Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
shpory_po_nichukhrinu55.docx
Скачиваний:
43
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
333.16 Кб
Скачать

001. Предмет историографии всеобщей истории

Предмет историографии – становление и развитие историч. науки. Историография изучает содержание и форму историч. знаний, позволяет раскрыть движущие силы историч. науки, основные ее этапы, тенденции развития.

Задачи историографии:

1. Выяснение соц. условий развития историч. науки на разных этапах.

2. Выяснение того, как развивались и изменялись теории, с позиций которых изучался историч. процесс, анализ теоретико-методологич. принципов, анализ теоретико-методологич. принципов историч. познания, присущих каждому направлению историч. мысли.

3. Анализ круга и хар-ра источников, привлеченных историком, конкретных методик их исследований.

4. Изучение формирования проблематики историч. исследования. Какие проблемы прошлого и почему в тот или иной период выдвигаются на передний план?

5. Анализ организаций и форм исследовательской работы в области истории, включая систему науч. учреждений и архивов, вопросы подготовки кадров, издательской деятельности и т.д.

Все эти аспекты тесно связаны между собой. Попытки абсолютизировать один из них ведут к искажению общей картины развития историч. знаний.

222222222222В первой половине XIX в. общественный интерес к истории был чрезвычайно высок. В 1823 г. французский историк Огюс-тен Тьерри утверждал, что именно история наложит свой отпе¬чаток на XIX в. и даст ему имя, как философия дала свое имя ве¬ку восемнадцатому. Увлечение данной областью знания выража¬лось в разнообразных формах: труды известных историков читались, обсуждались в прессе и выдерживали несколько пере¬изданий. Распространенной практикой стало чтение Открытых лекций. В Европе и Америке создавались исторические общест¬ва, музеи, специализированные журналы. В ряде стран начали печатать многотомные собрания источников по национальной истории (некоторые из этих серий выходят и в наши дни, насчи¬тывая сотни томов). Так, с 1826 г. стали издаваться «Памятники истории Германии»; с 1835 г. — «Неизданные документы по ис¬тории Франции»; в Италии с 1836 г. печатались «Памятники оте¬чественной истории»; в США в 1832—1861 гг. было опубликова¬но 38 томов «Государственных документов Америки». Эта вто¬рая волна публикаций источников, в продолжение деятельности эрудитов предшествующих веков, отвечала на запросы времени, отмеченного широким интересом к национальному прошлому.

Особой притягательностью обладали сюжеты, связанные с изучением народного творчества. Считалось, что дух народа, присущий ему неповторимый гений наиболее ярко проявлялись в языке, фольклоре, преданиях, обычаях. Исследователи-романтики обращали внимание на историчность самого языка, этимологию понятий, на проблему происхождения языков. Ответы на эти вопросы давало изучение источников. Романтики собирали и публиковали тексты народных песен, легенд, обрядов, т. е. источники, считавшиеся прежде не важными, не заслуживающими внимания «серьезных» историков. Эта деятельность заложила основы будущих культурно-антропологических исследований. В первой трети XIX в. история продолжала тесно сосуществовать с литературой, хотя постепенно выделялась в самостоятельную профессиональную дисциплину. Был создан новый литературный жанр — историческийроман,который получил огромную популярность среди образованной публики. Ему отдавали дань такие писатели, как В. Скотт, В. Гюго, О. де Бальзак, А. С. Пушкин, Дж. Ф. Купер. Исторический роман оказал большое влияние не только на художественную прозу и поэзию, но и на способы написания национальных историй.

Характерным примером являются романы шотландского писателя ВАЛЬТЕРА СКОТТА (1771—1832), вдохновившие не одно поколение историков на создание трудов. В произведениях Скотта («Айвенго», «Роб Рой», «Пуритане», «Квентин Дорвард» и др.), как правило, сюжет разворачивался на фоне событий шотланд¬ской, английской или европейской истории средневековья и нового времени. Вымышленные герои действовали рядом с извест-яыми деятелями прошлого, и литературный сюжет соединялся элементами исторической реконструкции. Отдавая дань написанию национальных историй, Скотт нередко выстраивал роман вокруг борьбы народов — шотландцев, англосаксов — за независимость.

