категории выражения, подражания и знака, я мог бы опереться на древнейшее понятие мимесиса, предполагающее представление только порядка, и ничего другого. Засвидетельствование порядка — вот, по-видимому, то, что от века и всегда значимо; и каждое подлинное произведение искусства даже в нашем мире, все больше меняющемся в направлении униформности и серийности, свидетельствует о духовной упорядочивающей силе, составляющей действительное, начало нашей жизни. В произведении искусства с образцовой ясностью совершается то, что делаем все мы, поскольку присутствуем: постоянное возвещение мира. Художественное произведение стоит посреди распадающегося мира привычных и близких вещей как залог порядка, и, может быть, все силы сбережения и поддержания, несущие на себе человеческую культуру, имеют своим основанием то, что архетипически предстает нам в работе художников и в опыте искусства: что мы всегда снова упорядочиваем то, что у нас распадается"11.

Современное абстрактное искусство встречается, порой, очень интересным, построенным на каких-то немыслимых формах или просто неподдающихся восприятию из чистого поиска чего-то знакомого, хотя, всегда в различных силуэтах можно увидеть что-то или узнать, а может опознать? Но нельзя утверждать, что не осталось художников ‑ которые творят то, что у них возникает в голове на основе земных образов, сформированных современным миром, миром научной фантастики, фэнтэзи и обществом.

Сформированные взгляды меняются, ничего не стоит на месте. Современное искусство не зависит от взглядов на жизнь творца, а, скорее, зависит от гонорара, который ему заплатит работодатель… Нельзя утверждать, что не осталось никакого современного творчества, заставляющего задуматься, при его чтении, при его узнавании. Оно есть, но чтобы его наблюдать недостаточно пойти в галерею. Надо быть частичкой этого времени и этого индустриального мира, который, вроде бы, без души… но так мог сказать только слепой человек. Душа человека жива, а значит жива и творческая искра…

Автор рисунка Tim Warnock

Автор рисунка Dimmax

Автор фотографии Fan Ho

Автор фотографии Евгений Максимов