Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
_Ekz_1_ye_voprosy.doc
Скачиваний:
38
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
659.46 Кб
Скачать

1. 12. Участие чувашского народа в крестьянской войне под предводительством с.Т.Разина (1650-1671)

Восстания Степана Разина и Емельяна Пугачева на территории Чувашии

Мощные крестьянские восстания, охватывавшие значительные территории и вовлекавшие в движение недовольные слои населе­ния города и деревни, в том числе и нерусские народы, иногда обозначают термином «крестьянские войны». Таких войн на тер­ритории Чувашии было две: под предводительством С. Разина и Е. Пугачева. Несмотря на то, что их разделяет целое столетие, в них было много общего. В первую очередь — единство целей и способов их достижения.

Восстание Степана Разина. Разинское движение возникло дале­ко от Чувашии. В начале 1670 г. Разин с отрядом повстанцев выс­тупил с Дона на Волгу и, овладев Царицыном, спустился к Аст­рахани и занял ее. Из Астрахани он двинулся вверх по Волге. По ходу движения им рассылались «прелестные грамоты». В единствен­ной из них, известной сейчас и написанной от его имени, он обращается к народу: «Пишет вам Степан Тимофеевич всей чер­ни. Что хочет богу да государю послужить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам бы заодно изменников вывалить и мирских кравапийцев вывадить.

И мои казаки како промысь станут чинить, и вам бы итить к ним в совет, и кабальные и апальные шли бы в полк к моим казакам».

В борьбе с крепостничеством восставшие широко прибегали к светским и церковным атрибутам, символам, титулам, чинам, именам враждебного им боярско-дворянского мира, стремясь при­дать вес и законность своим требованиям и действиям. Для при­влечения населения использовалась и его вера в «хороших» царей и героев-избавителей. Например, Разин во время похода тщатель­но оберегал от постороннего взгляда два судна, заявляя, что под завесами из красного и черного бархата везут патриарха Никона и царевича Алексея, официально умершего в январе 1670 г.

Разин очень искусно вел борьбу с государственными войска­ми, уклонялся от крупных сражений, неожиданно налетал на не­поворотливые отряды из засады и неизменно имел успех. Под Симбирском, где собралось около 20 тыс. повстанцев, самообладание оставило Разина — он рванулся в лобовую атаку и был разбит. «А его, вора и крестопреступника Стеньку, самово было жива взя­ли, и рублен саблею, и застрелен из пищали в ногу, и едва ушел. А изымал де было ево алатарец Семен Силин сын Степанов, и тот де Семен над ним, вором Стенькою, убит».

Поражение Разина под Симбирском 1 октября 1670 г., несмотря на то, что пламя восстания еще долго бушевало в Поволжье и других районах, предопределило закат его деятельности и самой жизни.

В самой Чувашии восстания крестьян начались в сентябре. «Пре­лестные» письма дошли до чувашских крестьян, и они поднялись на борьбу. В сентябре чуваши и русские повстанцы осадили Цивильск, но взять его не удалось. Постепенно повстанческое дви­жение расширяется в основном за счет отрядов атаманов Разина, которые рассылаются в разные концы. Отряд Максима Осипова захватил город Алатырь, а жители Курмыша и Ядрина перешли на сторону повстанцев добровольно. Отряд атамана Прокофия Ива­нова (известного под прозвищем Шумливый) занял Козьмодемьянск. Центром повстанцев также был Сундырь.

Зимой 1670—1671 гг. выступления повстанцев на территории Чувашии продолжались. Восставшие расправлялись с помещика­ми, монастырскими властями, воеводами, приказными служите­лями, купцами, устраивали многочисленные массовые казни, по­громы, безудержные расправы. Было много напрасных жертв.

На силу тогда отвечали силой, на жестокость — еще большей жестокостью. Поэтому о подавлении повстанцев на территории Чу­вашии один из современников писал: «На это место было страш­но смотреть: оно было похоже на преддверье ада. Кругом стояли виселицы; на каждой из них висело человек 40—50. В другом месте валялось множество обезглавленных, плавающих в крови. В разных местах находились посаженные на кол, из коих не мало остава­лись живыми до трех суток, и слышны были их голоса.