Писатель был активным членом Шотландского исторического общества, его сочинения основывались на тщательном изуче¬нии разнообразных свидетельств. Помимо романов, Скотту принадлежат исторические труды «История Шотландии» и «Жизнь Наполеона Бонапарта».

В романах Вальтера Скотта прослеживается стремление воссоздавать яркие и точные в деталях картины минувших эпох. При этом прошлое изображалось как славное, героическое время царей и разбойников, подвигов, благородства, коварства, тайн. Шотландский писатель был одним из тех популярных авторов, благодаря которым в культуре сложился образ романтического средневековья. В первой трети XIX в. сосуществовали разные средневековые нормы исторического письма как совокупности приемов, и направление, представленное Вальтером Скоттом, рассматривалось как разновидность исторического повествования. Сочинения эпохи романтизма апеллировали не только к умению читателя здраво рассуждать и следить за аргументацией,но и к его воображению, способности сопереживать истори¬ческим персонажам. Историков-романтиков интересовали раз-личия между эпохами, уникальное и преходящее. Но при этом расстояние между современностью и отдаленным прошлым сокращалось за счет художественного воссоздания колорита прошедших веков. В тексте приводились красочные детальные картины повседневности того или иного времени, подробные описания духовного склада, чувств и мыслей действующих лиц. Читатель мог «увидеть» героев и героинь повествования вблизи. Именно за такую историю ратовал немецкий философ Иоганн Готлиб Фихте: эта история не излагает факты в хронологиче¬ском порядке, а чудесным образом переносит современников в гущу исторического прошлого.

Историческое письмо стало для романтиков способом выра¬жения драмы жизни во всей ее полноте. В сочинении англий¬ского историка ТОМАСА КАРЛЕЙЛЯ (1795—1881) «Французская революция» (1838) недавнее прошлое французов интерпретирова¬лось как грандиозный человеческий спектакль. Героями Карлей-ля были народ и выдающиеся личности того времени. Характер¬ные черты повествования — сопереживание страданиям народа, возмущение жестокостью дореволюционных порядков, восхи¬щение патриотизмом и духовным подъемом французов, осужде-ние революционного фанатизма, гнев по поводу казней и терро¬ра, детально разработанные исторические портреты, описание1 надежд, страхов того времени — создавали возвышенный образ ужасного и величественного события.

Историки и писатели романтизма уделяли большое внимание индивидуальности, внутреннему миру человека, жизненному опыту автора сочинений. Они обращались к индивидуальному сознанию, в котором можно было увидеть отражение природ¬ных сил и проявление Божественного в мире. В историческом повествовании на первый план нередко выходили герои и герои¬ни со своими чувствами и страстями. Они воплощали роман¬тический тип гения, великого творца, чьи помыслы и дела на¬кладывают отпечаток на его эпоху. С этих позиций Карлейлем была написана книга «Герои, почитание героев и героическое в исто¬рии» (1844), в которой развита идея о том, что именно выдающиеся личности и создают историю.

Романтической историографии было свойственно особое от¬ношение к источнику. Сохранившемуся свидетельству следовало вернуть жизнь, чтобы читатели могли во всей полноте прочувст¬вовать минувшие события. Публикаторы стремились к тому, что бы читатель «услышал» голоса героев прошлого. Примером такого издания может служить издание Карлейлем в 1845 г. писем и речей деятеля Английской революции Оливера Кромвеля.

В романтической историографии, в отличие от рациональной историографии Просвещения, важная роль отводилась такимформам познания, как сочувствование и сопереживание, т. е. интуитивное понимание людей прошлого благодаря общности человеческого рода, чувствительности к сходству и различиям между временами. Поэзия и религия рассматривались как не менее значимые пути познания, чем философия и науки. Историками-романтиками была создана система образов, которые могли быть, по их мнению, непосредственно восприняты «глазами души». Такой путь мог вести к неточностям в их трудах, однако картины прошлого были яркими и захватывающими, дажеесли это достигалось исключительно благодаря силе воображения историка.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]