Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
_Ekz_1_ye_voprosy.doc
Скачиваний:
38
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
659.46 Кб
Скачать

18. Участие чувашского народа в Отечественной войне 1812. Реализация реформы государственной деревни и.Д.Киселева в чувашском крае

Участие в войне 1812 г. Население Чувашии проявило высокий патриотизм в Отечественной войне 1812 г. Оно доставляло фураж, продовольствие, обувь и одежду для нужд армии, особенно тех войск, которые проходили через Чувашию по Московскому трак­ту. Жители деревень по ночам не спали, а охраняли дома, воору­жившись чем попало.

Успешно были проведены три набора рекрутов, набрано сол­дат почти на два полка. Многие добровольно записывались в народное ополчение. Свыше 8 тыс. алатырцев участвовало в со­ставе ополчения, которым руководил князь Д.В. Тенишев. В боях под Дрезденом отличился Симбирский конный полк гвардии штабс-капитана ротмистра ДА. Третьякова (предводитель ала-тырского дворянства), не давший неприятелю обойти русские войска.

Громкой славой у современников пользовался уроженец Алаты­ря генерал-майор П.А.Кикин, который во многих сражениях про­явил беспримерную храбрость и отвагу. В Бородинской битве при контратаке на захваченную французами батарею Раевского ПАКикин получил ранения. Его портрет висит в военной галерее Зимнего дворца среди героев Отечественной войны 1812 г. Он был инициатором строительства Храма Христа Спасителя в Москве.

Представители чувашского народа рядом с русскими храбро сражались на поле брани. Рядовой Иванов Степан участвовал в боях с французскими войсками под Вильно, Витебском, Смолен­ском и в Бородинском сражении. За храбрость он был награжден серебряной медалью «За усердие». Рядовой Киевского гренадер­ского полка Сидор Семенов (уроженец деревни Кожар-Яндоба Ядринского уезда) за героизм был награжден знаками отличия «Святой Анны» и «За военное достоинство 5-й степени», сереб­ряными медалями «За взятие Варшавы» и «За взятие Парижа». Рядовой Федоров Василий (из Чебоксарского уезда) за мужество в боях был награжден медалью «За усердие и храбрость» и возведен в чин унтер-офицера. Другой воин русской армии Семенов Захар (из села Асакасы Ядринского уезда), участник сражений под Смо­ленском и Москвой, под Веной и Берлином, в числе первых под­нялся на укрепленную стену Парижа и увлек за собой остальных. Он за героизм был удостоен знака отличия «Святой Анны» и ме­дали «За храбрость».

Города. Население. В начале XIX в. в четырех городах, распо­ложенных на территории современной Чувашии, проживало око­ло 10000 человек. К середине века городов стало пять: в 1856 г. из села Сундырь Чебоксарского уезда и прилегающих к нему дере­вень был образован «безуездный город» Мариинский Посад.

Население городов постоянно росло и к началу 60-х гг. XIX в. достигло 17,5 тыс. человек. Наиболее быстрыми темпами развива­лись Алатырь и Цивильск. В них проживало уже столько жителей, сколько насчитывалось во всех остальных городах, вместе взятых. Самым крупным городом был Алатырь, где проживало более 7 тыс. человек. Медленнее всего увеличивалось количество жите­лей в Ядрине. В источниках того времени отмечалось, что «Ядрин... представляется скорее селом, нежели городом».

Большинство городского населения составляли купцы, мещане и государственные крестьяне (в 1775 г. посадское население было разделено на купцов и мещан; к купцам отнесли лиц, обладав­ших капиталом свыше 500 рублей). Именно они несли многочис­ленные повинности государству. Управление городами в основном сосредоточивалось в руках градоначальника и полиции.

Государственные крестьяне были наиболее многочисленной ка­тегорией крестьянства Чувашии. Они платили подушную подать в таком же размере, как помещичьи и удельные, и кроме того — оброк. Сумма налогов, которые должен был заплатить крестья­нин, доходила до 14 руб. в год. Для массы сельского населения налоги были непосильным бременем, и за ними числились ог­ромные недоимки по податям.

