
- •2) Стиль ампир. Термин, символика, влияние Французских художников Давида и Энгра на его формирование. Ампир, как продолжение классицизма и начала историзма. Влияние ампира на градостроительство.
- •3) А. Воронихин и к. Росси, Монферран, о. Бове как ведущие представитель ампира в русской архитектуре нач. 19 века.
- •4) Отражение войны 1812 года в русской живописи, скульптуре,графике.
- •6) Русская историческая картина 1 пол. 19 века- Брюллов, Бруни, Иванов.
- •7) Ох стиля бидермайер. Влияние немецких мастеров на творчество Венецианова и Федотова.
- •8) Русский портрет 1 пол. 19 века- Брюллов, Тропинин, Кипренский.
- •9) Академический, романтический и реалистический пейзаж 1 пол. 19 века, понятие «трехплановой раскладки», «кулис». Основные виды пейзажа.
- •10) Ох стиля эклектика. Сходства и различия эклектики и историзма. Неовизантийский стиль- к. Тон, неорусский- Гартман и п.Ропет, понятие «петушиный стиль». Влияние народничества на арх- ру.
- •12) Перов- как представитель «мрачных» шестидесятников
- •18) Ох модерна, его особенности, сходства и различие с предшествующими стилями.
- •Глава 1. Общая характеристика стиля модерн
- •Глава 2. Интерьер модерна в европе и в россии
- •19) Московский и петербургский модерн. Сходства и различие.
- •20) Ох европейского модерна, особенности национальных архитектурных школ.
- •21) Творчество Шехтеля, примат инженера над архитектором.
- •22) «Центр ремесел», «Школа Нанси и э. Галле, Тиффани, Лалик, Фаберже- роль ремесла и ручного труда в эстетике и идеологии модерна.
- •23) Декоративный и рациональный модерн – архитектура, дпи
- •25) Расцвет графического искусства- к. Сомов, о.Бердсли, т. Лотрек, а. Муха.
- •26) От «Хрустального дворца» Пекстона и «Башни» Эйфеля к «Башне» Татлина. Зарождение конструктивизма и функционализма.
- •28) «Баухауз»- от жилья для машины к машине для жилья.
- •30) Сюрреализм ,Экспрессионизм. Соц-реал, «Сталинский ампир»- ох.
7) Ох стиля бидермайер. Влияние немецких мастеров на творчество Венецианова и Федотова.
Бидермейер (Бидермайер; нем. Biedermeier) — художественный стиль, направление в немецком и австрийском искусстве, (архитектуре и дизайне), распространённый в 1815—1848 годах.
Стиль получил свое название по псевдониму «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Эйхродт, и под которым печатал в журналах эпиграммы. Слово Bieder переводится как «простодушный, обывательский». В целом псевдоним означает «простодушный господин Майер».
Бидермейер
Бидермейер является ответвлением романтизма, пришедшего на смену ампиру, поэтому его иногда называют «смесь ампира с романтизмом». В бидермейере отразились представления «бюргерской» среды, формы стиля ампир преобразовывались в духе интимности и домашнего уюта. Для бидермейера характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы и бытовых деталей. Прежде всего стиль бидермейер выразился в живописи. Представители бидермейера в живописи: немецкие художники Г. Ф. Керстинг, Людвиг Рихтер, Карл Шпицвег, австрийские Мориц фон Швинд и Фердинанд Вальдмюллер.
Идеологические предпосылки этого стиля лежат в неустойчивом политическом положении в Германии и Австрии того времени, когда господствовали реакция и застой. Тревожное положение и меланхолия вызывали необходимость ухода от реальности. Типичный выход из этого состояния — погружение в семью, в круг друзей, поиск романтики в маленьких жизненных радостях. Романтические устремления превращаются в реализм.
Основная черта бидермейера — идеализм. Поэтому в живописи преобладают бытовые сценки, а в других жанрах картины носят камерный характер. Живопись стремится найти черты идиллической привлекательности в мире маленького человека. Эта тенденция уходит корнями в особенности национального немецкого быта, в первую очередь бюргерства.
