Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
_Ekz_1_ye_voprosy.doc
Скачиваний:
38
Добавлен:
27.09.2019
Размер:
659.46 Кб
Скачать

20. Чув край в годы первой российской революции 1905-1907

Рабочее движение. Расстрел мирной демонстрации петербург­ских рабочих 9 января 1905 г. эхом отозвался по всей стране. Мощ­ная волна революционного движения, начавшаяся в центре Рос­сии, вскоре докатилась до городов и селений Чувашии.

4 февраля в знак протеста против расстрела телеграфисты стан­ции Алатырь присоединились к общей забастовке железнодорож­ных служащих страны. 9 февраля забастовали рабочие железнодо­рожных мастерских, депо и лесопильного завода. Выборные от ра­бочих слесари Павел Мошкин, Иван Касаткин и токарь Федор Розенберг предъявили администрации свои требования (за основу были взяты требования рабочих Путиловского завода). Рабочие тре­бовали установления 8-часового рабочего дня, увеличения окла­дов каждому мастеровому, отмены сверхурочных работ и штра­фов, постройки при мастерских больницы, открытия начальной ремесленной школы и др. Выступление железнодорожных рабочих в масштабе страны вынудило царское правительство пойти на ус­тупки. Администрация дороги сообщила о введении с 14 февраля 9-часового рабочего дня, пособий на крещение детей и похоро­ны, а также о начислении «за дни болезни полной поденной пла­ты». 15 февраля рабочие согласились выйти на работу. Забастовка имела огромное значение в деле политического воспитания тру­дящихся Чувашии, хотя требования рабочих были чисто эконо­мическими.

Пролетарскую солидарность с петербургскими братьями по клас­су выразили рабочие промышленных предприятий г.Чебоксары. На лесопильном заводе купца Ефремова провели сбор денег в фонд помощи семьям погибших в день Кровавого воскресенья.

В начале июля рабочие Алатырских железнодорожных мастер­ских вновь забастовали. Выборные от рабочих оформили свои тре­бования к администрации: прекратить вычеты из зарплаты на во­енные нужды, ввести расценки на сдельные работы и увеличить их на 50% в сверхурочное время. Рабочим пригрозили локаутом. 11 июля администрация уволила 525 человек. Но ни один не явил­ся за расчетом. Каждый день рабочие собирались на митинги. По ночам в городе расклеивались прокламации. 29 июля, не добив­шись каких-либо результатов, бастующие вернулись на рабочие места. Более 60 человек не были приняты на работу, в том числе и все выборные депутаты. 43 рабочих насильственно отправили в армию.

Революционные настроения среди рабочих Чувашии сохраня­лись в течение всего 1905 г. Осенью они приняли участие в ок­тябрьской политической стачке, а в декабре поддержали Декабрь­ское вооруженное восстание в Москве. В октябре демонстрации и митинги прошли на пристани в Козловке, на Коптарском лесо­пильном и Ядрииском маслобойном заводах. В конце октября од­нодневную забастовку объявили рабочие Чебоксарского лесопиль­ного завода. Их требования Ефремовыми были удовлетворены.

С начала 1906 г. началась активная борьба с рабочим движени­ем. Для этого широко использовались войска. Например, осенью 1906 г. в Алатыре насчитывалось 500 солдат с пулеметами. Пресле­довались активные участники забастовок, арестовывались и вы­сылались ненадежные лица. Выступления рабочих сошли на нет.

Отсутствие революционного опыта не позволило рабочим ре­шительно подняться на борьбу с царизмом. Рабочий класс был расколот. На него значительное влияние оказывали эсеры, кото­рые не выдвигали политических требований, а на последнем эта­пе революции встали на путь террора. Поэтому борьба рабочих прежде всего была экономической.

Крестьянские выступления. Весной J905 г. начались крестьянские волнения в Чувашии. Первыми в борьбу включились бывшие по­мещичьи крестьяне. Еше в марте против помещиков выступили ивановские и рындинские крестьяне Цивильской волости, крест­ником: кие, комаровские, луцкие крестьяне Кошелеевской волос­ти, анастасовские Порецкого участка. Как и в предреволюцион­ные годы, крестьяне самовольно захватывали не принадлежавшие им земли, рубили леса и косили траву в чужих владениях, захва­тывали и делили запасы зерна в крупных хозяйствах. Например, крестьяне села Иваново Цивильского уезда разгромили усадьбу и маслобойное предприятие Курбатова, захватили более 14 тыс. пу­дов купеческого хлеба и распределили его между бедняками. Но прибывший отряд карателей силой оружия заставил их вернуть хлеб. Полицейские и солдаты учинили расправу над крестьянами. Около 100 из них были привлечены к судебному наказанию.