Государственные крестьяне год от году все более разорялись, а злоупотребления властей по отношению к ним достигли неслы­ханных размеров. Причину этого царские сановники видели в не­совершенстве органов управления, поэтому в конце 30-х гг. была проведена реформа управления, получившая имя ее инициатора П.Д. Киселева реформа (1837-1841). Убежденный противник крепостного права, Киселёв полагал, что свободу следует вводить постепенно, «чтобы рабство уничтожилось само собою и без потрясений государства».

Государственные крестьяне получили самоуправление и возможность решать свои дела в рамках сельской общины. Однако крестьяне остались прикреплены к земле. Радикальное реформирование государственной деревни стало возможным только после отмены крепостного права. Несмотря на постепенность преобразований, они наталкивались на сопротивление, поскольку помещики опасались, что чрезмерное освобождение государственных крестьян даст опасный пример владельческим крестьянам.

Кисёлев намеревался регламентировать наделы и повинности помещичьих крестьян и частично подчинить их Министерству государственных имуществ, но это вызвало возмущение помещиков и не было реализовано. С 1839 г. среди государственных крестьян Казанской губернии начали насильно вводить общественные запашки, доходы с которых власти употребляли на обеспечение продовольствием крестьян в неурожайные годы, на устройство больниц, школ и т. д. Hо под запашки отводились лучшие участки общинных земель.Она мало что изменила. Сущность и формы эксплу­атации казенных крестьян оставались старыми, мало чем отлича­ясь от эксплуатации помещиками крепостных крестьян. Все это усиливало недовольство земледельцев. В 1842 г. вспыхнуло восстание чувашских и марийских крестьян Казанской губернии. В памяти парода оно сохранилось как «Акрамовская война» (Шурча варси) Акрамовское восстание 1842 г. Зимой 1841 г. среди государствен­ных крестьян Чувашии начались волнения, вызванные слухами о переводе их в разряд удельных крестьян. Слухи имели под собой реальную почву. Дело в том, что для них вводилась «обшественная запашка», то есть урезалась часть общинных земель для засева их общиной, для выращивания картофеля и засыпки собираемого хлеба в «магаэсйны». Фактически это было введение барщины среди крестьян, которые до этого были свободны от такой обработки земли. Поэтому крестьяне зая&тяли: «Пускай, что будет, то и будет. Сибирь — так Сибирь, но хотим жить по-старому». Среди крестьян стал популярным лозунг: «Повторим события при Пугачеве!».

К весне 1842 г. крестьянское движение приобрело широкий раз­мах. Наиболее активно выступали крестьяне Акрамовской волости Козьмодемьянского уезда. 19 мая в село Акрамово стали собираться крестьяне соседних сел и волостей, которые криком и шумом вы­ражали свое негодование. Уговоры разойтись по домам были без­успешными. Тогда отряд под командованием полковника Поля на­пал на повстанцев. Было арестовано 464 человека. На следующий

90

день до 10 тыс. повстанцев направились к с.Акрамово, чтобы ос­вободить своих товарищей. Войска выступили им навстречу и начали бой. В бою было убито 8, тяжело ранено более 80 и легко ранено около 200 повстанцев. По воспоминаниям участников, убитых было гораздо больше. Вот одно из них: «въезжает... теле­га, другая и третья, нагруженные ранеными и мертвыми. Сложи­ли их на землю... 36 человек. Страх глядеть было. Но скоро они все замолкли — умерли. Могила величиною с погреб была уже готова. Тут всех мертвых свалили и повезли хоронить». На кресть­ян, умерших от ран, нередко наталкивались позже в лесах, пе­релесках и оврагах. Жестокая расправа заставила крестьян пови­новаться и просить прощения за свои проступки. Царь Николай I, получив донесение о подавлении восстания, собственноручно на­писал: «Слава богу! Но подстрекателей примерно наказать в страх

другим».

Большинство крестьян было наказано шпицрутенами, 382 че­ловека приговорены к крепостной работе и отсылке в рекруты, а 34 человека были сосланы в Сибирь на каторгу. Сохранилось пре­дание, что, прощаясь, они пели песню «Сквозь солнце видно поле».