Один из наиболее крупных представителей живописи бидермейера, Карл Шпицвег, писал чудаков-обывателей, как их называли в Германии, филистеров, каким он был и сам. Конечно, его герои ограничены, это — маленькие люди провинции, поливающие розы на балконе, почтальоны, кухарки, писари. В картинах Шпицвега есть юмор, он посмеивается над своими персонажами, но беззлобно. Сам он был человеком прогрессивным, принимал участие в революционном восстании 1848 года.
Постепенно понятие «бидермейер» распространилось на моду, прикладное искусство, графику, интерьер, мебель. В прикладном искусстве наибольшее развитие получают роспись фарфора и стекла. К 1900 году это слово стало также обозначать «старые добрые времена». В 1927 году в немецком литературоведении этот термин применили также к немецкой литературе 1815—1840 годов.
Бидермейер — стиль провинциальный, хотя в этом стиле работали и столичные художники, в Берлине и Вене. Официально тогда были признаны другие направления, неоготика и «прусский эллинизм» в Берлине, стиль «альтвин»(в переводе — старовенский), в Вене.
Проник бидермейер и в Россию. Его влияние есть в работах русских мастеров, А. Г. Венецианова и В. А. Тропинина. Выражение «русский бидермейер» существует, хотя и звучит нелепо.
В России бидермейер — это пушкинские времена. Мода бидермейера — мода пушкинских времен. Это редингот, жилет и цилиндр у мужчин, трость, узкие брюки со штрипками. Иногда — фрак. Женщины носили платья с узкой талией, широкими декольте, широкими юбками в форме колокола, шляпки. Вещи были просты, без сложных украшений, с чертами классицизма и ампира.
Для интерьеров в стиле бидермейер характерны интимность, сбалансированность пропорций, простота форм и светлые цвета. Помещения были светлые и просторные, отчего интерьер воспринимался в меру простым, но психологически комфортным. Стены комнат с глубокими оконными нишами, окрашивали в белый или другие светлые тона, оклеивали тиснёными полосатыми обоями. Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым. Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов.
Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. Дополнительный уют жилому интерьеру придавала окрашенная в тёплые тона мебель и настенные акварели, гравюры, а также большое число украшений и сувениров. Как и в случае со стилевыми предпочтениями, практичный бидермейер отбирает только те предметы меблировки, которые соответствуют его представлению о функциональности и комфорте. Никогда еще мебель настолько полно не отвечала своему предназначению, как в эту эпоху, – декоративность отходит на второй план.
В начале XX века бидермейер оценивался негативно. Его понимали как «пошлый, мещанский». Ему действительно были присущи такие черты, как интимность, камерность, сентиментальность, поэтизация вещей, что и привело к такой оценке.
Бидермейер в интерьере
Стиль бидермейер, привнес в буржуазное жилище скромный вещевой мир с легким налетом сентиментальности. Более поздняя, высокомерная эпоха дала этому стилю насмешливое прозвище «бидермейер» (слово «бидермейер» - «бравый господин Мейер» - как синоним мещанства ввел в обиход поэт Эйхгодт).
От холодного, аристократического ампира бидермейер унаследовал основные принципы построения и лаконизм. Буржуазному сознанию отвечали такие стилевые формы, в которых главный упор был на практичности. Критерием бытовой вещи, мебели, считались, прежде всего, такие качества, как прочность, доброкачественность, удобство.
В мебели эпохи бидермейер мы уже можем обнаружить большую часть современных типов. Никогда еще мебель не была столь «мебельной» по характеру, то есть свободной от архитектурных форм и чужеродного декора. Критерием качественности мебели теперь считаются удобство форм и безупречная столярная работа. Простота форм мебели компенсировалась яркой расцветкой обивок и занавесок, орнаментированных мотивами натуралистически трактованных цветов. В эту эпоху возникла и так называемая «чистая комната» (гостиная). Пространство комнат заставлено большим количеством мебели, которая стремиться группироваться в центре и притом так, чтобы пустоты оставалось как можно меньше.
