Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Большаков В. П., Новицкая Л. Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии.pdf
Скачиваний:
111
Добавлен:
02.05.2014
Размер:
1.53 Mб
Скачать

Пронизанность жизни художественно-эстетическим началом

Самостоятельное развитие художественных элементов в жизни людей – тоже характеризует культуру Древних цивилизаций. Когда в этой книге шла речь о первобытности, к слову искусство добавлялись слова “так называемое”, поскольку оно почти никак не реализовывалось самостоятельно: ни по замыслу, ни по восприятию, ни по функции. Только применительно к жизни древних цивилизованных сообществ впервые можно с уверенностью говорить об искусстве в значении этого слова, близком к нынешнему. Хотя, конечно, и это искусство весьма своеобразно, на наш взгляд, и связано в своем бытии с другими видами человеческой активности гораздо больше, чем современное. Во многом оно имело все же характер прикладного Но, будучи таковым, развилось до необычайной степени и, осуществляя прикладные функции, как бы попутно, стало собственно искусством, породив новые приемы, формы и возможности эстетического и художественного освоения мира.

Ведущим видом художественно-прикладного творчества во всех древних цивилизациях являлась Архитектура (или Строительство!), развитие которой было связано с верованиями, с культом мертвых и с умножением потребностей в жизненном комфорте. В грандиозных Египетских пирамидах, Великой Китайской Стене, разнообразных храмовых и дворцовых комплексах Древнего Египта, Древней Индии, Древней Месопотамии, Мезоамерики, и т. д. – всюду выявляется вертикаль, устремленность к Небу. Всюду в таких сооружениях выражены идеи величия власти и возросших сил человека данной цивилизации. Повсеместно архитектура совмещалась со скульптурой, выявлявшей разнообразие форм и стилей. Скульптурные изображения древности колеблются от фантастических животно-растительно-человекообразных (как в Древней Индии), до почти натуралистических в Древнем Египте, где стремление к точности воспроизведения вызывалось особенностями религиозного культа. В этой скульптуре и в самом строительстве храмов и жилищ, в их планировке, убранстве проявлялись и прикладной характер, конструктивность и декоративность, художественное мастерство.

Всю жизнь древних людей принизывало художественно-эстетическое начало. Оно проявлялось не только в грандиозности построек и памятников. Это, может быть в первую очередь, касалось развития ремесла, керамики, вазописи, мелкой пластики. Древние шеумеры овладели искусством чеканки и инкрустации. В Древнем Китае, где само письмо стало искусством, делали прекрасные вещи из фарфора, слоновой кости, металла. Поражают изяществом найденные в гробницах изделия древнеегипетских мастеров: украшения, туалетные принадлежности, золотая и серебряная посуда. Древние ремесленники были чрезвычайно искусны, хотя мастерство оставалось очень трудоемким, а инструменты – примитивными. Камень сверлили вручную сверлом с деревянной рукояткой, зажимая заготовку

между коленями и вращая сверло ладонями. Ремесленники украшали и предметы культа и знаки власти, и оружие, и мебель и музыкальные инструменты. Ткали великолепные ковры, изготавливали разнообразные ткани, одежда из которых усложнялась, эстетизировалась, разделившись на повседневную и парадную, праздничную.

Музыку древних трудно себе представить. Но она играла существенную роль, сопровождая, озвучивая праздники и торжественные церемонии. Духовые, ударные, щипковые инструменты – часто изображаются в древних рельефах и росписях, так же как и танцовщицы.

Постепенно развивалась и словесность. Выразительность, поэтичность древних текстов впечатляет и сегодня. Это уже настоящее искусство слова высокого уровня. Конечно, древность еще не знала собственно изящной литературы, музеев для наслаждения ценностями изобразительного искусства, концертных залов для слушания музыки. Эстетическое и художественное начало было вплетено в повседневную жизнь. Но это были уже явные и яркие проявления становящейся эстетической и художественной культуры, реализуемой в жизни центральной художественно-эстетической ценности – красоты.

ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ КАК ОСОБЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

ИКУЛЬТУРНОСТИ

Вцелом, человек в древних цивилизациях становился более человеком (в нашем понимании). Вопрос же о характере и степени культурности людей и их сообществ, состоит во-первых, в том – насколько и как проявляется в жизни потребность не только сладко поесть и поспать, обладать имуществом и быть физически здоровыми? Хотя даже процесс еды может протекать в диких или в сравнительно окультуренных формах. Но главное, – есть ли уже более высокие, духовные потребности? Во-вторых, вопрос и в том, есть ли, и в какой мере, не только умение пользоваться природой и благами цивилизации, но и создавать ценности, творить и ценить творческую форму деятельности и ее результаты? То и другое проявляется постепенно. Прежде всего по мере развития искусственной среды обитания человека, создавая и обогащая искусственную среду, цивилизация обеспечивает наличие первого, низшего, витального уровня культуры и ее ценностей как значимостей. Вместе с этим, и на этой основе получает развитие упорядоченность, организованность жизни (государства, сословия, традиции, ритуалы, церемонии, нормы взаимоотношений), разделение деятельностей, в том числе и профессиональное. Начинает “работать” второй уровень культуры – специализированный. И основой его становятся ценности в качестве норм, в частности норм поведения. Традиционность, нормированность жизни задает ее устойчивость. Вырабатываются внешние формы культурного (цивилизованного)

поведения и взаимоотношений, внутренним содержанием которых становится “должное”, связанное с традицией.

В то же время специализированная культурность обеспечивает некоторое, и весьма существенное, движение форм цивилизованного бытия, искусности различных деятельностей, умения правильно себя вести.

Все это продуцирует и обогащает потребности людей в общении с другими людьми. Изменение проявлений этих потребностей в древних обществах очевидны: от “коллективных” форм слитности первобытности – к большей индивидуализованности взаимодействий людей друг с другом, к большей ценности каждого отдельного человека, к ее осознанию и чувствованию.

Это создает условия для появления потребности в другом человеке, базовой для высшего уровня культуры. Наличие отношений дружбы, любви, проявлений милосердия, развитие нравственности, форм эстетической и художественной культуры – все это говорит о том, что возможной стала реализация таких ценностей как Добро, Истина, Красота и т. д.

Но возможности их реализации ограничены. Цивилизационные сдвиги, конечно, обеспечивают становление культуры, подпитывают ее. Цивилизация, в том числе и древняя, использует культуру. Но по сути она же “работает” и против последней.

Цивилизованный человек становится средством для государства, общества. И высший уровень культуры в рабовладельческих цивилизациях не может быть проявлен в достаточно полной мере даже у культурной элиты. А без этого стимулы к духовному развитию или вовсе пропадают в обществе или оказываются слишком аморфными, недейственными. Во всех древних обществах возникали, связанные с этим цивилизационные кризисы. Цивилизация излишне традиционализовалась, формализовалась, застывала, развиваясь лишь в деталях. Внешние столкновения с другими, молодыми культурами оказывались, в том числе и поэтому, гибельными для старых цивилизаций. А эти молодые, становящиеся, новые, начинали обычно как бы с нуля, лишь потом, и частично, используя то ценное, что сохранилось от погибших цивилизаций и культур.

1.Сидихменов В. Я. Китай: страницы прошлого. М.: Наука, 1978. С.199.

2.Там же. С.304.

3.Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983.

С.48.

4.Там же. С.49.

5.Вейнберг И. П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М., 1986. С.79.

6.Там же. С.75.

7.Бахтин М. М. Автор и герой эстетической деятельности. – В кн. М. М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

8.Наиболее выразительно эти взгляды представлены в произведениях В. Белова и В. Распутина.

9.Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М., 1978. С.63.

10.Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997. С.55.

11.Монтэ П. Египет Рамсесов. М., Наука, 1989. С.114.

12.Клочков И. С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. М., 1983.

С.50–51.

13.Там же. С.51.

14.Там же. С.53.

15.Там же. С.104.

16.Сидихменов В. Я. Китай: страницы прошлого. М.: Наука, 1978. С.307–308.

17.Там же. С.308.

18.Там же. С.296.

19.Цит. по Вейнберг И. П. Человек в культуре древнего Ближнего востока. М., 1986. С.90.

20.Там же. С.90.

21.Более подробно об этом см. Сидихменов В. Я. Китай: страницы прошлого. М., 1978.

22.Монтэ П. Египет Рамсесов. М.: Наука, 1989. С.282.

23.Сидихменов В. Я. Китай... М.: Наука, 1978. С.45.

24.Цит. по : Монте П. Египет Рамсесов. М.: Наука, 1989. С.303.

25.Древнеиндийский эпос, сложившийся в VI–II веке до н. э.

26.Кон И. С. Дружба. М., 1980. С.21.

27.Там же.