Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
шесть из семи.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
26.09.2019
Размер:
188.42 Кб
Скачать

35. Футуристическая группа «Центрифуга». Поэзия Сергея Боброва.

[По статье В. Альфонсова из книги «Поэзия русского футуризма» СПб 2001]

«Центрифуга» 1914 (альманах «Руконог» М.) — начало 1920х (дольше всех остальных футуристич. групп), группа так называемого умеренного футуризма, составила третье главное течение русского футуризма.

Состав: Сергей Бобров, Николай Асеев, Борис Пастернак, Иван Аксенов, Григорий Петников, Божидар, Федор Платов, Борис Кушнер, после развала «Мезонина поэзии» присоединился Константин Большаков. Были и другие. Бобров, Асеев и Пастернак (ядро «Ц.») объединились еще до того как примкнули к футуристам — в группе «Лирика», сохранявшей связь с символизмом.

«Ц.» по времени возникновения отставала на год-полтора от родоначальников ф-зма («Кубо» и «Эго»). Поэтому им пришлось не только сводить счеты с прежней литературой, но и определятся по отношению к лидерам самого ф-зма. В своем манифесте «Грамота» (опубликованом в «Руконог») они называют своих оппонентов по футуризму «пассеистами», агрессивно отвечают на их рецензии, обзывают «трестом российских Бездарей» (исключая Маяковского и Хлеьникова).

Обвинив других в пассеизме, поэты «Ц.» сами куда откровенней опирались на традиции. Критика отмечала, что им присущи «солидная эрудиция» и «культурные поиски». Это самая «интеллигентская» и «филологическая» Бобров изучал поэтов пушкинской эпохи, в круг интересов И. Аксенова входили живопись, музыка, математика, Божидар написал стиховедческую книжку «Распевочное единство».

В творческой практике поэты «Ц.» решали вопрос о динамическом соотношении в пределах стихотворения тематически обозначенного целого и достаточно автономных, как бы отпочковывающихся от целого, обостренно-выразительных деталей. Акцент у поэтов «Ц.» перемещался со «слова как такового» на интонационно-ритмические и синтаксические структуры. [см. билеты по Асееву и Пастернаку]

Бобров был «заводилой» в споре с другими течениями футуризма, настойчиво вовлекал в эти разборки друзей.

Бобров сформулировал понятие «лирический простор» и структурировал пространство стихотворения за счет ломки ритма, дозировки рифмы, введения в стихи разнообразных терминов (вплоть до математических).

Ст-я: «ТРУБОПЭАН» — своего рода поэтическая декларация «Ц.»; «Лира Лир» (оратория).

После революции Бобров преимущественно выступал как прозаик и критик. Опубликовал 3 фантастических романа, две детских книги по математике, автобиографический роман «Мальчик».

34. Творчество н. Асеева футуристического периода.

[По книге «Поэзия русского футуризма» СПб 2001]

Николай Асеев* 1889 — 1963.

В начале 1914 вместе с Бобровым и Пастернаком покинул группу «Лирика» и стал участником новой, уже футуристической, группы «Цетрифуга». В творческой практике поэты «Ц.» решали вопрос о динамическом соотношении в пределах стихотворения тематически обозначенного целого и достаточно автономных, как бы отпочковывающихся от целого, обостренно-выразительных деталей. Акцент у поэтов «Ц.» перемещался со «слова как такового» на интонационно-ритмические и синтаксические структуры.

Асеев, однако, тяготился групповой дисциплиной и организовал в Харькове вместе с Г. Петниковым и Божидаром книгоиздательство «Лирень», которое будучи «дочерним» по отношению к «Цетрифуге», обрело достаточную самостоятельность.

В этом издательстве Асеев выпустил сборник «Зор» (1914), «Ой конин дан окейн» (1916). Итоговой для его дореволюционного творчества стал сборник «Оксана» (1916). Пастернак вспоминая об Асееве периода «Центрифуги», отмечал такие его качества, как «воображение, яркое в беспорядочности, способность претворять неоснавательность в музыку, чувствительность и лукавство подлинной артистической натуры».

Сильное влияние на Асеева оказали Хлебников** и Маяковский. Влияние Хлебникова проявилось в повышенном внимании к слову и тяге к смелому экспериментаторству («Выбито на ветре!») Но Асеев — «лирик по складу души», и даже в откровенно «хлебниковском» по строю ст-ии «Донская ночь» была, по-видимому, лирическая задача — дать почувствовать густоту и чуткость южной ночи. Обычны для Асеева прямые лирические вторжения в объективную тему («Гремль — 1914 год»), лирическая интерпретация исторического и фольклорного материала («Старинное») . И космические масштабы чувства с богоборческим уклоном возникают у него (как у Маяковского) из лирических ситуаций («Я знаю; все плечи смело»). У Асеева важно включение в лирическую тему «посторонних» (зачастую мнимых) источников. В рецензии на «Оксану» Пастернак насчитал у него пять «миров выражения» и особо выделял анахронистические варианты — романтический «тон предания», «таинственность самоутверждающегося апокрифа».

Футуристическая деятельность Асеева продолжилась на Дальнем Востоке. С октября 1917 он служил во Владивостоке в советских учреждениях и активно пропагандиовал новейшее искусство. В июне 1920 вышел первый номер журнала «Творчество», ставшего, по словам Асеева, «культурным центром Дальнего Востока». Вокруг журнала сложилась группа местных и приезжих литераторов, утверждавших футуризм и придававших ему политическое звучание. В 1921 вышла книга «Бомба», которую Асеев считал сам для себя этапной. В том же году Асеев и «Творчество» оказались в Чите. Среди других мероприятий группы — постановка Асеевым трагедии «Владимир Маяковский».

_____

* в т.ч. автор сценариев «Броненосец потемкин» и «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», 1924.

**Хлебников в 1916 принял под свое покровительство группу издательства «Лирень». Появился манифест «Труба Марсиан», под которым в т.ч. стояла подпись Божидара, умершего в 1914 [ср. слова о «строительной жертве» на лекциях Кобринского].