В мебели стиля бидермейер строгость и холодная величавость классицизма постепенно вытесняются более естественными формами, плавно изогнутыми линиями. Конструкции отдельных типов мебели отличаются остроумием и оригинальностью; главное их достоинство - практичность и удобство в быту. По примеру английских мебельных мастеров столяры бидермейера увлекались и конструированием многофункциональной, «комбинированной» мебели: раздвижных столов; столов с выдвижными или откидными столешницами; стульев и столов, трансформируемых в библиотечную лестницу; письменных столов и шкафов с различными ящичками и т.д.
В эпоху бидермейер наиболее распространенными предметами бытовой мебели были разнообразные шкафы и комоды. Простые формы и линии, свободные от декора поверхности этих предметов позволяли полнее выявить естественную красоту цвета и текстуры дерева. Корпус предмета решался в простых геометрических формах; боковые стенки и дверцы выполнялись либо рамочно-филеночными, либо сплошными, без всяких членений; в случае рамочного оформления рамки были простыми, не профилированными, трапециевидными в сечении. В мебели бидермейера все еще часто встречаются неизбежные следы архитектоники в виде не сильно выраженных, подчас схематично решенных карнизов, тимпанов, колонок или пилястр и гладких, слегка массивных опор.
Большая часть сложившегося в эту эпоху типов мебели не утратила своей актуальности и по сей день. Она отлично подойдет для оформления классического интерьера.
Венецианов и его школа
Ключевые слова: музеи мира, стили, русская живопись, XIX век, бидермейер, Тропинин, Венецианов, натюрморт, Федотов
Известно, что родоначальником бытового жанра в русской живописи явился А. Г. Венецианов (1780 – 1847). В 1815 году Венецианов покинул северную столицу и уехал в Тверскую губернию, где купил небольшое имение Сафонково. Здесь он обрел свою тему, посвятив себя изображению крестьянской жизни. «Ничего не изображать иначе, как только в натуре, что является и повиноваться ей одной», – так писал А. Г. Венецианов, порывая с традициями академического искусства. Однако, «повинуясь натуре», художник не копирует ее, а дает почувствовать зрителю поэзию реального, создает образ гармонического бытия, так ценимого его поколением. Мир Венецианова – полон идиллии и патриархален. В его картинах нет драматических завязок, динамичного сюжета, они, наоборот, статичны, в них ничего не происходит. Вместе с тем человек всегда находится в единении с природой, в вечном труде, и это делает образы Венецианова значительными.
Полны ощущения светлого, радостного восприятия природы и человека полотна «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Сенокос» 1820-е годы (ГТГ). Вместе они составляют своего рода триптих.
А.Г. Венецианов. На пашне. Весна А.Г. Венецианов. На жатве. Лето
А.Г. Венецианов. Сенокос
Венецианов с любовью воссоздает простые сценки, связанные с земледельческими работами в определенное время года: весенний сев, пора жатвы на закате лета. Небольшим холстам кисти Венецианова свойственны проникновенное ощущение национального народного быта, сельской русской природы, понимание облика русского крестьянина. Художник, перемежая светлые и темные полосы, осваивает глубину пространства. Показательно, что небо занимает в его маленьких картинках значительную часть. Земля и воздух пребывают в вечном и гармоничном соседстве.Венецианов не ищет специальных приемов пленэрной живописи, какие искали в это время в Италии С. Щедрин и М. Лебедев. У него предмет не растворяется в воздухе, земля не поглощается воздушной перспективой. В цветовой системе Венецианова сохраняется локальный цвет, но нередко он соединяется со сложными красочными переходами.