Постепенно под влиянием пропаганды крестьяне стали выдви­гать и политические требования. Так было в селе Бичурино Че­боксарского уезда, где большую работу вел чувашский революци­онер эсер-максималист Т.Н.Николаев. Крестьянский сход, собрав­шийся 27 ноября, выдвинул следующие требования:

122

1. Передачи всей земли... без выкупа в общую собственность всего народа с тем, чтобы ею пользовались только те, кто тру­дится на земле сам своей семьей, причем и женщины должны пользоваться землей наравне с мужчинами.

2. Отмены всех недоимок, выкупных платежей, косвенных на­логов и замены их введением прогрессивно-подоходного налога.

3. Немедленного созыва Учредительного собрания на основе все­общего, равного, прямого избирательного права с тайной пода­чей голосов.

4. Всеобщего обязательного образования не только низшего, но и среднего и высшего за счет государства.

5. Гражданского равноправия всех.

6. Прямого народного законодательства.

7. Выборности, сменяемости во всякое время и подсудности всех должностных лиц.

8. Полной свободы печати.

9. Равноправия языков.

10. Уничтожения постоянной армии и замены ее народным опол­чением.

11. Немедленного возвращения армии с Дальнего Востока.

12. Уничтожения должностей жандармов и шпионов, как со­вершенно ненужных для блага народа.

Довольно частой в Чувашии была и такая форма протеста, как демонстративное неповиновение властям. Крестьяне изго­няли полицейских и старшин, избирали новые волостные прав­ления. Так было в с. Бичурино, селах Кудеиха и Сиява Алатыр-ского уезда и др.

Революционное движение в чувашском крае завершилось круп­ным событием — восстанием крестьян в с.Чемеево Ядринского уезда.

Чемеевское восстание. В деревню Лебедкино в декабре 1906 г. вернулся нижегородский рабочий Море в, арестованный еще в ок­тябре за распространение революционной литературы. Он спло­тил вокруг себя крестьян-бедняков своей и соседних деревень.

11 февраля в с.Чемеево для взыскания податей прибыл со страж­никами волостной старшина. Собрался народ. После того как стар­шина потребовал уплатить подати, крестьяне закричали: «Почему ты со стражниками? Вон стражников из села, чтобы духу ваше­го не было в селе!» Стражники удалились со сходки, но крестьяне двинулись за ними следом. Толпа гнала стражников до самой око­лицы, бросая в них камнями, мерзлыми комьями, пиная их но­гами.

В ночь на 16 февраля исправник Колчурин с приставом и от­рядом из 22 стражников и урядников приехал в д. Лебедки но, чтобы арестовать Морева. Но крестьяне были начеку. По набату немедленно сбежалось около 200 крестьян, отбили его и скры­лись с ним в темноте. Тем же днем исправник с отрядом прибыл в с.Чемеево. Но там его встретили также набатным звоном. Более 300 крестьян, вооруженные кольями, дубинками, топорами и но­жами, пропев молитву, с криком «убьем» бросились на полицию, которая открыла огонь. Один крестьянин был убит, другой ранен. Часть толпы разбежалась, но большинство упорно наступало. От­ряд, отстреливаясь, удалился из села.

П.А. Столыпин потребовал от губернских властей немедленно­го «приведения чувашей к полной покорности». Сюда были пере­брошены дополнительные силы. 21—22 февраля чемеевцы вынуж­дены были капитулировать и дать приговор о полной покорности. Было арестовано 18 зачинщиков мятежа. Газета «Сызранское утро» писала об этих событиях так: «Долго будут помнить крестьяне, как они, умирая с голоду, просили на коленях прощения за то, что в них стреляли стражники, заставляя продавать последнюю скотину для уплаты податей».

Чувашское крестьянство активно участвовало в революции, осо­бенно в 1905 г., но в целом его выступления были разрозненны­ми, многие крестьяне не были свободны от разных предрассуд­ков, поэтому большая часть их и не включилась в борьбу. Решить свои насущные проблемы им не удалось.