Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
222.docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
191.15 Кб
Скачать
  1. Стиль как предмет дифференциально-психологических исследований

Понятие стиля используется во многих научных дисциплинах. Говорят, например, о «стиле эпохи», «стиле живописи», «архитектурном стиле», «стиле жизни» и т.п. Можно говорить также о стилях поведения и деятельности, и даже о стилях (образе) жизни.

Таким образом, понятие стиля является междисциплинарным, но, несмотря на это, eгo используют, кoгдa хотят подчеркнуть, чем данное явление отличается от других сходных. Следовательно, понятие «стиль» - дифференцирующее. Проблема стиля жизни, поведения, деятельности, руководства, общения, познания является предметом изучения и психологов. (Ильин)

В многочисленных определениях стиля отражается, прежде всего, установка самих исследователей на понимание проблемы индивидуальности, а также их взгляды на характер взаимодействия человека с миром. Распространенной является точка зрения, согласно которой стиль — это и есть индивидуальность, личность. При этом подчеркивается превалирующая роль личностного фактора в процессе формирования стиля и его структуры. Наиболее образным является определение Вольфганга Гете (1858), считающего стиль "проявлением высших свойств индивидуальности человека". Это общее представление нашло отражение и в представлениях современных

психологов о существовании "эффективных" и "неэффективных" стилей, рассматриваемых вне контекста конкретных видов поведения и деятельности.

Постулат о тождественности личности и ее поведения, еще в XVIII веке получил выражение в знаменитой формуле Г. де Бюффона: "Стиль — это человек!". Стиль из области литературо- и искусствоведения трансформировался в ряд психологических теорий — среди которых выделяются ученые-психологи Альфред Адлер, Гордон Оллпорт. Однако во всех этих теориях фактически отождествляются такие разные понятия как индивидуальность, стиль, жизнедеятельность. (Либин)

Представлению о стиле как способе самопроявления творческой спонтанной индивидуальности противостоит понимание стиля как формальной характеристики (то есть придающей только форму поведению или деятельности человека), никак не связанной с содержанием, сущностью личности. В отличие от глобалистов или объективистов, так называемые формалисты считали недопустимым наличие связи между проявлениями стиля, понимаемого как некое самодовлеющее образование, и качественным своеобразием индивидуальности. Таким образом, "личностно-привнесенное" исключалось в угоду "объективно-определяющему". (Либин)

В психологии исследования стиля в XX веке стали проводиться в трех направлениях, использующих различные начальные системы координат:

— личностные диспозиции (Adler, 1927; Allport, 1937; Royce, Powell, 1983);

— характеристики когнитивных процессов (Gardner, 1959; Witкin, 1974; Nosaly 1990);

— параметры поведения (Thomas, Chess, 1977; Lazarus, Fotkman, 1984) и деятельности (Мерлин, 1964; Климов, 1969).

В работах персонолога Альфреда Адлера концепция стиля оформлялась одновременно с развитием представлений ученого о социальных интересах. Последние понимались как непроизвольный импульс индивида, выражающийся в стремлении находиться рядом с другими людьми, адаптироваться к социуму. Несовершенство индивидуальной организации и наличие угрозы со стороны ближайшего социального окружения заставляют человека с детства вырабатывать защитные и компенсаторные стратегии. Таким образом, стиль индивида формируется в первые три-пять лет жизни, под влиянием различных свойств организма и условий воспитания. Всю жизнедеятельность человека пронизывает единая линия активности, лежащая в основе стиля. Люди стараются поддерживать свой сформировавшийся стиль, защищаясь от сознания собственной неполноценности и стремясь, в то же время, достичь доминирования в отношениях с другими (Adler, 1927). Стиль в адлеровской концепции, утрирующей влияние процесса социализации на развитие индивида, выступал характеристикой иерархии жизненных целей и способов, предпочитаемых субъектом для их достижения. При этом А.Адлер отождествлял понятия "стиль жизни", "характер", "личность". Такая недифференцированность представлений была неизбежной на ранних этапах формирования теории стиля. Однако она выглядит архаизмом в работах современных психологов.

Более последовательную психологическую трактовку стиля обосновал Г.Оллпорт, предположивший, что некоторые черты личности могут иметь инструментальное значение, репрезентируя стиль или экспрессию поведения, но не обязательно являясь частью базовой личностной структуры. Стиль определялся как характеристика системы операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных свойств (Allport, 1937). В этой концепции также еще не разграничиваются формально-динамические и содержательные компоненты психики. Черты личности инструментального порядка или диспозиции вооруженности, каковыми терминами были обозначены стилевые параметры, отождествляются в равной степени с функциональными признаками восприятия, к примеру, точностью, объемом или чертами характера, такими как решительность, вежливость, разговорчивость.

В 1930—1940-х годах понятие "стиль" довольно активно стало использоваться в психологии личности. Во-первых, как метафорически-описательный конструкт, объясняющий интегральные характеристики своеобразия жизнедеятельности человека. И, во-вторых, как термин из арсенала проективных психодиагностических средств. П.Роршах (Rorschach, 1921), а затем Р.Вартегг (Vartegg, I939) полагали, что определенные формальные характеристики должны проявляться в самых различных действиях субъекта. Именно для обозначения этих проявлений использовался термин "индивидуальный стиль".

В последующие десятилетия и вплоть до настоящего времени стилевые характеристики становятся предметом теоретических изысканий и многочисленных экспериментальных исследований, ведущихся в зарубежной, преимущественно американской, психологии на методологической основе когнитивистского (Дж.Брунер; Г.Уиткин; С.Клейн; Ч.Нозал) и персонологического (А.Адлер; Дж.Ройс) подходов. В отечественной психологии стиль рассматривается в контексте изучения индивидуально-типологических различий и теории деятельности (В.С.Мерлин; Е.А.Климов; И.П.Ильин). В результате такого «разделения» были сформулированы два исходных определения: когнитивного стиля и индивидуального стиля деятельности:

- индивидуальный стиль деятельности — индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек, в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности (Климов, 1969);

- когнитивный стиль — устойчивые способы приема и переработки информации, проявляющиеся в индивидуальной специфике организации познавательных процессов, влияющей на все уровни ментальной иерархии, включая личностные особенности.

Рассмотрим более подробно исходные положения зарождающейся теории стиля в хронологическом порядке.

Итак, наряду с распространенным пониманием стиля как операциональной характеристики способов реализации индивидом своих мотивов и источника экспрессии поведения, в когнитивной психологии возникает объяснение стилевого феномена в контексте изучения особенностей переработки информации человеком. Идею о существовании устойчивых различий в способах восприятия и мышления сформулировал в 1951 году Дж.Клейн (1951), а термин "когнитивный стиль" предложил американский психолог Р.Гарднер (1953). Качественное изменение знаний о когнитивном стиле начинается с работ психолога Принстонского университета (США) Генри Уиткина (1964), основной заслугой которого считают обогащение гештальтистских представлений о поле и полевом поведении идеей индивидуальных различий. Когнитивный стиль, отражая различные аспекты функционирования познавательной сферы, является стабильной индивидуальной характеристикой способов взаимодействия человека с информационным полем. Наиболее пристальное внимание уделялось таким поведенческим параметрам как зависимость—независимость от поля (Witkin, 1949), импульсивность—рефлексивность (Kagan, 1966), аналитичность—синтетичность или концептуальная дифференцированность (Gardner et ai, 1959), узость—широта категоризации (Pettigrew, 1958), когнитивная сложность—простота (Bieri, 1955). (Либин)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]