Венецианов знал современных ему немецких живописцев, многие из которых отдали дань стилистике бидермейера. Особый интерес он проявлял к искусству Ф. Крюгера. Венецианов написал письмо к издателю «Литературных прибавлений к “Русскому инвалиду”» А. Ф. Воейкову, в котором выразил свой восторг по поводу картины «Парад в Берлине на Оперной полощади» (1831). Мастер восклицал: «У Крюгера везде отчетливость, везде наблюдение натуры!» Не случайно, Венецианов направил своего ученика А. Г. Денисова в Германию для усовершенствования мастерства. В письме от 9 марта 1833 года заботливый педагог сообщает князю П. М. Волконскому о том, что «Денисов отправляется в Берлин на пароходе с Крюгером» и просит выдать ученику сто червонцев.
Как и многие мастера немецкого бидермейера, «венециановцы» оказались не только вне официальной академии художеств, но и сознательно противостояли ей. У этих мастеров сложилась своя иерархия жанров. Если в Академии главным считался исторический, то в школе Венецианова преобладал бытовой жанр, за которым следовали портрет, пейзаж, Натюрморт, интерьер. При этом между отдельными жанрами происходило своего рода «стирание» границ. В таких работах интерьер также «портретен», он представляет собой реальное, обжитое помещение, несущее отпечаток вкусов и привычек его обитателей. Иногда интерьеры соединяются с пейзажем, так как из окна видны части окружающего ландшафта. К похожим приемам прибегали и немецкие мастера бидермейера.
А.Г. Венецианов считал чрезвычайно полезным для начинающего художника писать интерьеры. В процессе этой работы ученик мог скорее и правильнее передавать реальные предметы, их светотеневые и цветовые соотношения. «Неодушевленные вещи: стены, окна, мебель и даже самые статуи, – писал А. Г. Венецианов, – держатся перед неопытным художником смирно, неподвижно и дают ему время точнее и рассудительнее вникнуть».
Картина К.А. Зеленцова «В комнате» (ГТГ) – яркий пример классического русского дворянского интерьера второй четверти девятнадцатого века.
К.А. Зеленцов. В комнате. Гостиная с колоннами на антресолях
Прекрасно найденный в пропорциях объем комнаты, свободно расставленная мебель дают простор для обозрения. Зеленцов внимательно и с любовью передает небольшую уютную комнату помещичьего дома. Художник выбирает такую точку зрения, которая дает ему возможность охватить взглядом реальное пространство. Он приближает к зрителю передний план, достигая его единства с последующим, отчего восприятие интерьера кажется естественным. Композиция картины ясна и уравновешенна. Глубина пространства подчеркнута изображением открытой двери в центре полотна и анфилады комнат. Хорошо уловлены разнообразные повороты и ракурсы фигур людей и статуи. Изменение их размеров также передают глубину пространства.
Интерьер по-своему «портретен», он представляет собой реальное, обжитое помещение, несущее отпечаток вкусов и привычек его обитателей. Мы видим мебель красного дерева, на стенах – картины русской и западноевропейской школы, рельефы на темы войны с Наполеоном Ф. Толстого, в углу комнаты – статуя Венеры, копия античного оригинала.
Все в этом доме дышит душевной ясностью и покоем. Этому впечатлению способствует продуманное освещение. Зеленцов умело передает скользящие лучи солнца, наполняющие комнату теплым дневным светом. Живописец с большой наблюдательностью пишет цветовые оттенки предметов, замечает, как пробегают по ним легкие тени, как свет то поглощается, то отражается различными поверхностями, как лишаются резкости контуры. Естественны и свободны позы играющего с собакой помещика и его приятеля в дверях, рассеянно наблюдающего за ними.
Одним из талантливых учеников А.Г. Венецианова был Александр Алексеевич Златов (1810-1832), бывший крепостной, он получил вольную, благодаря хлопотам учителя. Талантливый художник умер очень молодым, поэтому его произведения весьма редки. К их числу относится картина «Девушка с клеткой» 1830-е годы (ГТГ).
А.А. Златов. Девушка с клеткой
Художник представляет нам одну из уездных барышень во время весеннего праздника Благовещенья, когда по старинному обычаю было принято выпускать из клеток пойманных птиц. Вспоминаются пушкинские строки: И на чужбине соблюдаю
Родной обычай старины,
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
А.А. Златов создает портрет-картину. Прелестная девица с русой косой вокруг головы и васильково – синими глазами задумчиво теребит дверцу опустевшей клетки. Ее грустный взгляд направлен в сторону, куда улетела птичка. Хотя в трактовке фигуры чувствуется некоторая ученическая робость и скованность, но образ, созданный Златовым, подкупает своей искренностью и одухотворенной поэтичностью.
А.А. Венецианов и его ученики вместе составили целый пласт русской культуры, некое братство, с присущим ему цеховым сознанием. Среди них были талантливые личности, отдельные индивидуальности, но все они подчинялись общим обязательным принципам. Не случайно в русской живописи той поры встречается множество интерьерных сценок, созданных неизвестными художниками. Большинство из них отмечено дилетантизмом исполнения, но они полны обаяния и скромной простоты.
Федотов
Значение творчества
Родоначальник критического реализма в русской живописи. Довольно бросить беглый взгляд на совокупность произведений этого замечательного художника, чтобы распознать в них два направления, не представляющих, однако, резкого перехода от одного в другое. Работы, относящиеся к первому направлению, ограничиваются рисунками и эскизными набросками. Они сильно отзываются влиянием Хогарта. В них Федотов, ещё плохо владея рисунком, не столько добивается точного воспроизведения действительности, сколько успевает рельефно выставлять напоказ общечеловеческие слабости и недостатки и осмеивать пошлые или тёмные стороны современных ему русских нравов. Сочинение этих произведений отличается сложностью и запутанностью; их основная идея, так сказать, подчеркивается прибавкою к выражающей её главной сцене побочных эпизодов; художник не скупится на аксессуары, способные усилить вразумительность сюжета, и иногда совершенно загромождает ими свою композицию; движение человеческих фигур хотя и характерно, но угловато и утрированно; то же самое надо сказать и о лицах, которых тип и экспрессия переходят в гримасу. Словом, преобладающий элемент этих работ — карикатура. Но по мере того, как Федотов все более и более покорял себе трудности рисунка и осваивался с приёмами живописи, характер его произведений изменялся, делаясь менее изысканным. При этом типичность изображаемых фигур, осмысленность их движений и экспрессивность лиц не только не ослабевали, но и возрастали вследствие того, что художник все сильнее и сильнее укреплялся в привычке работать с натуры, не навязывая ей форм и выражения, представлявшихся его фантазии, но подыскивая в реальном мире то, что соответствовало этим представлениям; нагроможденность композиции, уяснение её посредством разных мелочей постепенно сменялись простотой и естественностью; самая идея, ложившаяся в основу композиции, становилась все более и более серьёзной и близкой к жизни. Стремясь идти в этом направлении и преодолевая затруднения, которые возникали перед ним почти на каждом шагу в недостаточно покорной технике, Федотов благодаря своему острому уму, редкой наблюдательности и упорному трудолюбию достиг блестящих результатов; но они, без всякого сомнения, были бы ещё более поразительны, если бы судьба обставила его жизнь лучшими условиями и не пресекла её столь жестоко и преждевременно. Тем не менее, и сделанного им достаточно для того, чтобы его имя осталось навеки одним из самых славных имен в истории русского искусства. Он открыл новую, ещё никем до него не тронутую в нашей живописи жилу национальности и сатиры, первый из всех художников показал пример удачной её разработки и оставил её в наследство возникшим после него талантам.
Ср. монографию А. И. Сомова «Павел Андреевич Федотов» (отдельный оттиск из журнала «Пчела» за 1878 год) и альбом Ф. И. Булгакова «Павел Андреевич Федотов и его произведения» (СПб., 1893). В обоих изданиях помещен список всех известных работ Федотова; в первом, кроме того, перечень печатных материалов для биографии этого художника, а во втором — большое количество фототипических снимков с его картин и рисунков.